12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Анна Владимировна26
3

«Особенности межличностного взаимодействия с приемным ребенком на различных возрастных этапах»

Тема: «Особенности межличностного взаимодействия с приемным ребенком на различных возрастных этапах»

Цель:

- знакомство с основными возрастными этапами развития ребенка (кризис 3, 7, 13 лет) и особенностями психосексуального развития;

- формирование осознания разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

- формирование понимания, как в решении проблем «трудного» поведения ребенка может помочь сенсорная комната.


Слово ведущего: Тема, которую я предлагаю обсудить звучит так: «Особенности межличностного взаимодействия с приемным ребенком на различных возрастных этапах».

Вступительное слово: дети - сироты оставались во все времена. Появление первых приютов датируется 4 веком нашей эры. Долгое время проблема содержания детей в приютах ограничивалась лишь проблемами улучшения санитарных условий. И только в 20 веке началось изучение отрицательных последствий пребывания в закрытом учреждении для психики ребенка. Современные исследования показывают, что у воспитанников детского дома отклонения в психическом развитии прослеживаются по многим направлениям:

- когнитивная сфера, двигательная сфера, речевая, сфера эмоционального и личностного развития.

Нарушения развития их личности связаны с рядом психологических процессов – ранний отрыв от биологической матери и лишение ребенка возможности во взаимодействии с ней развивать эмоциональную сферу (материнская и эмоциональная депривация); непостоянство среды обитания, отсутствие объекта для подражания, совместной деятельности; жизнь в условиях хронического стресса в семье родителей, где не исполнялась ни одна из базовых функций семьи. Фактически с момента рождения и до помещения ребенка в детский дом на каждом из этапов его развития не решались основные задачи возраста.

- Какова же общая характеристика основных периодов развития ребенка? Давайте обсудим это.

Знакомство с кризисами 3, 7, 13 – 15 лет. Проявления нормальной сексуальности и сексуализированного поведения.

Презентация на слайдах.

1 слайд:

Для приемных детей характерна неравномерность в развитии. Все мы делаем предположения относительно поведения  людей и уровня их развития на основе их возраста. Это действует, потому что у большинства людей развитие идет нормально. Большинство аспектов их развития соответствуют возрастным нормам. Это означает , что восьмилетний ребенок физически, эмоционально, интеллектуально, социально находится на уровне восьми лет развития. Если бы мы посмотрели на мозаику, представляющую развитие этого ребенка, то на всех ее кусочках было бы указано - "восемь лет". Но для детей, в чьей жизни имели место обстоятельства, приведшие к задержке развития, нереально ожидать, что их развитие будет соответствовать их возрасту. Их жизненный опыт опыт привел к тому, что в некоторых зонах их развитие может быть нормальным, но может демонстрировать задержки в других зонах.

2 слайд:

Например, у ребенка может быть нормальное умственное и физическое развитие для его возраста, но его эмоции, социальные навыки и умения могут функционировать на уровне, соответствующем возрасту, много меньшему, чем собственный возраст ребенка.

Развитие приемного ребенка можно сравнить с мозаикой, где на каждом кусочке обозначены разные возрасты или уровни развития. Приемным родителям важно определить достоинство каждого кусочка мозаики и понять уровень функционирования каждого аспекта развития ребенка.

3 слайд: Кризис 3 лет— осознание собственного "Я". До 3 лет ребенок отождествляет себя с мамой единым целым. Он уже отделен физически, но еще не отделен психологически от окружающих его людей. Но на пороге 3х-летия ребенок вдруг понимает, что мама — это один человек, а он сам — совершенно другой. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к его окружающим, к авторитету матери и отца. Он начинает стремиться к самостоятельности, непослушанию. В этом возрасте чаще всего можно услышать от детей "я сам, пусти и т. д.

У младенцев и детей ясельного возраста сексуальное поведение проявляется во внимании к ощущениям тела, потребности в объятиях и прикосновениях, а также играх с игрушками.

