ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНЦЕРТАХ И ФЕСТИВАЛЯХ
Бартновская А. В., методист по инклюзивному образованию МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуга
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНЦЕРТАХ И ФЕСТИВАЛЯХ
Наша задача заключается в том, чтобы сподвигнуть ребёнка к творчеству…
Сверхзадача образования – пробуждение у ребёнка интереса к
самому себе, своему внутреннему миру, своим возможностям.
И каждый пришедший в этот мир, должен сказать пусть маленькое,
но своё слово и тем обогатить и одарить этот мир.
А.К. Бруднов
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации» одной из функций дополнительного образования определяет «социальную инклюзию», давая альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из основных направлений реализации Концепции развития дополнительного образования в Российской федерации является повышение доступности программ дополнительного образования для особых категорий детей, развитие моделей инклюзивного дополнительного образования и создание безбарьерной среды [7].
В городе Калуге работа по данному направлению ведётся МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» на протяжении многих лет. Началом можно считать создание в 1997 году областного Фестиваля творчества детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья «Лучики надежды» во время проведения первого Всероссийского фестиваля художественного творчества детей-инвалидов «Радуга», в котором приняло участие 150 детей из 10 учреждений Калужской области.
Нами были определены содержание и сущность специальных терминов, которых их ещё не было в практике дополнительного образования:
- социальная адаптация и интеграция в общество;
- творческая реабилитация, компенсация ограничения жизнедеятельности;
- активные формы рекреации, зстетотерапия, арттерапия;
- безбарьерная среда, инклюзия, демократия разнообразия.
Несмотря на то, что в штате Центра «Созвездие» не было педагогов со специальным коррекционным образованием, нам необходимо было выявить творчески одарённых детей-инвалидов (тогда ещё не было термина «дети с ограниченными возможностями здоровья»), оказать им педагогическую помощь в совершенствовании их исполнительского мастерства и впервые организовать и провести концерт в Калужской областной филармонии.
Вместе с доброй Бабой-Ягой на своём первом концерте юные артисты были немножко волшебниками и искали сокровища. Они сделали сказку явью, в которой сами стали главными героями. Вот финальные слова праздника: «Вам не надо идти, чтобы найти клад. Всмотритесь в мир своей души! Ваше богатство – это ваша Доброта, Надежда, Сила воли, Желание жить, Умение преодолевать трудности. Это тепло сердец, любовь ваших родителей, учителей, врачей, друзей. А это дороже серебра и злата!» [3].
Продолжением «Лучиков надежды» стал с 2000 года городской Фестиваль-конкурс «Поверь в себя», переименованный в 2010 в «Мы вместе!», который с каждым годом собирает всё большее количество участников. Это:
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- творческие коллективы, в которых вместе с детьми-инвалидами, и детьми с ограниченными возможностями здоровья занимаются здоровые дети;
- семейные ансамбли с участием детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель фестиваля-конкурса «Мы вместе» - раскрытие творческого потенциала детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства, способствующего их более полной социальной адаптации в современном мире.
Задачи фестиваля-конкурса:
- привлечение внимания общества к созидательно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья как к средству их самовыражения и реализации;
- содействие развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, применению их творческого и интеллектуального потенциала в сфере культуры;
- выявление молодых талантов, поддержка творчески одаренных детей и молодежи [7].
Выступления на Фестивале – это не только ежегодный итог работы организаций общего, коррекционного и дополнительного образования по музыкально-эстетическому направлению. Это, прежде всего, особая ценностно-мотивационная среда, попав в которую, выявляются новые таланты, дети совершенствуют профессиональное мастерство в различных видах искусства. Это личности педагогов, как носителей ценностей этой среды и создающих новые творческие проекты.
Один из основоположников дополнительного образования детей – Бруднов Алексей Константинович – назвал его «…путь к самому себе через мир знаний, игры, фантазии и творчества». МБОУДО «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги, используя методику создания ситуации успеха, реализует творческое сотрудничество учреждений не только во время проведения Фестиваля, но и в совместных концертах и праздниках [2].
В своей работе мы руководствуемся логической структурой методологии психолого-педагогического сопровождения (ППС) инклюзивного образования и ее основным характеристикам, определёнными М.М. Семаго.
- Объектом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является образование детей с тем или иным видом (вариантом, формой) «отклоняющегося развития» вместе с другими детьми, не обладающими подобными отклонениями в образовательной среде по своей направленности (режиму, содержанию, программно-методическому обеспечению и т. п.), первоначально не адекватной его особенностям и образовательным возможностям.
