Доклад «Практические аспекты обучения русскому языку детей с НОДА (нарушением опорно-двигательного аппарата) с сохранным интеллектом в средних классах»
Праведникова Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Тема выступления:
«Практические аспекты обучения русскому языку детей с НОДА (нарушением опорно-двигательного аппарата) с сохранным интеллектом в средних классах».
Начиная с начальной школы при обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата применяются приёмы компенсирующие, максимально – по возможности – нивелирующие физические, познавательные, психо-эмоциональные нарушения детей. Благодаря этой кропотливой работе, вкупе с медицинской помощью, в среднюю школу ученики приходят подготовленными. Безусловно, что и в средних-старших классах продолжается коррекционный подход, корректирующая практика, соблюдение определённых условий, как-то:
Как базовые условия обучения – малые коллективы обучающихся (до 12 человек) и пролонгирование учебных программ в рамках 12-летнего обучения (а есть и нулевые классы). В средней школе пролонгируются стандартные программы по русскому языку Ладыженской, Баранова. Так, в программе 6 класса тема «Глагол» не изучается, она рассматривается в 7 классе; в 7 классе изучаются только «Глагол», «Причастие» и «Деепричастие», а остальные темы учебника 7 класса доучиваются в 8-ом («Наречие» и «Служебные части речи»). Это позволяет нивелировать в определённой степени сложности освоения программы, связанные с её большим объёмом, увеличить количество часов на развитие речи, на индивидуально-групповые занятия.
Проведение индивидуально-групповых занятий, которые заложены в учебном плане. Их формат определяет учитель. Это могут быть уроки повторения и закрепления изученного материала, уроки с преобладанием коррекционного компонента (о чём подробно будет говорить моя коллега), творческие уроки (защита проектов). Состав обучающихся на данных ИГЗ варьируется: отстающие ученики, часто болеющие, пропускающие занятия – это характерное явление для школы. Дети-инвалиды находятся на больничных часто и подолгу: операции, санаторное лечение, реабилитационные центры. И если даже ребёнок умненький, то всё равно требуется наверстать пробелы, поскольку в рамках центров реабилитации и санаториев с детьми не всегда занимаются педагоги).
Отдельно стоит отметить форму домашнего обучения детей, когда на занятиях удаётся максимально адресно (для конкретного ученика – с его персональными особенностями, индивидуальными возможностями) адаптировать прохождение программы по предметам. Дети на домашнем обучении усваивают программу успешнее своих сверстников. Конечно, отмечается недостаток социальных взаимодействий ребёнка, который при правильном педагогическом подходе сглаживается. Например, я как классный руководитель с 5 класса приглашала мальчика на домашнем обучении на все наши классные внеурочные мероприятия (творческие мастерские, чаепития), и такие встречи были очень значимыми как для самого мальчика и его мамы, так и для остальных ребят в классе.
Далее, что касается специальных средств, то продолжается использование учениками специальных ручек (утяжелённых; с мягким, пластичным контактным материалом; для левшей).
Письмо допускается в комфортном для ребёнка формате: при гиперкинезах – через строчку, причем я наблюдаю положительную каллиграфическую динамику, например, за период с 7 по 9 классы у мальчика на домашнем обучении отмечается улучшение графического образа письма.
Чтение, особенно выразительное, с подготовкой – в случае саливации у ребёнка. Перед чтением необходимо приподнять голову, сглотнуть излишки слюны и начинать речь.
Обязательно соблюдение динамических пауз на уроке («физкультминутки») и индивидуальных пауз, когда тот или иной ученик может отдохнуть, не писать, послушать, побыть зрителем или – при неблагоприятном физическом или психо-эмоциональном состоянии пройти (с сопровождением) к медицинскому работнику или к педагогу-психологу.
Осуществляется индивидуальный, дифференцированный подход при изучении материала и при контроле изученного. Так, все дети работают в своём темпе. В рамках одного класса находятся ученики, которые пишут быстро, и те, кто пишет медленно, с трудом, быстро утомляется. Но каждый ребёнок должен находиться в ситуации успеха. Ни у одного ученика не должно быть тягостного эмоционального состояния от того, что он не успел за всеми, пропустил что-то важное (а детям всё кажется важным). И здесь со стороны учителя, с моей стороны, должен быть мягкий, терпеливый подход, надо успокаивать, подбадривать, говорить о том, что неважно, допустим, 15 ты слов напишешь или 10, главное, чтобы ты понял принцип, освоил алгоритм, закономерность, суть какого-либо лингвистического явления. И мною применяется система индивидуальных карточек с формально упрощенной системой контроля знаний: вставить буквы, знаки препинания, надписать грамматические категории, графически соотнести термины и так далее. Эти карточки даются в случае, когда ученик берёт паузу, устал, а для медленно пишущих детей они должны быть всегда наготове.
