Особенности использования сказкотерапии на коррекционных занятиях с учащимися с ОПФР
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ С ОПФР
В статье описывается особенность использования сказкотерапии на коррекционных занятиях с учащимися с ОПФР. Описано, какие формы и методы можно использовать в работе по данной технологии.
В сфере образования современной Беларуси одной из основных тенденций является увеличение процента детей с нарушениями речи, психического развития, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания. Детям с ОПФР сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе, а именно – в интегрированном классе.
Работая в интегрированном классе, можно использовать следующие подходы: индивидуальный, предотвращение наступления утомления, активизация познавательной деятельности, обогащение знаниями об окружающем мире, коррекция всех видов психических функций и проявление педагогического такта. Проводя коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, воспитание пробелов предметного обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании мировоззрения младшего школьника и его личности в целом, является развитие мышления и коррекция трудностей в поведении и общении. Особое значение это приобретает на первоначальном этапе обучения, когда закладываются основы дальнейшего развития ребенка. Для детей с ОПФР этот этап вызывает определенные трудности, и нестандартные формы обучения здесь могут стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность усвоения знаний.
Для решения этой задачи в коррекционной работе можно использовать метод сказкотерапии. Данная форма пробуждает в детях любовь к чтению, происходит активное развитие речи и речевого высказывания. Сказка развивает все стороны личности ребенка. Так как учащиеся с ОПФР имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала, в этом случае сказка справляется с этой задачей.
Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:
Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду.
Внутренние переживания. Возникают эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»
Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональное силы, становятся непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.
Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или, проблемы связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.
Использование сказок в работе с учащимися данной категории играет огромную роль, так как они по могают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляется добро и зло, смелость и трусость, ми58лосердие и жестокость, упорство и малодушие.
Что представляет собой данный метод? Это комплексная система, направленная на коррекцию речевых нарушений, способствующая развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, умению устанавливать причинно-следственные связи, совершенствованию вербального языка, формированию личности в целом.
Использование сказкотерапии на занятиях помогает решить следующие задачи:
Рождает у ребенка ощущение, что взрослые его понимают, что взрослых интересуют его проблемы и они готовы помочь. Реакция ребенка на эти сказочные истории может оказаться для него единственным способом, которым он откроет взрослому свою душу, расскажет о своих трудностях.
В результате работы с «помогающими» сказками у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «Ищи силы для разрешения конфликтов в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь».
Сказки дают детям множество вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций.
Работая со сказкой, можно использовать следующие направления:
Чтение (рассказывание) произведения
Художественное рисование – рисование, лепка, изготовление аппликации
Диагностика
Придумывание собственной истории
Создание кукольных персонажей
Театрализованная постановка
С учащимися первого и второго классов следует проводить занятия более простые по содержанию. Это чтение хорошо знакомых сказок «Репка», «Теремок», «Заюшкина хатка» с ее дальнейшим обсуждением. Детям предлагаются вопросы: Как поступил бы ты? А ты как думаешь, что было бы если…? Кто больше тебе понравился зайчик или лиса? Такие вопросы заставляют детей задуматься, пропустить эмоции через себя, свой внутренний мир. Далее детям предлагается нарисовать своего любимого сказочного персонажа. Учащиеся, показывая свой рисунок, объясняют свой выбор.
Начиная с третьего класса, учащимся можно предложить сочинять сказки самостоятельно с помощью учителя. Интереснее это происходит в коллективной форме. Дети сами придумывают героев, сюжет, концовку. Далее на уроках трудового обучения совместно с детьми изготавливаются фигурки сказочных героев (для этого можно использовать такой материал, как фетр). Когда все герои готовы, можно предложить детям устроить свой сказочный театр. Обыгрывая сказку, дети проявляют творчество, фантазию, раскрываются внутренне. Каждый может выбрать как положительного, так и отрицательного героя.
При использовании элементов сказкотерапии на протяжении трех лет, стоит отметить следующие положительные результаты:
Развитие и совершенствование всех психических процессов
Развитие сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные тактильные)
Развитие общих речевых навыков; слухового внимания; словообразования
Снижение уровня агрессивности, лени, гиперактивности.
Нивелирование трудностей в общении со сверстниками, педагогами, родителями
Развитие уверенности в себе, в своих силах
Таким образом, использование элементов сказкотерапии позволяет учителю-дефектологу помочь ребенку с личностными проблемами, корректирует уже имеющиеся отклонения, подтверждая диалектику мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи – воспринимать мир таким, каков он есть.
Включение в учебный процесс методики сказкотерапии позволяет учащимся с особенностями психо-физического развития достичь более высокого уровня коммуникативной культуры, мелкой и общей моторики, фона настроения, навыков самообслуживания.
Фамилия, имя, отчество: Слизкая Татьяна Владимировна
Место работы: ГУО «Новкинская средняя школа Витебского района».
Должность, категория: учитель-дефектолог 2 кв.категории.
Субота Н.В.