Статья «Проектные технологии в работе учителя-логопеда образовательного учреждения»

4
0
Материал опубликован 7 October 2021 в группе

Конкурс статей «Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»


Статья «Проектные технологии в работе учителя-логопеда

образовательного учреждения»


Склярова Инесса Васильевна, учитель-логопед,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 имени Героя Советского Союза Пономаренко Виктора Ивановича»

Энгельсского муниципального района Саратовской области


Аннотация:

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда по применению проектной деятельности обучающихся на начальной ступени образования в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы с целью повышения речевой активности, преодоления речевого негативизма, коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.


Ключевые слова:

учитель-логопед, речевые возможности, проектная деятельность, коррекционная работа, творческие идеи.


На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у школьников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одной из таких педагогических технологий, позволяющих развивать познавательные навыки обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ученик приобретает – «присваивает» знания и опыт.  Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе, но помогает реализовать принцип интеграции всех образовательных областей. К тому же он позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.  Трудно переоценить возможности для речевого развития ребенка, которое дает проектная деятельность. Она позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи, дети с недоразвитием речи учатся аргументировать свою позицию, ставить проблему, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.  Все это создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей школьного возраста. Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребенка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Цель проектной деятельности учителя-логопеда в образовательном учреждении: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития школьников.

Задачи проектной деятельности:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;

- развивать речевые и творческие способности детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

- увеличить объем коррекционного воздействия;

- повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;

- побуждать детей к совместной деятельности;

- объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал;

- стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Проекты различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду:

- по количеству участников – индивидуальные, групповые, коллективные, парные;

- по продолжительности – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

- по доминирующему виду – творческие, исследовательские, игровые, информационные, практико-ориентированные.

Для реализации проекта необходимо решать следующие задачи:

- проанализировать литературу по теме;

- разработать план проектной деятельности по теме;

- привлечь родителей к активному участию в работе;

- реализовать проект с демонстрацией результатов;

- провести анализ и результативность проделанной работы.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – организационный. Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации.

Второй этап – практический. Включает непосредственное создание проекта.

Третий этап – заключительный. Презентация авторского проекта.

Основные требования к использованию метода проектов в коррекционно-логопедической работе:

- в основе любого проекта лежит речевая проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

- проект – это «игра всерьёз», результаты ее значимы для обучающихся и взрослых;

- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога/специалиста), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний на практике. Это позволит ученику «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности, усвоить больший объем информации.

Логопедические проекты направлены на создание условий для полноценного речевого развития школьников и имеют различные направления: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ученика и родителей.

Представлю логопедический проект «Дыхательная гимнастика».

Задачи:

- формирование у детей понятия о правильном дыхании; обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания;

- приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;

- формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

- привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Вид проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.

Содержание работы с детьми:

- развитие силы и целенаправленности воздушной струи при коррекции звукопроизношения на логопедических занятиях;

- игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;

- изготовление пособий для дыхательной гимнастики.

Содержание работы с семьей:

- консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»;

- памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать», «Упражнения для развития дыхания»;

- совместное с детьми изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.

Содержание работы с педагогами:

- консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;

- изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

- практическое применение результатов детско-родительского творчества.

Практический результат проекта:

- оформление выставки «Дыхательная гимнастика»;

- практическое применение продуктов проекта в формировании речевого дыхания.

Метод проектов в работе с детьми – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе школьного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Проектная деятельность дает детям возможности синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


Список использованной литературы:

1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2008. – 131 с.

2. Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок: опыт работы. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 231 с.

3.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004. – 80 с.

4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2010. – 142 с.

5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. – 136 с.

6. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе.–

Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 96 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации