Особенности организации и проведения уроков при переходе на обучение с использованием электронных средств обучения и дистанционных технологий

6
0
Материал опубликован 3 February 2022

Гришковец Елена Анатольевна, учитель физики и математики Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Стахановская многопрофильная гимназия № 15 им. В. А. Сухомлинского»

Особенности организации и проведения уроков при переходе на обучение с использованием электронных средств обучения и дистанционных технологий

Еще несколько лет тому назад никто не мог предположить, что дистанционное обучение возможно в массовой школе. Использование электронных средств обучения и дистанционных технологий в образовательном процессе стало востребованным при введении ограничительного режима в период распространения COVID-19. Нормативными актами Министерства образования и науки Луганской Народной Республики определены основные направления работы и механизм осуществления учебной деятельности при организации обучения с использованием электронных средств и дистанционных технологий [5, с. 4]. Поэтому разработка методики использования электронных средств обучения и организация дистанционного обучения являются актуальной проблемой в образовании, которые требуют особых подходов и внедрения нестандартных технологий для ее решения.

Если говорить о массовой школе, некоторые могут возразить и аргументировать, что дистанционное обучение невозможно в силу возраста детей, отсутствия навыков систематической работы с образовательными ресурсами, отсутствия навыков систематической самостоятельной работы, низкой мотивации детей [2, с. 3]. Но, взглянув на этот вопрос с другой стороны, можно доказать, что процесс уже запущен, дистанционное обучение стало реальностью, а инновационный подход к обучению и его цифровизация позволяют разнообразить образовательный процесс и дают дополнительные навыки учащимся.

Цель статьи - показать возможные формы проведения уроков с использованием электронных средств обучения и дистанционных технологий, оценить возможности некоторых образовательных Интернет-ресурсов и платформ.

Дистанционное обучение рассматривается как вид интерактивного взаимодействия между учителем, учащимися и информационным ресурсом, содержащий все компоненты, присущие образовательному процессу: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения, которые реализуются с использованием ИКТ с помощью образовательных технологий [1, с. 15]. Для учителя и ученика данная форма обучения является новой. В связи с новизной проблемы возникает много вопросов, как у учеников, так и у педагогов по вопросу организации обучения, на которые мы попытаемся ответить.

При организации обучения мы использовали несколько форм организации уроков с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а именно:

1. Онлайн-урок - урок получения знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме видеоконференции.

2. Офлайн-урок, во время которого ученики самостоятельно работают в удобное для них время в соответствии с маршрутным листом урока с использованием различных источников информации.

3. Комбинированный урок, в ходе которого сочетается работа в онлайн и в офлайн режиме для достижения оптимального результата.

Каждая из форм реализуется в рамках различных типов уроков и моделируется самим учителем в зависимости от темы урока, контингента и возможностей обучающихся. Стоит отметить, что использование комбинированных уроков является наиболее продуктивным при организации данного вида обучения [4, с. 28].

Для проведения комбинированных и онлайн-уроков необходим надежный и доступный инструмент для проведения видео-встреч. В своей работе мы использовали платформы видеоконференцсвязи Zoom, Proficonf и Jitsi Meet. Данные платформы удобны в использовании, позволяют пригласить до 100 участников, работают с любого мобильного устройства, имеющего веб-браузер, позволяют делиться экраном своего компьютера, презентациями, общаться в чате пока идет видеоконференция. Кроме данных платформ при проведении онлайн-уроков нами использовалась образовательная платформа Учи.ру. Сервис данной платформы «Виртуальный класс» специально создан для проведения индивидуальных и групповых онлайн-уроков с использованием видеосвязи. Учитель и ученики могут видеть и слышать друг друга, педагог может демонстрировать детям документы, презентации, электронные учебники и использовать визуальные маркер и указку.

Следующим этапом в организации уроков с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является выбор образовательных Интернет-ресурсов. При выборе ресурсов немаловажную роль играет сочетание таких факторов как простота доступа, информативность, доступная подача информации для детей, возможность независимого контроля каждого ученика. При выборе определенного типа урока потребуются соответствующие ресурсы: обучающие видео и аудио материалы, презентации, способствующие мотивации детей к изучению темы, контрольно-измерительные материалы. В своей работе мы использовали несколько образовательных платформ: «Российская электронная школа», Учи.ру, Инфоурок, videouroki.net. Цифровая образовательная среда «Российская электронная школа» предлагает интерактивные уроки, а также проверочные задания, конспекты уроков, видеолекции и многое другое. Учи.ру – интерактивный онлайн-класс с уроками и заданиями по основным школьным предметам. С его помощью можно организовать обучение на дому, следить за прогрессом учеников в личном кабинете. Также данный ресурс позволяет занятия с тренажером, бесплатное участие в олимпиадах, проведение интеллектуальных марафонов, просмотр онлайн-уроков [3, с.2]. Образовательная платформа «Инфоурок» — это удобный онлайн-конструктор, который позволяет создавать задания, используя готовую базу тестов, каталог видеоуроков, библиотеку разработок уроков. Ресурс videouroki.net использовался нами как база видеоуроков и тестовых заданий для проверки качества усвоения материала.

Для проведения офлайн-уроков учитель может создать собственный образовательный ресурс, например, аудио или видеолекцию, презентацию, тесты на первичное освоение материала и др. Отдельно стоит отметить образовательную платформу coreapp.ai. Данная платформа предоставляет учителям возможность создавать дистанционные уроки и интерактивные листы к ним совершенно бесплатно и с достаточно широким арсеналом инструментов.

В 2020 году был создан банк авторских видеоуроков, записанных педагогами нашего города. Данные видеоуроки также активно использовались при проведении офлайн-уроков.

Контроль знаний – важный и ответственный этап при организации и проведении онлайн-уроков и офлайн-уроков. Учителем должны быть сформулированы четкие критерии оценивания заданий, проверены все запланированные работы учеников [6, с.3]. Возможность самостоятельно создавать тестовые и контрольные задания учителю предоставляют многие Интернет-ресурсы. Для нас наиболее простым и продуктивным решением стало использование платформы «Инфоурок» для создания собственных тестов. При составлении собственных заданий учителю необходимо учитывать дистанционный формат работы детей и риск невыполнения задания или выполнения путем списывания, заимствования чужого ответа. На образовательных платформах чаще всего это исключено в силу индивидуальной подборки заданий для каждого ученика. Кроме того, образовательные платформы автоматически проверяют контрольные работы и тесты. Учителю стоит обратить внимание на подбор заданий, предлагаемых образовательной платформой, четкость и правильность формулировок и ответов к заданиям.

Для проверки знаний учащихся в период дистанционного обучения нами активно использовалась онлайн-тетрадь Skysmart. Она является приложением к электронному журналу. Тетрадь сама проверяет и анализирует ошибки – это экономит время на проверку заданий.

После определения типа урока и формы его проведения учителем оформляется технологическая карта. Вариант технологической карты представлен в таблице 1.

Таблица 1. Технологическая карта урока

Этап урока

Вид деятельности обучающихся

Учебный контент и его тип

Примерное время работы с контентом

Инструменты обратной связи

Планируемый результат

Независимо от формы (онлайн или офлайн) проведения урока, учитель должен передать ученикам маршрутный лист урока или инструкцию по освоению материала данного урока. Вариант маршрутного листа представлен в таблице 2.

Таблица 2. Маршрутный лист ученика

Формулировка ключевого вопроса урока (темы)

Цели и задачи урока (указание на то, что обучающиеся должны запомнить)

Учебный контент (стр., №, ссылки и др.) с указанием вида работы

Критерии оценивания

Обратная связь

Вопросы, примечания

Применение дистанционных технологий и электронного обучения в образовательном процессе требует особых подходов. Гибкость, изобретательность, творческий подход к решению проблем, умение применить сумму профессиональных умений в быстро меняющихся условиях - эти навыки не берутся ниоткуда, их необходимо формировать и развивать. Поэтому школа, которая понимает действительное значение этих процессов социума, несет на себе ответственность за умение приспособиться к цифровым вызовам и переменам.

Список литературы

1. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И. А. Карлов, Н. М. Киясов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 72 с.

2. Дистанционное обучение как инновационная форма обучения в начальной школе/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/80/3/distancionnoe-obuchenie-kak-innovacionnaya-forma-obucheniya-v-nachalnoy-shkole

3. Карташова И.П. Возможности дистанционного обучения в начальной школе на платформе Учи.ru (из опыта работы)/ [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/684461

4. Методические рекомендации по реализации основных образовательных программ, дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / под ред. А. А. Бучек [и др.]; БелИРО. – Белгород: БелИРО, 2020. – 327 с.

5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях (учреждениях) Луганской народной Республики, утвержденные приказом МОН ЛНР от 04.08.2020 № 715-од/[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://disk.yandex.ua/d/K-VgLrJLuQx42w

6. Сафиулина Н.Р. Особенности электронного обучения с применением дистанционных технологий в школе /[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/osobennosti_elektronnogo_obucheniya_s_primeneniem_distancionnyh_tehnologij_v_shkole

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации