Особенности совместной проектной деятельности педагога и обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

10
0
Материал опубликован 13 January 2021 в группе

«Особенности совместной проектной деятельности педагогов и обучающихся с ОВЗ»



С 2016-17 учебного года наша школа работает над инновационным проектом «Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями средствами экологического образования», целью которого является социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями в системе урочной и внеурочной деятельности по направлению «экологическое образование».

Ключевая идея проекта - экологическая компетентность выпускника позволит успешнее интегрироваться в новых экономических условиях, выбирать экологически грамотную  модель поведения, пользоваться полученными знаниями и сформированными умениями в повседневной жизни.

Я, как учитель профессионально-трудового обучения, обучаю детей цветоводству и декоративному садоводству. Одним из путей достижения образовательных результатов является участие в проектной деятельности.

Проектная деятельность рассматривается как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.

Условиями успешности обучения детей с ОВЗ является связь обучения с жизнью, поэтому темы проектов должны выбираться, исходя из их значимости для развития ребенка, доступности для понимания и простоты выполнения.

Реализация проектной деятельности в образовательной практике коррекционного учреждения связана с формированием определенной среды:

- использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проектаконсультантом и помощником в выполнении заданий;

- необходимым условием для выполнения обучающимися проектов

является наличие и доступность информации;

- должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения;

- взаимодействие педагогов, обучающихся и их родителей.

Метод проектов - это метод обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы.

Пятый год я работаю, используя метод проектов. За это время осуществлено10 проектов:

«Паспортизация комнатных растений»;

«Мой любимый комнатный цветок»;

«Паспортизация кустарников»;

«Паспортизация деревьев»;

«ЭКО-тропинка добрых дел»;

«Птицы. Аппликация из семян растений»;

«Классные идейки для сада и скамейки»;

«Насекомые сада»;

«Фитодизайн школы»;

«Наш уютный экологически чистый школьный дворик».

Остановлюсь на некоторых наиболее значимых проектах. Начали мы с паспортизации комнатных растений, затем – кустарников и деревьев. Эти проекты отличаются своей масштабностью. Паспортизацией комнатных растений продолжаем заниматься и сейчас, так как в школе появляются все новые цветы. Благодаря помощи спонсоров и родителей у нас постоянно добавляется ассортимент кустарников и деревьев, так что проект продлевается и в него вовлекаются новые участники. Основной проблемой, с которой я столкнулась при работе над перечисленными выше проектами, это отсутствие необходимого числа компьютеров. Не секрет, что дети с интеллектуальной недостаточностью не любят читать, а многие, читая, часто не осознают смысл прочитанного. Зато они очень хорошо умеют нажимать на кнопки компьютера. Я поставила перед собой задачу-применить это умение в своих целях. Показав, как можно быстро сделать реферат на компьютере, наиболее успешным ученикам давала задания на дом, а с более слабыми работала индивидуально. Все время поддерживала связь с родителями. В результате все дети смогли сделать рефераты, а паспорта растений мы создавали совместно.

t1610565878aa.jpg t1610565878ab.jpg

Следующие проекты предусматривали минимум работы с компьютером. Так, в проектах о птицах и насекомых обучающиеся должны были найти краткую информацию о заданной птице или насекомом. Основной упор делался на практическую работу. Проект предполагал изготовление аппликации из семян растений («Птицы»), или из любых подручных материалов (»Насекомые»). Аппликации из семян мы делали на уроках трудового обучения. Дети увлеклись процессом, приносили из дома различные семена. Я помогала тем, кто затруднялся. Большую часть работы дети выполнили самостоятельно.

t1610565878ac.jpgt1610565878ad.jpg

В качестве дополнительного задания к проекту «Насекомые сада» предлагалось выполнить объемную поделку насекомого. Реализация проекта «Насекомые сада» пришлась на время карантина, поэтому здесь главная роль отводилась родителям. Большая их часть приняла активное участие, в итоге в нашей копилке появились чудесные поделки.

t1610565878ae.jpgt1610565878af.jpgt1610565878ag.gif




Результаты проектной деятельности мы всегда выставляем. Как правило, это происходит во время проведения недели Труда (конец апреля).Каждый ученик и его родитель могут увидеть свою работу, сравнить с другими (у нас в школе несколько профилей трудового обучения).

Подводя итоги работы по описанным мною проектам, хочется подчеркнуть, что проектная деятельность в нашей школе-это совместная деятельность педагогов, обучающихся и их родителей. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и обучающихся между собой и окружающей средой.

Хочется еще рассказать о самом масштабном проекте, который мы осуществляли в течение нескольких лет. Это проект «Наш уютный экологически чистый школьный дворик». Основной задачей проекта являлось благоустройство школьного двора своими силами. В проекте принимали участие обучающиеся средних и старших классов. Участники проекта выполняли последовательно технологические операции по штукатурно - малярному делу (отлив бордюров для цветников и отливка тротуарной плитки на дорожки и извилистые тропинки) и по цветоводству (подготовка оснований под садовые дорожки), укладка тротуарной плитки (оба профиля) и обустройство цветников (цветоводы).

Осуществив этот проект, мы добились ожидаемых результатов. Данный проект развил у детей чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, экологическую грамотность. Дети получили теоретические и практические знания и умения по способам посадки и выращивания цветов и кустарников, обустройству газона. Усвоили технологию отливки тротуарной плитки и бордюров, устанавливали бордюры, укладывали плитку на дорожках и тропинках. Участвовали в благоустройстве школьного двора, очень старались, так как от результатов их деятельности зависел конечный результат. В итоге школьный двор стал уютнее, облагородился внешний вид клумб. Превратили свой школьный двор в источник радости, умиротворения и комфорта. А главное - преобразили лицо нашей школы.

t1610565878ak.jpg t1610565878am.jpg t1610565878an.jpg

В дальнейшем планирую еще один большой совместный проект. Не хочется останавливаться на достигнутом, поэтому в планах на весну 2021 года проект по оформлению клумб гипсовыми отливками с изображением разных животных, грибов.Эти отливки уже сделаны обучающимися направления «Художественный труд». Не все клумбы еще обставлены бордюрами. В планах переобустроить некоторые клумбы. Одним словом, проектная деятельность будет продолжаться. И в результате наш двор станет еще более ухоженным, благоустроенным, красивым и приятным для глаз детей, педагогов, родителей и посетителей нашей щколы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации