Мотивация к обучению школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата

0
0
Материал опубликован 19 August 2021 в группе

«Мотивация к обучению школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата»

Менчикова Наталия Сергеевна

Воспитатель

ГБОУ школа №584 «Озерки»

г. Санкт-Петербург



«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» В.А.Сухомлинский.

Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Существует множество методов, применение которых способствует повышению мотивации к познавательной деятельности на занятиях. Прежде всего, это касается форм проведения уроков. В этом вопросе многое зависит от находчивости учителя, умения организовать занятие, здесь необходима внутренняя работа самого учителя. «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму», - эта китайская пословица должна стать девизом для педагога на каждом проводимом им уроке. Мотивация учения занимает очень важную роль в образовательном процессе. Позиция ученика к познавательной деятельности в совокупности с признаками психологического характера говорит нам о психолого-социальном уровне готовности ребёнка к обучению.

Для формирования полноценной мотивации учения важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности учащихся; организовать интересное общение учащихся между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем учащимся - способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми учащимися; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду, заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.

Проблеме мотивационной готовности в школе у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) и с детским церебральным параличом (далее ДЦП) посвящено крайне мало, следовательно, данное направление требует отдельного глубинного рассмотрения со стороны специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, учителей и воспитателей). ​​​​​​​

Нарушения мотивационной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) имеет свою структурированность, и определенные особенности, к ним относятся:

Поражение центральной нервной системы, с этим фактором связана повышенная утомляемость и истощаемость всех психических процессов;

Замедленность и инертность всех психических процессов, которая приводит к затруднениям в переключении с одного вида деятельности на другой, к «вязкости» мышления и к патологическому «застреванию» на отдельных участках и фрагментах учебного материала;

Истощаемость проявляется в низкой интеллектуальной составляющей, а именно: нарушениях памяти, внимания, мышления и восприятия, в эмоциональной лабильности. Иногда повышенная психическая утомляемость и истощаемость указывает на изменения в развитии личности: возникают страхи, робость, пониженный фон настроения. При интеллектуальном же перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения;

Дети с ДЦП не имеют полного представления социальной сферы и окружающего предметного мира, следовательно, у детей могут отмечать сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Основные причины:

ограничение социализации ребенка со взрослыми и сверстниками, т.к. существуют проблемы в передвижения;

нарушение сенсорных функций;

недоступность в процессе предметно-практической деятельности, в познании окружающего мира, связанно это с наличием сенсорно-двигательных расстройств;

Психические функции имеют нарушения и носят дисгармоничный и неравномерный характер. Это связано с поражения головного мозга на ранних этапах развития ребенка, который имеет мозаичный характер.

Нарушение внимания, которое наносит тяжёлый ущерб всей познавательной системе ребёнка с ДЦП или с НОДА, так как нарушения внимания ведёт к нарушениям всех высших психических функций.

В своей работе чаще всего использую игровые методы, так как процесс изучения новой информации у детей младшего школьного возраста лучше усваивается в игровой форме. Мотивация детей еще до начала занятия играет большое значение в настроении учащихся и к побуждению в открытии новых знаний на уроке. Как правило, дети с НОДА, имеют проблемы в эмоциональной сфере, а это значит, что в случае тревоги или мелкой неудачи на перемене, урок может пройти в негативном ключе для конкретного учащегося. Поэтому, постоянный положительный контакт педагога с учащимися на уроке и на переменах, помогает ученикам настроиться на положительный лад в течение всего дня. Весёлые костюмированные перемены настраивают учащихся на позитивный лад, развивают мышление, речь, снимают эмоциональное напряжение, помогают сплотить коллектив и подталкивают к успешному усвоению новой темы.

У детей с НОДА большое значение в учебной деятельности играет контакт с преподавателем. Если учитель увлечен, активен и умеет вдохновлять, то дети с удовольствием будут слушать преподавателя, следовать за ним, особенно это важно при обучении в начальной школе, именно она закладывает основу знаний и умений, которые ребенок будет преумножать в будущем.

Подведя итоги, можно сказать, что мотивация к обучению формируется в процессе самой учебной деятельности, становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен школьник. Учебная мотивация побуждает детей к умственной работе и определяет направленность на те или иные стороны изучаемого вопроса. Учебная деятельность детей с ОВЗ формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Развитие мотивации у школьников с НОДА требует от преподавателя не только большого количества затрат времени, но и творческого подхода к своей деятельности.


Используемая литература:

Шипицына Л.М.,Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001, 272 с.

Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. — М.: "Педагогика", 1972. — С. 7—44.

Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е. Ф. Архипова. – М., 1989.

Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В. Г. Асеев - М., 2006.- 273с.

​​​​​​​Ссылка на сайт: https://slide-share.ru/roditelskoe-sobranie-na-temu-gotovnost-detej-ovz-shkolnomu-obucheniyu-450021







t1629324145aa.gif





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации