12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бессонова Bиктория Анатольевна50037
"Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения."
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Музыкальный руководитель»
2

Статья на тему «Сущность и особенности эмоционально-эстетического развития в инструментальном музицировании детей старшего дошкольного возраста»

          Музыкальное занятие в детском саду – организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью формирования у дошкольников эмоционально-чувственного отношения к жизни. Эмоционально-эстетическое развитие происходит на музыкальных занятиях в разных видах деятельности.

          Инструментальное музицирование – это, прежде всего, форма творческого самовыражения ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка. Инструментальное музицирование позволяет активизировать развитие психических процессов (памяти, мышления, воображения, воли, восприятия, ощущения), музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, музыкальные формы, тембровый, гармонический, мелодический слух). Наличие определённых ритмических навыков, развитого слуха и чувства музыкальной формы обеспечивает успешность инструментального музицирования. Для освоения этого вида деятельности немаловажно владение элементарными навыками игры, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

           Игра на простейших музыкальных инструментах особенно эффективна на начальных этапах воспитания. В работе с дошкольниками могут быть использованы лишь самые простые инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие определённой высотой тона (треугольник, тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки, бубенцы, ложки, пандейра (румба), трещотки, кастаньеты и т.п.), так и звуковысотные (колокольчики, металлофоны, ксилофоны).

           В общем, постепенно дети учатся играть сначала на шумовых инструментах, затем на ударных мелодических и т.д. Вместе с этим музыкальный руководитель средствами инструментального музицирования развивает их эмоционально-эстетически. В результате наблюдения за мимикой и пантомимикой ребёнка музыкальный руководитель оценивает эмоционально-психическое состояние дошкольника.

          Занимаясь развитием эмоционально-эстетической сферы детей нельзя не учитывать тот факт, что для различных видов исполнительской деятельности необходимо иметь достаточно сформированные определённые навыки и умения. В результате занятий дошкольники должны:

Знать названия инструментов и правила их хранения.

Уметь различать на слух тембры инструментов и осознавать их выразительную сущность.

Овладеть приёмами и способами игры на каждом инструменте.

Понимать выразительные особенности звуковедения.

Осознавать выразительность музыкальных средств и овладеть способами их передачи в инструментальном музицировании.

Овладеть навыками ансамблевого исполнения, подбора по слуху несложных мелодий, уметь корректировать качество исполнения товарищами различных партий в несложных хорошо знакомых произведениях.

Знать расположение высоких и низких звуков на звуковысотных инструментах, название нот, и их место на нотном стане.

Уметь ориентироваться в записи несложных партитур к песенным и инструментальным миниатюрам, а также к пьесам для слушания музыки.

Уметь грамотно прочесть свою партию и предложить свою «оркестровку» с обоснованием собственного замысла.

          Классифицируя музыкальность, С.И.Науменко выделила 3 её типа: рациональный, продуктивный, а также эмоционально-образный. Так, у представителей образно-обобщённого типа мышления был обнаружен более высокий уровень воображения, для них характерно возникновение самых разнообразных ассоциаций (зрительных, двигательных, эмоциональных), связанные с содержанием сочиняемой музыки. Детям художественного типа, больше нравятся произведения с ярко выраженной эмоциональностью. Но им труднее, чем детям мыслительного типа воспринять сочинение, откликнуться к чистой музыке. Одно из важных качеств музыки, говорит П.Киви – её способность быть носителем обобщённых психических характеристик, эмоциональных типов. И.М.Догель считает, что широкий диапазон индивидуальных различий музыкальной одарённости может включать и лиц с преобладающим или ярко выраженным типом эмоционального восприятия. К сожалению, «эмоциональный тип» не всегда обладает повышенной музыкально-эмоциональной реактивностью. Как писал Э.Энг ,человек тонко чувствует вообще, более восприимчив и по отношению к музыкальным эмоциям: очень чувствительные в музыкальном отношении люди весьма часто отличаются и очень сильной общей эмоциональностью, являются, так сказать «эмоциональными типами». Для дошкольников больше всего характерен репродуктивный и эмоционально-образный тип восприятия.

          Для того, чтобы выявить сущность процесса эмоционального развития старших дошкольников, необходимо определить что включает в себя этот процесс.

          Особенности процесса развития связаны со следующими принципами: принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития. Поэтому целесообразно их рассмотреть.

          Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках.

          В реальной работе научной мысли детерминизм неотделим от принципов системности и развития.

          Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которые они преобразуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства. Системный подход направляет исследовательскую практику (включая экспериментальную работу) реально, прежде всего, теоретически осмыслен. Он позволяет объяснить факты, обнаруживаемые на чисто эмпирическом уровне, имеет и прогностическую ценность.

          Принцип развития, как принцип научного познания направляет работу психологической мысли. Этот объяснительный принцип внутренне связан с другими регулятивами научного познания – детерминизмом и системностью. Он предполагает рассматривание того, как явление изменяется в процессе развития под действием производящим их причин, и вместе с тем включает постулат об обусловленности преобразований этих явлений, их включенностью в целостную систему, образуемых их взаимоориентацией. Принцип развития предполагает, что изменения происходят закономерно, что переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности. На первый план выступает понимание того или иного частного результата как формы выражения тех или иных сторон духовного развития ребёнка, как формы духовно-эмоционального отклика на высокие духовные ценности музыкального искусства. Из музыки мы яснее всего узнаём о громадных возможностях развития и возвышения человеческих эмоций. Таким образом, считаю, что эмоциональный отклик на музыку зависит от степени развития всего комплекса музыкальных способностей.

