Особенности обучения детей с ОВЗ в средней школе
Особенности обучения детей с ОВЗ в средней школе.
Трудности, испытываемые учащимися с ОВЗ в ходе урока.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям. Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.
Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.
Инклюзивное образования позволяет преодолеть трудности в обучении.
Во-первых, тренировать память и внимание, так как без помощи взрослого ребенку с трудностями в обучении сложно удерживать инструкцию, отграничивать необходимый для запоминания материал от дополнительных опор и т.д.
Все нейротипично развивающиеся дети в течение урока без труда выполняют требования учителя при выполнении заданий и свободно переключаются с одного вида деятельности на другой. Внимание же детей с ОВЗ характеризуется рядом особенностей:
- снижением устойчивости внимания, повышенной отвлекаемостью, обусловливающими невозможность выполнения учебных заданий в полном объеме;
-снижением концентрации внимания, что выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости;
-снижением объема внимания, проявляющимся в том, что школьник удерживает значительно меньший объем информации, чем тот, который необходим для решения учебной задачи.
На уроке эти дети не могут сосредоточиться на главном. Учитель использует для этого чтение «про себя».
Во-вторых, применять методы по развитию мелкой и крупной моторики рук.
Существуют разнообразные комплексы упражнений (пальчиковая гимнастика), а также работа с пластилином, выкладывание мозаики, работа с ножницами (аппликации), штриховки, обводки, карточки для работы по кальке, широко используются пальчиковые куклы
Учителя при работе с детьми с ОВЗ пишут буквы в воздухе, лепят их, раскрашивают, дописывают незаконченные У многих детей это каракули, но не стоит огорчать этим детей, делая замечания, ведь детям с ОВЗ очень трудно переключиться с одного мелкого и точного движения на другое.
В-третьих, в целях подкрепления необходимого поведения, действий у детей с ОВЗ при формировании учебных навыков учителя и педагог-психолог используют разные подкрепления социальные («Молодец!», «Умница!», «У тебя здорово получилось!» и др.), физические (танец, прыжки, любимые подвижные игры и др.), аудиальные (послушать или спеть любимую песню, музыку), визуальные (подарить жетон, карточку с оценкой «5» и др.).
Важно отметить, что основные трудности, испытываемые учащимися с ОВЗ в ходе урока связаны с тем, в какой сфере эти ученики имеют ограничения – слепые учащиеся или слабовидящие требуют использования более крупного шрифта, глухие - большей наглядности.
При выполнении упражнений необходимо включать вопросы и примеры на основе жизненного опыта самих учеников.
Подводя итог, выделяем следующие трудности:
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психо-мышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Содержательное наполнение этапов урока в классе с обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные уроки – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.
Каждый урок с обучающимися с ОВЗ решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала так и в технологии его подачи.
Содержательной основой выделения этапов урока является логика процесса усвоения знаний:
Восприятие;
Осмысление;
Запоминание;
Применение;
Обобщение;
Рефлексия
Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС ОВЗ – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения. Структура должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.
Возможный максимальный набор этапов урока, образующих его макроструктуру
организационный этап;
этап мотивации и целеполагания
этап проверки домашнего задания;
этап актуализации субъективного опыта учащихся;
этап изучения новых знаний и способов деятельности;
этап первичной проверки понимания новых знаний и способов деятельности;
этап закрепления знаний и способов деятельности;
этап применения знаний и способов деятельности в новых ситуациях;
этап обобщения и систематизации;
этап контроля и самоконтроля;
этап коррекции;
этап информации о домашнем задании;
этап подведения итогов учебного занятия;
рефлексия.
Некоторые этапы носят инвариантный характер, они имеют место на каждом уроке:
этап организации начала урока;
этап мотивации и целеполагания
этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (этап актуализации субъективного опыта учащихся);
основной этап- изучение нового материала;
этап подведения итогов урока;
рефлексия.
Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
1. Организационный этап | 1.«Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)» 2.«Ладошка к ладошке». 3.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе. 4.Эмоциональные минутки. 5.Музыкальный фон. 6.Дыхательная гимнастика. 7. «Внутреннее фотографирование». |
2.Этап проверки выполнения домашнего задания | 1.Тестовые задания 2.Выполнение уч-ся заданий, подобных домашним упражнениям 3.Постановка доп. вопросов 4.Проверка д/з под копирку 5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски 6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана 7.Разноуровневые самост. работы 8.Метод обучения с опорой на ошибки. Игра «Лови ошибку». 9. «Гирлянда ассоциаций» 10.Исторические цепочки 11.Эстафета 12.Опрос по цепочке 13.Мозговой штурм 14.Графический диктант 15.Кроссворд 16. «Да-нетка» (учатся задавать вопросы) 17. «Светофор» (знает - зелёный цвет, не знает - красный цвет) 18. «Цветовая лента» 19. Сигнальные карточки |
3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе | 1.Объяснение уч-ся целей урока единовременно с сообщением темы 2.Сообщение цели в виде проблемного задания и + «Удивляй!» 3.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?» 4.Использование технологической карты 5.Ассоциативный ряд 6.Устный счет, математический диктант 7.Постановка привлекательной цели – «Практичность теории» 8. «Да-нетка» (учатся задавать вопросы) 9. «Светофор» (знает - зелёный цвет, не знает - красный цвет) 10.Взаимоопрос 11. «Мозговой штурм» |
4.Этап усвоения новых знаний и способов действий | 1.Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки) 2.Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся 3.Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символических формах 4.Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах 5.Экстроактивный режим (рассказ, сообщение, объяснение) 6.Интроактивный режим (компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся) 7.Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения) 8.Построение структурно - логических схем изучаемого материала 9.Компьютерные презентации 10.Привлекательная цель 11. «Удивляй!» 12.Практичность теории 13.Вопрос к тексту 14. «Лови ошибку!» 15. Доклад 16.Моделирование |
5.Этап первичной проверки понимания изученного | 1.Ассоциативный ряд, «Снежный ком», «Гирлянда ассоциаций» 2.Опорный текст 3.Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов 4.Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу 5.Работа по блок – схемам |
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий | 1.Составление плана, алгоритма 2.«Разбери слово по буквам» 3.Вопросно-ответное общение 4. «Что было бы, если...» 5. «Придумай свои задания» 6.«Да-нетка» (учатся задавать вопросы) 7. «Лови ошибку!» 8. Игра в случайности (мяч, самолётик, дротики и т. д.) |
7. Этап применения знаний и способов действий | 1.Разноуровневые самост. работы 2.Лабиринт действий (восстанови порядок) 3.Проектное обучение 4.Деловая игра 5.Вопросно-ответное общение 6.Учебные станции 7.Групповая работа 8.Задания на построение алгоритма решения определенных типов задач 9.«Задания по кругу» |
8. Этап обобщения и систематизации знаний | 1.Моделирование 2.Построение «дерева» темы 3.Построение «здания» темы «Паучок» 4.Учебные станции 5.Задания на определения уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов относящихся к теме 6. «Пересечение тем» 7. «Лабиринт действий» |
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий | 1.Разноуровневые контрольные и сам.работы 2.Тестовые задания 3.Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом 4.Задания на выделение существенных признаков 5.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи 6.Фактологический диктант 7.Математический и графический диктант 8.Обычная контрольная работа 9.Тихий опрос 10.Диагностическая контрольная и самостоятельная работа 11.Опрос по цепочке 12.Прграммируемый опрос 13. «Светофор» 14.Контрольный устный счёт |
10. Этап коррекции знаний и способов действий | 1.Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнения 2.Применение развернутых инструкций с регулярным контролем 3.Тестовые задания 4.Задания с «пропусками» 5.Структурно - логические схемы «с пропусками» |
11. Этап информации о домашнем задании | 1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях 2.Три уровня д/з 3.Особое задание 4. «Необычная обычность» (конверт, телеграмма и т. д.) 5.Задание по выбору 6.Обсуждение дом. Задания |
12. Этап подведения итогов занятия | 1.Сообщение учителя 2.Подведение итогов самими уч-ся 3.Роль «Подводящий итог» |
13. Этап рефлексии | 1.Ассоциативный ряд 2.Незаконченные предложения 3. «Разговор на бумаге» 4. «Солнышко» 5. «Лист обратной связи» 6. «Выбери дистанцию» (место, ступень, гора «Успеха» и т. д.) 7.Барометр настроения 8. «Пейзаж» - зеркало настроения |
Отличие технологической карты урока для обучающихся с умственной отсталостью от аналогичной карты для обучающихся с ОВЗ других категорий.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Изучая несколько примеров технологических карт уроков для обучающихся с умственной отсталостью и аналогичные карты для обучающихся с ОВЗ, мы приходим к следующим выводам:
1. На 1-м этапе (воспроизведение и коррекция опорных знаний, актуализация знаний) учащиеся с ОВЗ Отвечают на приветствие, демонстрирует готовность к уроку, работают в группе, а учащиеся с УО слушают приветствие, проговаривают задание за учителем, групповая работа не проводится, взаимопроверка не проводится, ученик работает с учителем.
2. На 2-м этапе (постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности) учащиеся с ОВЗ работают в парах, в группах, отвечают на вопросы, а учащиеся с УО проговаривают вместе с учителем, по учебнику читают правило.
3. Для учащихся с УО предусматривается коррекционная работа (логопедические задания, пальчиковые упражнения).
4. При работе с учащимися с УО педагоги формируют БУДы - базовые учебные действия:
личностные БУД обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
коммуникативные БУД обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
регулятивные БУД обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
познавательные БУД представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
5. На 3-м этапе (освоение нового материала) при работе с учащимися с ОВЗ осуществляется организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов с этими учащимся, идет отработка навыка и умений, предусмотренных на данный урок. Для учащихся с УО происходит закрепление.
6. На этапе закрепления дети с УО записывают вместе с учителем, работают в тетради. Учащиеся с ОВЗ формируют умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
7. Для учащихся с УО не предполагается выставление оценок, выполненная работа поощряется условными предметами (жетонами, звездами, флажками, медалями).
8. Для учащихся с УО обязателен инструктаж по выполнению домашнего задания. Рефлексия осуществляется, используют для оценивания жетоны.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Елена Гаврииловна Гончарова