12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матвеева Виктория Валентиновна55
Россия, Липецкая обл., Елец

Матвеева В.В.

учитель начальных классов

г. Елец, МБОУ «Школа №19 г. Ельца»

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ С АУТИЗМОМ В КЛАССЕ

Я работаю 23 года в школе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью). В последние годы в наше образовательное учреждение всё чаще поступают дети с расстройствами аутистического спектра. Мне бы хотелось поделиться своим опытом работы с ребёнком с диагнозом РДА (ранний детский аутизм).

Несколько лет назад в школе был организован класс со сложной структурой дефекта. В составе класса обучаются 5 детей – инвалидов с умеренной умственной отсталостью: 4 ученика с синдромом Дауна и 1 ученица с РДА (Наталья Г.).

Ученики с синдромом Дауна за три года обучения достаточно хорошо адаптировались к школьной жизни, а также достигли значительных успехов в социальном, коммуникативном плане (в рамках дефекта), у них повысился уровень воспитанности.

Наталья Г. обучается в школе уже 4-ый год (с подготовительного класса), вне учебной деятельности неоднократно посещала занятия специалистов – дефектологов. Однако девочка очень отличается от своих одноклассников.

У ученицы значительно нарушено эмоциональное развитие, слабо развита волевая сфера, она часто не способна контролировать своё поведение. Для неё характерным является: внезапные колебания настроения, нарушение связи между процессами возбуждения и торможения, преобладает аффективная возбудимость и двигательная расторможенность, неумение тормозить свои желания. Регулятором поступков и деятельности обучающейся часто являются сиюминутные желания, стремления к немедленному удовлетворению эгоистических потребностей. У неё крайне снижено критическое отношение к своим поступкам, недостаткам, неспособность объективно оценивать и переживать свое состояние. Основные интересы учащейся - игровые.

Владеет речью, но не часто пользуется ею.

В связи с отклонениями в нервно – психической сфере, свойственными детям с РДА, а также социальному фактору (воспитанию в семье), её поведение значительно осложнено. Девочка своенравна, избалована (в семье ей всё дозволено), желаемого добивается криком. Нарушения поведения могут носить различный характер: эпизодический, ситуативный, систематический.

Наталья нерегулярно посещает школу (из-за бессонницы), что приводит к нарушению учебного ритма, на который она с трудом настраивается.

На первом уроке обучающаяся пассивна. Слабо реагирует на одноклассников, учителя, на ход урока и задания. Поэтому на первом уроке  с Натальей провожу в большей степени индивидуальную работу, фронтальную   работу выполняем совместно при тактильном и зрительном контакте.

На 3 – 4 уроках Наталья устаёт, становится легко возбудимой. Она начинает волчком кружиться по классу и безостановочно смеяться. Но чаще это выражается реакциями протеста: криком, плачем, агрессивными разрушительными действиями. (Она падает на пол, бьёт ногами, отталкивает парты, стулья, бросает школьные принадлежности, бьёт себя.) Также приступы агрессии происходят и при возникновении трудностей в работе: Наталья отказывается от её выполнения, кричит, замалевывает написанное в тетради (иногда до дыр), рвёт лист или тетрадь, сбрасывает всё с парты.

В то же время Наталья способна быстро и правильно выполнить письменное задание в тетради. Затем она начинает играть предметами на парте или, покинув рабочее место, ходить по классу, брать игрушки. При этом повторяет одни и те же слова, используя высокий тембр голоса. Что очень раздражает одноклассников, мешает им заниматься. (Попытки призвать к тишине -  тщетны. Ученица начинает говорить ещё громче.)

Поэтому я меняю вид деятельности остальных детей и пытаюсь переключать Наталью на другое, интересное ей, «бесшумное» занятие. Например, даю дополнительный материал (письменный или дидактический), если вижу у Натальи рабочее настроение. Либо, наоборот, видя признаки усталости, раздражения, показываю, как тихо поиграть с игрушками, предлагаю посмотреть в окно, позаниматься с пластилином, мозаикой, песком и др. или просто полежать на кушетке.

В случае продолжительного приступа возбуждения, агрессии ученицы, я зову на помощь школьного педагога-психолога или маму Натальи. Они выполняют роль тьютора: помогают девочке при выполнении заданий на уроке, гуляют с ней по коридору, играют и т.п.

Работа с ребёнком с аутизмом очень трудная, но необходимая.

Наряду с имеющимися трудностями в процессе обучения и воспитания данной школьницы хочется отметить и положительные стороны – наши достижения за три года работы.

Обучающаяся успевает по всем предметам. Хотя занимается на уроках по настроению. Предпочитает письменные задания в тетради, индивидуальную работу за партой, чем устные  и письменные ответы у доски.

По математике знает прямой и обратный счёт, работает с числовым рядом, имеет представление о составе чисел в пределах 8 (в рамках программы), способна самостоятельно (по памяти) решать примеры (на счётном материале решает только с помощью взрослого).

По русскому языку знает написание строчных и прописных букв, самостоятельно списывает с доски, букваря, печатных карточек слова, предложения. Испытывает трудности с соблюдением размера букв. При неправильном или некрасивом написании буквы стала сама зачёркивать её и переписывать правильно.

Овладела чтением по слогам, хотя в третьей четверти стала часто отказываться от чтения, «забыла» некоторые буквы, стала читать еле слышно. Очень хорошо составляет слова из букв, слогов.

По ИЗО, технологии способна выполнить задания правильно в соответствии с образцом. Однако чаще пытается выполнить задание по-своему (намеренно меняет цвет, расположение деталей). Творческую работу стала выполнять быстро и небрежно.

За три года обучения и воспитания у Натальи ослабли некоторые проявления аутизма.

Она стала ежедневно испытывать потребность в общении с одноклассниками. Для коммуникации со сверстниками и взрослыми стала (по своему желанию) использовать речь.

Научилась сама одеваться (хотя пытается протестовать криками, плачем), пользоваться умывальником, в конце 3 четверти начала самостоятельно есть в столовой.

В своей ежедневной работе с данным ребёнком я придерживаюсь, прежде всего, постоянства в требованиях, что является обязательным при работе с детьми с РДА. Например, обязательное привлечение к уроку, к выполнению учебных заданий строго на рабочем месте, к посильному самообслуживанию и т.д. 

При разговоре с  ученицей стараюсь быть максимально конкретной. Стараюсь не вызывать речевую перегрузку, а говорить ясно и по делу. Избегаю общих вопросов вроде: «Почему ты так себя ведешь?» Вместо этого говорю: «Мне не понравилось, что ты …. Пожалуйста, сделай …».

Планируя занятия, помню о высокой психической пресыщаемости ребёнка с аутизмом, легком физическом истощении. Стараюсь своевременно уловить изменения настроения девочки, избежать стрессовых ситуаций, вовремя прийти на помощь.

Однако резкая без видимых причин смена настроения часто не позволяет вовремя остановить вспышки эмоциональных взрывов, агрессии. В таких ситуациях полезно иметь «безопасное место», где можно отдохнуть от всего и всех, чтобы покинуть чрезмерно стрессовую ситуацию и тьютора.

Не оставляю без внимания отрицательные поступки Натальи, обязательно хвалю за хорошее поведение и работу на уроке. Учу правильному общению с детьми и взрослыми.

Моя основная задача – помочь ребенку в создании устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.

Я держу в курсе учебно – воспитательного процесса маму Натальи,  даю ей рекомендации. Объясняю необходимость регулярного  медицинского осмотра ребёнка с аутизмом специалистами, необходимость своевременного медикаментозного лечения.

На протяжении трёх лет я изучаю вопросы о работе с детьми  с РДА,  обращаюсь за консультацией к педагогу-психологу, веду обмен опытом с другими педагогами школы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.