4 слайд:

Кризис 6-7 лет - период интенсивного физического роста, развития тонкой моторики рук, ряда сложных нервно-психических функций. И как раз в это напряженное для организма время меняется социальный статус ребенка - он становится школьником. Ведущая деятельность – учебная. В начале седьмого года жизни дети резко меняют поведение: в ответ на привычные требования и указания начинают спорить, хитрить, проявляют упрямство. Нарушается координация между действием взрослого и ответным действием ребенка.

Характерен этот возраст и утерей непосредственности, что означает привнесение интеллектуального момента в поступки ребенка — в каждом переживании теперь появляется интеллектуальный момент. Ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я сержусь", "я огорчен", у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Переживания приобретают смысл.

5 слайд:

К первому классу (пять-семь лет) дети уже интересуются частями тела и их функциями. В этом возрасте начинаются сексуальные игры, у ребенка формируется представление о любви и привязанности, что постепенно трансформируется в сексуальное поведение. У детей также появляются вопросы на темы, связанные с сексом («откуда берутся дети?»). Интерес к этой теме обостряется в 8-9 лет.

6 слайд:

Пубертатный кризис (12-15 лет)

Наиболее выраженные физиологические и психологические изменения происходят в 12-15 лет.

Свойственны возбудимость, несдержанность, нередко агрессивность, преобладает неустойчивость настроения. Характерно сочетание повышенной чувствительности и обидчивости с эгоизмом, равнодушием, а нередко и с черствостью к окружающим, в том числе к самым близким.

Стремление к самостоятельности и независимости от взрослых, потребность в самоутверждении нередко толкают подростка на рискованные поступки.

Для подростков типичны реакции группирования, то есть стремление к времяпрепровождению в группе сверстников - это для них тоже один из способов самоутверждения. Входя в новый возрастной этап, ребенок присваивает новые для себя характерные данному возрасту способности.

Центральное новообразование возраста – чувство взрослости. Ведущая деятельность – интимно – личностное общение со сверстниками.

7 слайд:

Дети допубертатного возраста (10-12 лет) в большей степени ориентированы на социальные отношения, они начинают испытывать осознанные сексуальные чувства и порывы. Дети касаются своих половых органов, стимулируют их на протяжении всего детства. В это время закладываются основные модели и схемы сексуального поведения, которые проявятся в период полового созревания и позже (в возрасте от 12-13 лет и старше).

8 слайд:

В период полового созревания у ребенка наблюдается стремительное физическое развитие, появляются вторичные половые признаки. Чем старше и взрослее становится ребенок, тем острее его интересует романтика, интимная близость, секс. Этот интерес подстегивается физическими ощущениями, эмоциями и ожиданиями социума. В это время подростки завязывают первые романтические отношения, начинают «встречаться» с понравившимся мальчиком или девочкой. Постепенно эмоциональная близость становится более интенсивной и часто приводит к сексуальным отношениям (мечты о «предмете», держание за руку, невинные поцелуи, страстные поцелуи, ласки).

Слово ведущего: То, о чем мы сейчас говорили – считается нормой возрастного развития ребенка, но, как уже сказано выше, дети – сироты отличаются своим развитием от положенных норм и стандартов.

- Я предлагаю создать групповой проект «Особенности ребенка – сироты».

Проект «Особенности ребенка – сироты».

Ход работы: необходимо разделиться на 3 группы, каждая группа работает по своему направлению (направления раздает ведущий). Портрет нарисованного ребенка вывешивается на доску, рядом записываются предполагаемые нарушения в развитии личности (особенности, проявления) по направлениям: сексуализированное поведение; эмоциональное развитие; особенности интеллекта и учебной деятельности).

- Поделитесь своим опытом, что вы наблюдаете?

- Как происходит развитие ребенка - сироты, с какими нарушениями сталкиваетесь вы? Какие нарушения чаще всего встречаются у вас?

- С какими видами гиперсексуализированного поведения сталкиваетесь вы?

- Почему так происходит, каковы причины таких особенностей?

- Какие наблюдаются особенности в протекании возрастных кризисов детей – сирот.

Практикум «Возможности сенсорной комнаты и комнаты реабилитации в диагностике и коррекции развития ребенка».

Цель:

- знакомство с понятием «сенсорная комната», с целями и задачами в диагностике и коррекции развития ребенка.

1. Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы занятия. Добрый день. Тема нашего занятия: «Возможности сенсорной комнаты и комнаты реабилитации в диагностике и коррекции развития ребенка».

Слово ведущего: Улучшение психоэмоционального статуса ребенка и восприятия окружающего мира играет большую роль в реабилитации детей - сирот. С этой целью проводятся занятия в сенсорной комнате. Сенсорная комната создана для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности и беспокойства, агрессивности и активизации мозговой деятельности, стабилизации положительного эмоционального состояния, нормализации адаптационного периода.

Именно в специально организованной для психологической работы «темной» сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с человеком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных и бытовых проблем, ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.

Оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока.

Релаксационный – мягкие покрытия спокойной цветовой гаммы, пуфы и подушки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться, а медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с музыкой создает атмосферу уюта, безопасности и спокойствия.

Активационный – оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами (привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника), сенсорные панели для рук, ног, массажные мячики.

Занятия в сенсорной комнате рекомендованы детям с раннего возраста – 1 года. Работа в сенсорной комнате позволяет более творчески использовать интерактивное оборудование.

В условиях «темной» сенсорной комнаты опосредованное познание пространства происходит в процессе погружения в «ирреальность». Программа состояла как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия отличались по сложности и насыщенности, что позволяло использовать их в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.

В коррекционной работе с гиперактивными, возбудимыми, агрессивными, расторможенными детьми акцент необходимо делать на релаксацию. При использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, шар - молния), отмечено, что ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

В случае, если ребенок пассивен, занятия направляются на активизацию познавательной деятельности и всех сенсорных процесов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного). С этой целью применяются игры в сухом бассейне, со светящимся душем, зеркальным шаром, которые повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.

В работе с детьми, подростками или взрослыми в сенсорной комнате возникающие аудиальные, визуальные и тактильные ощущения постепенно приобретают относительную самостоятельность и собственную логику развития.

Выводы. Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, состоящая из различных стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы и активизируют речевое и познавательное развитие.

Использование сенсорной комнаты позволяет решать следующие задачи:

гармонизация психоэмоционального состояния всех участников, как детей, так и родителей (при условии совместного посещения сенсорной комнаты);

развитие познавательной деятельности детей, их интереса к исследовательской деятельности;

стимулирование сенсорных процессов детей;

развитие общей и мелкой моторики ребенка, коррекция двигательных нарушений;

осуществление помощи детям и их родителям в преодолении стрессовых ситуаций;

развитие навыков позитивного общения.

Кроме того, использование сенсорной комнаты значительно сокращает время установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, которое является начальным этапом психокоррекционной и развивающей работы.


Упражнения на активацию.

Упражнение «Лабиринт».

Цель: развитие наблюдательности, моторной памяти, координации движений в пространстве.

Оборудование: кресла – пуфики «груша», детские подушки с гранулами, увлажнитель воздуха, фонтан водный, световые эффекты – проектор «Русская пирамида», световая пушка, зеркальный шар с приводом вращения, панель подвесная «Звездный диск», проектор «Меркурий», напольные ковры «Звездное небо».

Процедура проведения: Из кресел "Груша" сооружается лабиринт. Задача игроков — внимательно изучить лабиринт (не входя в него), найти выход из лабиринта, мысленно его пройти. Затем одному из подростков надевают повязку на глаза, и он пытается пройти лабиринт с закрытыми глазами. Затем это проделывает следующий игрок и т. д.

Упражнение «Рыбки».

Цель: развитие образной памяти, концентрации и распределения внимания.

Оборудование: зеркальный уголок с пузырьковой колонной.

Процедура проведения: Детям предлагается внимательно рассмотреть пузырьковую колонну, в которой в разноцветных струях плавают рыбки. Затем они поворачиваются к ней спиной или просто закрывают глаза. Психолог по очереди задает игрокам вопросы:

1. Сколько всего рыбок плавало в воде?

2. Из чего они сделаны?

3. Сколько раз меняется цвет в колонне?

4. Какими цветами окрашивается вода в колонне? 5. Сколько рыбок красного цвета?

6. Сколько рыбок зеленого цвета?