- Предметом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования выступает организация этого сопровождения во всей ее многоаспектности.
- Основная цель ППС инклюзивного образования – создание адаптивной образовательной среды в соответствии с возможностями и особенностями всех детей, в нее включенных, в том числе реализация специальных образовательных потребностей и условий, их определяющих, для ребенка с ОВЗ.
- Основные задачи, необходимые для реализации заявляемой цели, включают в себя разработку соответствующих структурных элементов (в первую очередь, коррекционно-развивающего компонента адаптированной образовательной программы), технологий и методов, а также временных нормативов реализации подобного сопровождения.
- Важным аспектом решения является также подготовка соответствующего кадрового потенциала психолого-педагогического сопровождения [8].
Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с особыми потребностями развития, реализует познавательные интересы детей. Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.
По мнению Е.А. Антипиной, музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния. Системная и последовательная работа по театрализованной деятельности способствует развитию у детей артистических способностей, активизации словаря, совершенствования звуковой культуры речи [1].
А.А. Шафикова определяет музыкально-театральную деятельность, как одну из оптимальных музыкально-досуговых форм работы с детьми. Образовательная практика показывает, что совместное участие обучающегося с ОВЗ в данной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы, выявляет индивидуальные особенности, способствует формированию внутреннего мира, утверждению чувства социальной значимости.
Музыкально-театральная деятельность расширяет возможности воспитания и развития: развивает эмоциональную сферу и творческие способности, способствует формированию социокультурных ориентаций и становлению опыта коллективной творческой деятельности, создает возможность для музыкально-творческой самореализации и естественного самовыражения [9].
Е.А. Медведева выделяет следующие принципы работы:
- оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком с проблемами. Он предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веры в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений;
- активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком. Здесь осуществляется активное вхождение обучающихся с ОВЗ в музыкально-театральную деятельность с опорой на зону ближайшего развития (Л. С. Выготский), способствующего их личностному росту и формированию социальной успешности [5].
Музыкально-театрализованные виды деятельности приобретают особое значение в жизни ребят, у них раскрываются скрытые возможности, формируется позитивная самооценка, проявляются положительные личностные качества. В результате совместной музыкально-театральной деятельности дети раскрывают свои внутренние резервы и реализуют свой творческий потенциал [4].
Фестивальному движению уже 27 лет. С каждым годом повышается уровень исполнительского мастерства участников. Этому способствуют психолого-педагогические условия организации его проведения и сопровождения детей:
- личностно-ориентированный подход к ребенку;
- создание «ситуации успеха» для каждого участника;
- личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к творчеству и самореализации;
- безбарьерная среда равных творческих возможностей;
- развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
- включение в совместную деятельность не только с ровесниками, но и с педагогом;
- формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников фестиваля друг к другу.
Список литературы:
- Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии [Текст] / Антипина Е. А.. - 2-е изд, перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
- Бартновская, А.В. Совместная работа организаций общего и дополнительного образования по социализации детей с ОВЗ средствами музыкально-эстетического развития [Текст] /А.В. Бартновская /Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Гуманитарные науки, 2015. – Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – 590 с. – С. 425-429.
- Бартновская, А.В. Сказка, рассказанная с любовью [Текст] /А.В. Бартновская //Внешкольник. – 2013. – № 3 . – С. 39-40.
- Бартновская, А.В., Бодрухина, И.В. Театр без границ [Текст] /А.В. Бартновская, И.В. Бодрухина /Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Калужской области», 16 декабря 2016 г. КГУ им. К.Э. Циолковского. – Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. – 430с. – С. 70-73.
- Медведева, Е.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании [Текст] /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: – «Академия», 2001. – 248с.
- Постановление Городской Управы г.Калуги от 24.02.2010 N 57-п (ред. от 31.03.2010) «Об учреждении городского фестиваля-конкурса творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе!». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakon-region2.ru/2/23279/.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_168200/
- Семаго, М.М. Методология психолого-педагогического сопровождения в контексте постнеклассической парадигмы [Текст] / М.М.Семаго / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / А. Ю. Шеманов и др.; отв. ред. С. В. Алехина, МГПУ ИПИО. – М.: Буки Веди, 2013. – С.27-83.
- Шафикова, А.А. Педагогические условия формирования социальной успешности обучающихся с ОВЗ в инклюзивно-образовательной среде школьного музыкального театра. [Текст] /А.А.Шафикова//Педагогическое образование в России. – 2015. – № 5. – с.152-158.