ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

16
4
Материал опубликован 1 May в группе

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 

Автор: Фалина Ирина Валериевна, учитель биологии МБОУ "Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова" г.о.Самара

Аннотация: в работе рассмотрено понятие «естественнонаучная функциональная грамотность». Приведены классификации кейсов, алгоритм создания ситуационных задач, этапы формирования ЕФГ.

Ключевые слова: естественнонаучная функциональная грамотность, биология, кейсы


Мы лишаем детей

будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Джон Дью́и

Функциональная грамотность – это реальные действия человека, основанные на определенных знаниях и умениях, которые позволяют индивидууму принять конкретное решение, и обеспечивают функционирование его как личности в системе социума, созданного современной цивилизацией.

Если быть более точным, то функциональная грамотность, по словам Леонтьева А.А., – это способность «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».[3]

Выделяют разные виды грамотности, но так как я преподаю биологию, то я остановлюсь на закономерностях формирования естественнонаучной грамотности школьников. Под естественнонаучной грамотностью понимается «способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений».[1]

Естественнонаучная грамотность включает в себя определенные компоненты, которые тесно связаны друг с другом (схема 1). Для формирования ЕФГ подходят самые разнообразные приемы:

 анализ разнообразных статей и публикаций;

выполнение практических и лабораторных работ;

решение практико-ориентированных заданий;

визуализация и моделирование экспериментальных результатов.  

Но успеха можно добиться только при регулярном использовании подобных заданий. И при обязательном применении принципа «обратной связи».t1714591138aa.jpg

В настоящее время наиболее эффективными для формирования ЕФГ в старших классах считаю применение кейс-технологии (или решение ситуационных задач).

Ситуационные задачи хорошо подходят для обучения школьников решению жизненных задач с помощью использования знаний по предмету.

Существует два основных подхода к проектированию ситуационных задач: 1) построение задач на основе материалов учебника (текстов параграфа и его вопросов);

2) построение задач на проблемах из реальной жизни школьников, познавательная база которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах. [2]

Чтобы разработать ситуационное задание, можно воспользоваться следующим алгоритмом [4], который включает пять этапов (схема 2).

Прежде всего это яркое название, которое вызывает интерес. Затем следует ситуация из реальной жизни, которая близка ученику. Обязательно должна быть информация разного характера, и естественно присутствовать вопросы, на которые нужно дать ответt1714591138ab.jpg

Некоторые авторы [5] выделяют два вида кейсов (схема 3):

t1714591138ac.jpg

Существуют разные классификации кейсов, например, другая группа авторов (Якунчев М.А. и др.) предлагает подразделить учебные кейсы по признаку назначения в предметной подготовке на три группы [6]. Классификация поясняет разницу между учебными кейсами (схема 4).

t1714591138ad.jpg

Пример кейса для формирования функциональной грамотности по предмету «биология». Тема «Покровы», 8 класс.

Эффективной методикой, способствующей развитию естественнонаучной грамотности, является научное познание. Научное познание включает три составляющих элемента: знания, умения и этические качества. Это учтено в предметных, метапредметных и личностных результатах обучения по ФГОС. Основным инструментом развития функциональной грамотности является использование различных учебных заданий.[7]

Содержание кейса. Текст «Можно ли человеку обойтись без солнца?»

Весна и лето – сезоны года, которые радуют нас солнечным светом. А зачем человеку солнце? Под действием солнечных лучей в коже синтезируется витамин D, который необходим для усвоения кальция. Без этого элемента плохо формируется скелет. Наши кости становятся непрочными и легко деформируются, что приводит к рахиту. Многие любят загорать, делают это в любые часы, потом хвастаются своим загаром. Но не надо забывать, что часть солнечного света (УФ-излучение) при попадании на кожу может нанести вред.

Загар – это барьер организма, позволяющий коже отразить влияние ультрафиолета. Клетки кожи спасают глубже лежащие ткани от повреждения, но при этом они сами могут пострадать. Поэтому, чтобы сохранить кожу здоровой, при продолжительном пребывании на солнце, на неё рекомендуют наносить солнцезащитный крем и загорать в определенные часы дня.

Вопрос №1. Какое заболевание развивается при недостатке витамина Д?

Вопрос №2. Оцени влияние солнечного света на организм. Ответ представь в виде опорно-логической схемы.

Вопрос №3. Дан список изменений, происходящих в организме человека под влиянием солнечных лучей. Определи, в какой последовательности происходят данные изменения. Впиши буквы в таблицу в правильной последовательности.