Далее я хочу остановиться на отдельных практических направлениях, реализующихся в обучении детей в средней школе. Они все вытекают из специфики целеполагания моей деятельности: развитие познавательного интереса к изучению русского языка. Актуальность, необходимость работы над развитием интереса у детей к предметам русский язык и литература заключается в том, что наши дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности с НОДА, зачастую имеют нарушения эмоционально-волевой сферы, сложности с мотивацией, нестабильность познавательных и регулятивных процессов (память, логическое мышление, самоконтроль). Я это наблюдаю и прилагаю все возможные усилия, дабы нивелировать эти процессы, закрепить внимание, вовлечь в учебную деятельность, развить логику и регулятивные навыки. Таким образом, моя деятельность по развитию у обучающихся познавательного интереса предполагает работу в следующих направлениях: 1. Интегрированный, межпредметный подход. В мире всё на всё похоже. И дети мыслят шире, обнаруживают интересные предметные связи. 2. Применение дифференцированных методов. 3. Осуществление проектной деятельности. 4. Реализация деятельностного подхода.
Далее могу прокомментировать отдельные направления. Например, в рамках проектирования мною интегрированного урока «Русский язык и математика» я разрабатывала задания, которые сопрягают на образном уровне явления лингвистические и математические. Детям было интересно изучать языковые явления многозначности и трансформировать их в математические объекты.
Дифференцированный подход предполагает разработку заданий разного уровня сложности, в зависимости от возможностей детей.
Далее– осуществление проектной деятельности. За период 2014-2016 гг была реализована разноплановая проектная деятельность. Проект – это компонент проблемного обучения, в нем разыгрываются и современные техники синквейна, интеллект-карты. Вкратце расскажу, как интересно нам работать с учениками 7 класса над Словарем этимологических открытий. Почему вечер – это веко и в чем схожи помада и помидор? Оказывается, как веко закрывает глаз… а помидор с помадой объединяет яблоко! Эта словарная этимологическая работа активизирует интерес к изучению русского языка, дает понимание ценности языка, знание об образном мышлении наших предков.
Реализация деятельностного подхода в частности, через практику графических диктантов, они проходят «на ура» в 5, 6 классах. Это графическое представление практической реализации орфографических и пунктуационных закономерностей. Для детей увлекательно. Также через составление тематических тестов самими учениками, это развивает самооценку и выявляет уровень индивидуальных требований к усвоению учебного материала.
Отдельным подпунктом в рамках реализации деятельностного подхода является акцент на прикладной характер знаний. Наша школа является стажировочной площадкой по профориентационной подготовке обучающихся. А осуществление такой подготовки - задача не только учителей технологии, это общепедагогическая установка. Деятельностный подход и так является базовым по ФГОСу, однако для наших обучающихся он особенно, жизненно актуален! Сократ очень мудро сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Вкупе с невербальными средствами (жестами, мимикой, интонацией) грамотная речь человека позволяет достичь желаемых целей, выгодно и достойно себя подать - в том числе в начале карьерного пути. А для наших обучающихся это особенно важно, поскольку конкуренция на рынке труда высока и выпускникам с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать больше усилий, чтобы занять достойное место в профессиональной сфере. Поэтому необходимо с учениками, начиная со среднего звена (6, 7, 8 классы), проводить работу по развитию речи, по ознакомлению с простой рабочей документацией, по составлению самопрезентаций, резюме и проведению дискуссий, дебатов, диалогов-импровизаций. Такая работа ведётся, чтобы наши ученики в дальнейшем могли брать высоты – и словом, и делом.
Таким образом, начиная с 6, 7 и далее классов категории «А» (сохранный интеллект) периодически реализуются на уроках русского языка:
Составление резюме в письменной форме и видео-резюме.
Работа с документами официально-делового стиля: заявления, объяснительные, докладные, служебные записки.
Проведение игр-дискуссий, диалогов и конструирование деловых ситуаций, собеседований, деловых разговоров для приёма на работу.
Изучение профессий в теории, в практике (прохождение «профпроб», чтобы дети почувствовали себя учителем, поваром, медсестрой, бухгалтером), творческое осмысление профессий (например, сценки-импровизации по теме профессий)
Мы пришли к определённым промежуточным результатам и смогли зафиксировать следующие наблюдения:
Ученикам в большинстве случаев доставляет удовольствие выполнять задания такого характера (даже если изначально они стесняются и испытывают затруднения), они ощущают в итоге свою причастность к контексту взрослой, самостоятельной жизни, это моменты внутреннего роста, преодоления себя (личностные результаты).
При составлении резюме в письменном варианте ни у кого не было сложностей, дети творили в рамках заданных, предложенных учителем форм, проявляли свои профессиональные притязания и мечты (ведь в 13-14 лет уже почти каждый имеет какую-то профессиональную склонность, пусть пока что инфантильно существующую в сознании).
Если в письменном формате составления резюме нет принципиальных трудностей, то видео-формат (или упрощенный аудио) – это более сложная форма самовыражения. Рассказать о себе будущему работодателю так, чтобы он разглядел надежного, толкового работника и хорошего человека, интересную личность – это надо постараться. А для некоторых наших выпускников именно видео-аудио-форматы резюме могут послужить ключиком к получению работы, дети инвалиды-колясочники ориентированы на рабочие должности, связанные с дистанционным трудом, и очень уместно и выигрышно им будет направлять резюме в видео-формате. А он создаётся труднее, дети порой стесняются до последнего: «Я не смогу, не получится». А я им говорю: «В настоящей жизни будет сложнее, и мы должны быть вооружены и подготовлены словом и делом». Некоторые, в основном девочки, наоборот, очень уверенно и настойчиво себя презентуют, и это даже удивительно – и для меня, и для них самих. Мы вместе с детьми просматриваем и анализируем речь, тон, осанку, жесты, мимику: что удачно, что надо скорректировать, на каких моментах можно «споткнуться», как мудро и грамотно обойти «острые углы» в речевом плане.
Если рассматривать ситуацию деловой игры, например, собеседование при приёме на работу, то здесь результаты еще интереснее. Одни ощущают себя в роли начальников, другие – соискателей. Одни составляют вопросы сами либо с моей подачи, другие отвечают без подготовки – здесь и сейчас. И потом меняются ролями. Это очень увлекательный процесс, который захватывает всех: и непосредственных участников, и зрителей – наблюдателей, экспертов. Мы записываем, рефлексируем: зачем был задан этот вопрос, а какой вопрос дублируется, а почему здесь надо было меньше слов, а здесь -более развернуто ответить, анализируем тон речи, интонацию, костюм.
Нами также разрабатываются и успешно проигрываются следующие темы в рамках дебатов, дискуссий, деловых игр, в процессе которых ученики оттачивают свою речь, мастерство спора, развивают и совершенствуют силу аргументации, учатся отстаивать свои позиции, убеждать оппонента:
Соблюдение «дресс-кода» в школе, на работе.
Молодой специалист. Проблема?
Возврат некачественного товара.
Все бумажные книги (учебники) нужно заменить электронными?
Вегетарианство: за и против.
Организация питания в школе.
Компьютерные игры: польза или вред?
Домашнее задание в школе надо отменить?
Обучающимся даётся заранее тезис, проблема, ситуация, которые необходимо разрешить, выработав два аргументированных подхода. Класс делится на две группы, в каждой из которых выбираются капитаны, спикеры, аналитики-эксперты. Такая деятельность направлена и на подготовку к экзамену по русскому языку, поскольку в ОГЭ (ГВЭ) необходимо написать качественный, логически выверенный, грамотно аргументированный текст. А дети уже подкованы в определенном смысле. И в целом хорошая речь помогает добиваться практических результатов, получить в перспективе желаемую работу, поддерживать грамотную коммуникацию в коллективе – в диалогах с партнёрами и клиентами. А если работа ещё и связана с продажами, продвижением товаров и услуг (что сейчас актуально, дистанционная работа по интернету), тем более, грамотная письменная и устная речь – это основной инструмент человека.
Поговорим о результатах.
Развитие познавательного интереса я измеряю, в частности, по показателям учебной деятельности, а именно среднему показателю качества образования, уровню вовлеченности в проектную деятельность, показателю активного участия в неделе словесности. Я зафиксировала, что показатели качества образования по русскому языку и литературе стабильно возрастающие за период с 2014 по 2016 год. По русскому языку динамика качества по годам такова: 62-62 и 64 % на начало 2016 года, по литературе процентный луч в пределах 75 – 88- 90%. Уровень вовлеченности в проектную деятельность возрос от 70 до 83 % с промежуточными 74% (семьюдесятью четырьмя). Показатель активного участия в неделе словесности динамически варьируется от 78 в 2014 до 98 в 2016 году с промежуточными 90%. Обучающиеся имеют 100% успеваемость на протяжении обозначенных временных рамок. Результаты представлены мною и в виде таблицы.
Также я отмечаю результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах. Это тоже деятельностный аспект обучения: вовлечение в широкий образовательный контекст (очно-заочно). Мои ученики с 2014 по 2016 год занимают призовые места в международных и всероссийских олимпиадах, творческих конкурсах.
И напоследок отмечу, что качественная работа по обучению детей должна проходить в унисон с воспитательной работой, организацией увлекательной внеурочной деятельности (это культурно-развлекательные походы, спортивно-оздоровительные мероприятия с привлечением родителей, социальные проекты, творческое участие класса в общешкольных мероприятиях). Набор возможностей у детей в рамках одного класса сильно варьируется: есть дети физически активные, есть ребята-колясочники. И никто не должен чувствовать себя ущербным. Если остановиться на проблеме посещения музеев, выставок, например, то надо отметить, что никто из детей не должен остаться в стороне, и потому мною как классным руководителем тщательно организуются такие походы: осуществляется чёткая договоренность с конкретным музеем, оценка условий (расположение, парковка, вход, этажная система), проводится работа с родителями, а детей уговаривать не приходится, им интересен мир. Также могут быть организованы встречи с ребятами из других школ по различным тематическим поводам. Всё это расширяет культурно-социальный контекст для детей-инвалидов, делает их школьную жизнь максимально увлекательной и успешной.