Статья на тему «Особенности мыслительной деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями»
При решении арифметических задач у людей с нарушением интеллекта может возникнуть инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую и замедленность интеллектуальных процессов. В результате этого ответы могут быть запаздывающими.
Также для людей из данной категории характерно нарушение мотивационного компонента мышления. Причина – отсутствие мотивов для действий, что приводит к потере целенаправленности мышления. Оно становится поверхностным, незавершенным, а также прекращает выступать в качестве регулятора поведения.
Воля является одним из важнейших качеств человека. Отечественные психологи придают большое значение содержанию воли, а именно мотивам и целям, которые определяют её. Недостаток волевых качеств у лиц с нарушением интеллекта приводит к неспособности управлять своими действиями. Поэтому важно постоянно развивать и укреплять волевые качества, чтобы достичь успеха в дальнейшей самостоятельной жизни.
В научной литературе приводятся многочисленные примеры безвольного поведения. Эти примеры должен знать каждый практикующий педагог. Например, ребенок с УО получил приглашение от друга поиграть на улице. Он принимает приглашение друга и пропускает уроки в школе, хотя знает, что пропускать занятия нельзя. Однако он не может подчинить свое поведение данной задаче.
Несмотря на то, что такое поведение может быть замечено у детей с нормальным развитием, у детей с УО оно проявляется более отчётливо.
Несамостоятельность, безынициативность, неумение управлять своими действиями и преодолевать даже небольшие препятствия, а также противостоять любым искушениям и воздействиям — все это признаки отсутствия у ребёнка воли.
У детей с недоразвитыми психофизическими функциями существуют особенности и в эмоциональной сфере. Они не всегда адекватно интерпретируют эмоции других людей, что в первую очередь связано с проблемами в понимании и обработке информации. Эти особенности могут привести к проблемам в повседневной жизни, в особенности в общении с другими людьми.
Другая сторона проблемы – дети не имеют достаточно выраженных эмоциональных реакций. Они похожи на инфантов, поскольку их переживания ограничены: они либо восторженно радуются, либо плачут. В то время как другие дети могут испытывать различный спектр эмоций. Получение хорошей оценки может вызвать у людей с различными эмоциями, от радости и удовлетворенности до смущения и уверенности в себе. Однако переживания людей с УО более просты и ограничены. Они испытывают лишь положительные или отрицательные эмоции, а более тонкие переживания практически отсутствуют. Кроме того, их эмоции часто не соответствуют внешним раздражителям.
Учитель начальных классов Кадрия Муртазина