а –укрепление костей кальцием

б – перенос кальция витамином Д из кишечника в кровь

в –синтез витамина Д

г – поступление кальция из крови в кости

д – падение солнечных лучей на кожу







Объясни, почему костной ткани требуется витамин Д?

Вопрос №4. Американский дерматолог Томас Фитцпатрик в 1975 году разработал шкалу, в которой оценивал реакцию разных типов кожи на воздействие ультрафиолета.

Рассмотри и проанализируй таблицы 1 и 2. Выполни задание.

4.1. Используя шкалу Фитцпатрика (таблица 1), определи свой фототип кожи.[8]

Таблица 1. Шкала фототипов кожи Фитцпатрика.

t1714591138ae.png



4.2. На основе данных таблицы 2 выясни, какое время ты можешь безопасно находиться на солнце. [9]

Таблица 2. Нахождение на солнце без риска солнечного ожога.

Фототип кожи

Безопасное время на неактивном солнце, мин

Безопасное время на активном солнце (для стран с индексом 10 UVI), мин

I

67

5-7

II

100

10

III

200

20

IV

300

30

V

400

40

VI

500

50

4.3. Можно ли спрогнозировать развитие рака кожи у людей разных фототипов?

Вопрос №5. Солнцезащитные кремы имеют разную степень защиты от ультрафиолетового излучения. Чтобы доказать эффективность действия этих средств был проведен эксперимент. В чашки Петри на питательную среду произвели посев бактерий, чувствительных к УФ. В некоторые из них нанесли тонкий слой крема с определенной степенью SPF (фактор защиты от солнца). Одну чашку оставили для контроля. Все чашки стояли на ярком солнце. Через сутки произвели просмотр содержимого чашек Петри под микроскопом.

Были получены данные, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3. «Эффективность защиты кожи от солнца с помощью кремов»

Чашка №1

Чашка 2

Чашка №3

Чашка №4

Обнаружено много живых бактерий

Обнаружены живые бактерии только в одном месте

Обнаружены скопления живых бактерий в нескольких местах.

Живых бактерий не было


Известно, что использовали крема c SPF 5-10, 15-20, 50.

Сформулируй цель исследования. Попробуй определить, крем с какой степенью защиты был нанесен в каждую чашку Петри. К какому выводу можно прийти на основе анализа полученных экспериментальных данных? [10].

Использованные источники:

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – Москва : Икар, 2009. – 448 с.

2.Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование СЗ для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008. С. 26

3.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

4.Слобожанинов Ю. В. Опыт конструирования и применения ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно-методическое пособие / сост.: Слобожанинов Ю. В. – Киров, 2012. – 72 с.

5.Стрекалова Н. Д., Беляков В. Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство [Текст] / Н.Д. Стрекалова, В.Г. Беляков ; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». — CПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2013. — 80 c. — 100 экз. — ISBN 978-5-00055-008-3 (в обл.). URL:

https://www.hse.ru/data/2014/03/04/1333184440/strekalova-belyakov.pdf

6. Якунчев М.А., Осинин Р.В., Семенова Н.Г., Журавлева Е.В. ВИДЫ УЧЕБНЫХ КЕЙСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 10. – С. 160-166;
URL:
https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39809 (дата обращения: 30.04.2024).

7. URL: https://shkolaprudovojr64.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Estestvenno_nauchnaya_gramotnost_.pdf

8. Шкала Фицпатрика. Авторство: John D’Orazio, Stuart Jarrett, Alexandra Amaro-Ortiz and Timothy Scott. John D’Orazio et al. "UV Radiation and the Skin" Int. J. Mol. Sci. 2013, 14(6), 12222-12248; doi:10.3390/ijms140612222 http://www.mdpi.com/1422-0067/14/6/12222/htm, CC BY 3.0, URL: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=49672997

9. Таблица 2. URL: https://руни.рф/%D0%A8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_%D0%A4%D0%B8%D1%82%D1%86%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0

10. URL: https://www.iro-49.ru/wp-content/uploads/2022/09/%D0%9A%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf Комплект кейсов по формированию функциональной (естественно-научной) грамотности. Под редакцией Л.А. Царевой, Москва, 2022.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ирина Валериевна, за полезную статью о формировании функциональной грамотности! Все четко, понятно, информативно!

2 May

Елена Владимировна, благодарю Вас за внимание к работе и добрый комментарий!

2 May

Благодарю за качественную помощь коллегам! Интересная статья!!!

2 May

Марина Юрьевна, спасибо за внимание к моей публикации! Рада, что Вам понравилось.

2 May