Статья «Проектные технологии в работе учителя-логопеда образовательного учреждения»
Конкурс статей «Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»
Статья «Проектные технологии в работе учителя-логопеда
образовательного учреждения»
Склярова Инесса Васильевна, учитель-логопед,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 имени Героя Советского Союза Пономаренко Виктора Ивановича»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Аннотация:
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда по применению проектной деятельности обучающихся на начальной ступени образования в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы с целью повышения речевой активности, преодоления речевого негативизма, коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова:
учитель-логопед, речевые возможности, проектная деятельность, коррекционная работа, творческие идеи.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у школьников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одной из таких педагогических технологий, позволяющих развивать познавательные навыки обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ученик приобретает – «присваивает» знания и опыт. Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе, но помогает реализовать принцип интеграции всех образовательных областей. К тому же он позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Трудно переоценить возможности для речевого развития ребенка, которое дает проектная деятельность. Она позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи, дети с недоразвитием речи учатся аргументировать свою позицию, ставить проблему, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Все это создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей школьного возраста. Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребенка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Цель проектной деятельности учителя-логопеда в образовательном учреждении: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития школьников.
Задачи проектной деятельности:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;
- развивать речевые и творческие способности детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- увеличить объем коррекционного воздействия;
- повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;
- побуждать детей к совместной деятельности;
- объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал;
- стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Проекты различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду:
- по количеству участников – индивидуальные, групповые, коллективные, парные;
- по продолжительности – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
- по доминирующему виду – творческие, исследовательские, игровые, информационные, практико-ориентированные.
Для реализации проекта необходимо решать следующие задачи:
- проанализировать литературу по теме;
- разработать план проектной деятельности по теме;
- привлечь родителей к активному участию в работе;
- реализовать проект с демонстрацией результатов;
- провести анализ и результативность проделанной работы.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – организационный. Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации.
Второй этап – практический. Включает непосредственное создание проекта.
Третий этап – заключительный. Презентация авторского проекта.
Основные требования к использованию метода проектов в коррекционно-логопедической работе:
- в основе любого проекта лежит речевая проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- проект – это «игра всерьёз», результаты ее значимы для обучающихся и взрослых;
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога/специалиста), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний на практике. Это позволит ученику «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности, усвоить больший объем информации.
Логопедические проекты направлены на создание условий для полноценного речевого развития школьников и имеют различные направления: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ученика и родителей.
Представлю логопедический проект «Дыхательная гимнастика».
Задачи:
- формирование у детей понятия о правильном дыхании; обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания;
- приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;
- формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
- привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.
Содержание работы с детьми:
- развитие силы и целенаправленности воздушной струи при коррекции звукопроизношения на логопедических занятиях;
- игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;
- изготовление пособий для дыхательной гимнастики.
Содержание работы с семьей:
- консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»;
- памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать», «Упражнения для развития дыхания»;
- совместное с детьми изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.
Содержание работы с педагогами:
- консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
- изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;
- практическое применение результатов детско-родительского творчества.
Практический результат проекта:
- оформление выставки «Дыхательная гимнастика»;
- практическое применение продуктов проекта в формировании речевого дыхания.
Метод проектов в работе с детьми – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе школьного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Проектная деятельность дает детям возможности синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Список использованной литературы:
1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2008. – 131 с.
2. Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок: опыт работы. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 231 с.
3.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004. – 80 с.
4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2010. – 142 с.
5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. – 136 с.
6. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе.–
Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 96 с.