            Музыкальное воспитание предлагает детям в содержании музыкального произведения различные модальности, делает их более способными к переживанию тех эмоциональных состояний, которые не входят в структуру эмоций их природного темперамента. При совпадении модальности эмоциональных представлений с эмоциональным содержанием музыкальная речь может идти о модальности как параметре эмоциональных значений и эмоциональных образов в равной мере, при несовпадении модальности эмоциональных представлений с эмоциональным содержанием музыки вопрос модальности эмоциональных значений снимается в силу неадекватности восприятия. Как же моделируются эмоции в музыке? Моделирование эмоций в музыке осуществляется в художественном переосмыслении. Ведь через музыку дети моделируют свои эмоции. Внутри закономерностей моделирования эмоций средствами музыки можно найти много различий. Здесь также появляется возможность вычленения общего и своеобразного музыкального моделирования существенных параметров звуковых выражений эмоций человека. Следует отметить, что такие моменты музыкальной выразительности, как тембр, ритм, динамика, ритмоинтонация и гармонические средства, представляют очень важными для моделирования в музыке той или иной эмоции. В.В.Медущевский, разработавший теорию «художественного моделирования эмоций» в музыке, приводит некоторые «формулы», фиксирующие связи семантических значений внутри музыкальных эмоций:

 

Импульсивные

Возбуждённые, быстрые движения

+ радостная, светлая окраска

= ликование

Резкие движения

+ печальные краски

= бурное отчаяние

Ожидание

+ напряжение

= стремление, влечение, желание

Стремление

+ не доведенность до цели

= томление

           Моделирование эмоций в музыке происходит благодаря определённому соответствию между семантической структурой музыкального произведения и нашими интуитивными представлениями о структуре эмоций. От произведений старых мастеров к произведениям современных композиторов увеличивается семантическая сложность музыкальной ткани, но сами эмоции при этом существенно не меняются. В.В.Медушевский считает, что принцип моделирования подразумевает наличие определённого соответствия между семантической структурой музыкального произведения и нашими ситуативными представлениями об эмоциях. В предлагаемом принципе моделирования эмоций можно увидеть и характер отношения человека к какой-либо ценности, отражаемой при помощи музыки. К тому же данный принцип моделирования отражает некоторые объективные закономерности существенных связей между эмоцией и выражением её в музыке.

             Какие же эмоции составляют ту базу, на основе которой, подобно семи нотам в музыке образуется богатейшая палитра человеческих чувств и эмоциональных переживаний. Классификаций балловых эмоций много. В начале 20 века американский психолог Р.Вудворст предложил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональных проявлений:

1.Любовь, веселье, радость.

2.Удивление.

3.Страх, страдание.

4.Гнев, решимость.

5.Отвращение.

6.Презрение.

            В этой шкале каждая эмоция является чем-то средним между двумя соседними. Шлосберг соединил первую и шестую эмоции и получил таким образом, круг, который отражает все переходы от одного эмоционального переживания к другому, противолежашие же эмоции противоположны по своему содержанию. Степень выраженности эмоций определяется по параметру удовольствие-неудовольствие, который по сути дела представляет собой знак эмоции.

           Американский психолог К.Изард предполает основными или, по его терминологии фундаментальными эмоциями следующие:

1.Интерес.

2.Радость.

3.Удивление.

4.Горе, страдание и дипрессия.

5.Гнев.

6.Отвращение.

7.Презрение.

8.Страх.

9.Стыд и застенчивость.

10.Вина.

          Эти 10 эмоций К.Изард называет фундаментальными потому, что каждая из них имеет:

а)специфический нервный субстрат;

б)характерные только для неё выразительные нервно-мышечные комплексы;

в)собственное субъективное переживание (феноменологическое качество).

          Каждая из этих эмоций описывается по нескольким параметрам: знак эмоций, условия возникновения, биологическое и психологическое значение.

          Обобщая все вышеперечисленные данные я пришла к выводу, что кодирование различных эмоциональных состояний возможно. Ьыло сделано предположение, что кодирование музыкальных эмоций и отнесение различных произведений к выражению эмоции одной и той же модальности может способствовать эмоционально-эстетическому развитию дошкольников в инструментальном музицировании. Музыкальный материал для данного вида деятельности может строиться по принципу развития определённых эмоциональных моделей. Эти модели наглядно показывают, предметное чувство, ровно, как и целостная ориентация, в своём развитии должны опираться на эмоции всех основных модальностей.

           Соответственно, целесообразно уточнить, какие же именно эмоциональные модели характерны для данной возрастной группы.

           Дошкольникам понятны такие эмоции как радость, грусть, спокойствие, гнев. Данные эмоции они могут определить в музыке и точно знают, как их выразить либо в речи, либо в пении. Однако, в каждой из этих эмоций существуют различные нюансы, то есть радость может быть и торжественной, и шутливой, и игривой и т.д. Поэтому целесообразно для эмоционально-эстетического развития использовать произведения, в которых выражены различные оттенки радости.

Опубликовано в группе «Музыкальный руководитель»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.