Особенности обучения математике ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата с использованием дистанционных образовательных технологий
Особенности обучения математике ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата с использованием дистанционных образовательных технологий
Крохалева А.Е., учитель математики МАОУ СОШ №62
Согласно статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации", обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья общее образование должны получать в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях должны создаваться специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Однако, некоторые дети, в силу ограничений по состоянию здоровья, не могут посещать образовательные учреждения. Но, как гласит статья 5 данного закона, «в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование».
Поэтому основной целью общего образования является обеспечение всем учащимся оптимального, с учетом их возможностей, интеллектуального развития. А сделать это можно, в том числе, согласно статье 16 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" - реализуя образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Хочу представить свой опыт обучения математике с применением дистанционных образовательных технологий обучающейся 6 класса с тяжелым прогрессирующим нервно-мышечным заболеванием, выраженными нарушениями стато-динамической функции и функции речи. Для успешной организации учебной деятельности на уроках математики мне, как учителю, важно владеть знаниями особенностей психического развития ребёнка, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом, обусловленным имеющимся дефектом. У ребенка имеются тяжелые двигательные нарушения головы, туловища, рук, ног. Кроме этого имеются тяжелые нарушения речи: нечеткость произношения, затруднена формулировка фраз. Эти особенности развития влияют на темп учебной деятельности и заставляют меня тщательно продумывать каждый этап урока, осуществлять индивидуальный подход, учитывая уровень подготовленности учащегося и его психологические особенности.
Согласно индивидуальному учебному плану, уроки математики проходят 5 раз в неделю: один раз обучение происходит на дому, а четыре раза – с применением дистанционных образовательных технологий (по желанию родителей).
Т.к. ученица испытывает ряд трудностей в процессе обучения, то на очных занятиях стараюсь отработать с ней те задания, при выполнении которых не обойтись без помощи педагога. Например, ребёнок испытывает особые трудности в процессе овладения геометрическим материалом: при выполнении рисунков, чертежей, графиков – так как девочке сложно одновременно держать карандаш и линейку. При прохождении темы «Окружность» построить окружность с помощью циркуля учащейся не представлялось возможным, поэтому было необходимо мое присутствие рядом с ребенком, чтобы в совместной деятельности показать работу с инструментом. Мне пришлось взять циркуль руками ребенка и помочь ей построить окружность. На этом уроке мною было показано максимально много возможностей циркуля.
Для удалённой же работы с обучающейся мною используется платформа MS Teams. Благодаря ей мы можем поддерживать связь друг с другом, беседовать, обмениваться файлами и даже встречаться онлайн. Эта платформа не только упрощает обучение, но и дает возможность создать пространство для более тесного сотрудничества между педагогом и учеником. На начальном этапе дистанционного обучения я поговорила с родителями ученицы, выяснила степень владения компьютером ребенком и членами его семьи, договорилась с родителями, что при необходимости они будут оказывать ребенку помощь и поддержку. Мама ребенка всегда присутствует на уроках, помогает ребенку перелистывать страницы учебника, пододвинуть ребенка на стуле, помочь нажать необходимые кнопки на компьютере или планшете и тд.
В ходе проводимых мною онлайн-уроков с применением дистанционных образовательных технологий часто возникает потребность в показе обучающейся способов решения примеров, уравнений или решения иных учебных задач, которые требуют не просто демонстрации учебного материала, а его изменение или создание. На помощь нам пришла современная онлайн-доска Microsoft Whiteboard. Она позволяет в реальном времени размещать на рабочей поверхности текст, иллюстрации, математические формулы, рисование «от руки», встраивать документы, загружать изображение, файл, веб-страницу из Интернета и рисовать поверх нее; общаться при помощи чата. Она стала незаменимым инструментом объяснения визуализации учебного материала. Данная программа установлена у ребенка на планшете, чтобы была возможность пальцем писать по экрану, это намного проще, чем держать карандаш, а уж тем более писать с помощью компьютерной мыши. Объясняя новый материал, я проговариваю и одновременно пишу на «белой доске». Записываю на доску примеры, ребенок решает и пишет ответ тут же на доске. Для формирования математических умений и навыков практикуем устные вычисления, так как ребенку сложно считать столбиком. Если надо умножить или разделить достаточно большие числа, то запись примера в столбик осуществляю я на «белой доске», а ребенок говорит мне, что надо записать. Обсуждаем готовые решения, используем правила и формулы по опорным конспектам, в виде схем, рисунков и таблиц, многократно повторяем правила и свойства. Считаю, что в основном математический материал данному ребенку вполне доступен, но некоторые темы приходится адаптировать к особенностям его здоровья и возможностям.
Насколько бы не были увлекательны и познавательны для ребёнка наши уроки с применением дистанционных образовательных технологий, нужно всегда учитывать его физические и психические возможности. Данный ребенок быстро устает. Для неё необходимо выработать индивидуальный темп работы, дать больше времени на обдумывание ответов, на осмысление нового материала. Обучающейся необходимо больше времени для выполнения заданий, чем здоровым детям, поэтому для контроля знаний лучше использовать задачи на готовых чертежах, задачи, в которых уже напечатано условие и начало решения, а ученице остаётся его только закончить или выполнить тестовые задания.
Также в своей работе я руководствуюсь новыми санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Согласно пункту 3.5.12 данных правил продолжительность урока с применением ДОТ не превышает 40 минут. В середине урока организую перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП).
Для работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья важно быть не только учителем, но и психологом. Когда я занимаюсь с девочкой на дому, то я стараюсь находиться поближе к ребенку, прибегать к сенсорным контактам: подержать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове; ободряюще улыбаюсь ребенку, создаю ему ситуацию успеха, использую ласковые интонации, внимательно отношусь к её инициативным высказываниям. Всё это позитивно влияет на учебную мотивацию ребёнка.
Исходя из собственного опыта, я считаю, что включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которые значительно ограничивают двигательную активность ребёнка, обучения с применением дистанционных образовательных технологий, позволит не только повысить качество образования, но и будет содействовать их интеграции в социум, а также возможности самореализации.