Упражнение « Быть активным…».

Цели: создание позитивного настроя; развитие умения воспринимать ситуацию с разных позиций.

Оборудование: светоэффекты - проектор «Русская пирамида», световая пушка, зеркальный шар с приводом вращения, панель подвесная «Звездный диск», проектор «Меркурий», напольные и настенные ковры «Звездное небо», шар – светильник «Молния».


Процедура проведения: Подростки встают в круг. Психолог предлагает одному из них бросить мяч и сказать: «Быть активным — это хорошо...» — и назвать чье-либо имя. Закончить предложение должен тот, чье имя названо. Затем предлагается рассмотреть эту ситуацию с негативной точки зрения («Когда всего достигнешь — это плохо, потому что можешь облениться»).


Упражнения на релаксацию.

Упражнение «Волшебные движения».

Цель: снятие напряжения; гармонизация внутреннего, эмоционального состояния.

Оборудование: кресла – пуфики «груша», сухой бассейн с подсветкой, диски с релаксационной музыкой, все светоэффекты, пучки фиброоптических волокон «Звездный дождь».

Процедура проведения: предлагается сесть удобно в кресла "Груша" или расположиться в сухом бассейне с подсветкой, положить руки на бедра раскрытыми ладонями к себе. Звучит тихая, успокаивающая музыка. Следует инструкция: «Сосредоточьтесь на своей правой ладони — ладонь расслаблена. Теперь начинайте медленно-медленно сжимать пальцы правой руки в кулак в течение одной минуты. Вам дается одна минута на то, чтобы сильно сжать пальцы правой руки в кулак, и еще одна минута для того, чтобы разжать его до исходного, расслабленного положения. Настроимся выполнять это упражнение очень плавно, с полным сосредоточением на пальцах правой руки».

Такое же упражнение выполняется для левой руки.

Затем вы можете взять в руки светящиеся волокна, попробуйте перебрать их пальцами…обратите внимания на цвет волокон, какой цвет вам более приятен…можете заплести из волокон косички… снова пропустить их между пальцами, помните их. Теперь расскажите о своих ощущениях.

Упражнение «Океан»

Цель: преодоление усталости, психоэмоционального напряжения.

Оборудование: пузырьковая колонна на мягкой платформе, увлажнитель воздуха, релаксационная музыка.

Процедура проведения: Психолог включает записи шума моря, ветра. Журчание воды в пузырьковой колонне, мерцание света в ней усиливают релаксационный эффект.

Используя соответствующий упражнению тон модуляцию, интонацию и темп голоса, психолог говорит: «Займите удобное положение в креслах, сосредоточьте свое внимание на пузырьковой колонне. Обратите внимание на поднимающиеся пузырьки, на движение рыбок, прислушайтесь к своему дыханию.

Почувствуйте те части вашего тела, которые соприкасаются с креслом. Здесь поверхность кресла поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что кресло приподнимается, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя.

Вообразите себя маленьким поплавком в океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность.

Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, поверхность моря под вами, поддерживающую вас. Прислушайтесь к себе. Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?»

Психолог отключает аудиосистему и просит детей описать свои ощущения, мысли, образы, которые возникали во время занятия.

Упражнение «Танец звездочек».

Цель: активизация воображения; эмоциональное развитие личности.

Оборудование: релаксационная музыка, светозвуковая интерактивная панель «Бесконечность».

Процедура проведения: Дети сидят в кресла "Груша", наблюдая за мерцающими звездами на панно "Бесконечность".

Звучит музыкальная запись, соответствующая занятию.

 Инструкция:

1. Выбери ту звезду, которая тебе понравилась.

2. Направь вытянутую руку к своей звезде и закрой ее на расстоянии.

3. Представь себе, что это твой талисман и он оберегает тебя от всех невзгод

4. Какого цвета твоя звездочка?

5. Посмотри вблизи, издалека, сидя, лежа на свою любимую звездочку.


Рефлексия. Подведение итогов.

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 30.09.20 в 00:30 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный и насыщенный ресурс!
Соколова Анна Владимировна, 30.09.20 в 11:13 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, принимайте в работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.