12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Коновалова Наталия Валерьевна18
преподаватель (общепрофессионального цикла и профессиональных модулей)
Россия, Ярославская обл., Ярославль
4

Особенности реализации метапредметных связей в проектно-исследовательской деятельности учащихся

Статья на тему «Особенности реализации метапредметных связей

в проектно-исследовательской деятельности учащихся»


Коновалова Н.В.,

Преподаватель

ГПОАУ ЯО
"Ярославский
промышленно-экономический
колледж им. Н.П.Пастухова"


Метапредметы представляют собой современные образовательные модели, которые развиваются поверх традиционных предметов. В их основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача», «гипотеза», «пути решения», «результат».

Для студента любого курса и тем более хорошего специалиста, обучающегося по специальности 19.02.01 «Биохимическое производство» важны умения, позволяющие анализировать, интегрировать полученные сведения с различного рода экспериментов: биологических, химических, биохимических, физико-химических и т.д., представлять общую картину биохимического, биотехнологического процесса. Для творческих студентов в данном случае наиболее эффективны модели, интегрирующие довольно разносторонние предметы, например, биологию, экологию с литературой (при условии, что студент по-настоящему любит литературу). Не следует забывать, что также важно «подготовить» обучающегося к специализированным модулям старших курсов. Одним из таких эффективных способов-решений является реализация метапредметных связей в проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Проектно-исследовательские работы я реализовываю в рамках внеурочной деятельности на кружке «Юный биотехнолог», при подготовке студентов к выступлениям в конференциях различного рода (2014-2020гг), а также в рамках аудиторных занятий по проектно-исследовательской деятельности обучающихся на первом курсе по биологии.

Темы проектно-исследовательских работ я предлагаю ребятам на выбор, при их желании – темы уточняются, модифицируются. В процессе беседы ставится проблема, обсуждаются цель, задачи, гипотеза. По составленному календарно-тематическому плану студент выполняет конкретные задачи-задания к определенному сроку. Обсуждаются полученные результаты. Хочется отметить, что темы и содержание «моих» проектно-исследовательских работ оригинальны, не встречаются в сети интернет и научно-популярных изданиях.

По теме исследовательской работы «Исследования различных жевательных резинок» предусмотрено интегрирование дисциплин: биологии, микробиологии (адаптированной), химии. По теме исследовательской работы «Исследования различных энергетических напитков и сравнительный анализ их токсикологического действия» предусмотрено интегрирование дисциплин: биологии, микробиологии (адаптированной), математики. По теме исследовательской работы «Анализ экологических проблем отдельных районов г Ярославля» предусмотрено интегрирование дисциплин: биологии и литературы. В рамках проекта «Практическое создание «картин» из микроорганизмов в чашках Петри» - интегрирование дисциплин: биологии и микробиологии (адаптированной):

t1582752255aa.png


t1582752255ab.png


Важно отметить, что в процессе реализации метапредметов в рамках выше упомянутых тем проектно-исследовательских работ студент, обучающийся по специальности 19.02.01 «Биохимическое производство», приобретает оригинальные и важные знания и умения, такие как: умения изучать микро- объекты и процессы и описывать результаты опытов; планировать, закладывать микробиологические опыты; определять принадлежность микроорганизмов к систематическим категориям; работать с микробиологическим приборами, оборудованием. Получает умения и навыки культивирования микроорганизмов; изготовления микробиологических микропрепаратов. Осваивает технику окрашивания препаратов и способы окраски препаратов; методы микрокопирования. Получает новые умения и знания статистической обработки с использованием коэффициентов корреляции (R2); написания экосказок; анализа, синтеза и интерпретации данных биологических и химических экспериментов и пр.

Особый интерес вызывает экосказка.

Экологические битвы

Жили-были в старинном городе Ярославле два друга Недодел и Передел. И любили они пуще всего советы давать! Как-то узнали они, что на окраине города «Крысиное» царство людей атакует.

Недодел предложил:

А давайте на окраине города гору из хлеба выстроим, все крысы туда и сбегутся, да дома освободят!

Передел:

Так гора еды закончится рано или поздно, а полчище крыс ещё больше размножится! Давайте лучше эти дома бросим, да новые построим: без щелей, подвалов и лифтов!

После советов таких народ переглянулся только, усмехнулся да плечами пожал.

А довольные собой Недодел и Передел пошли в лес отдыхать-пировать «на зеленую», на поляну. Пришли они в лес и видят, как к ним навстречу разные зверушки бегут. Подбежали к ним лесные жители все в слезах, показывают им на гору мусора посреди леса и человеческим голосом молвят.

Заяц:

Как свалка появилась, так вся травка стала жёлтой и не вкусной!

Птицы:

Как свалка появилась, так червячки перестали выползать!

Муравьи:

Нам санитарам леса эту свалку и не убрать, слишком тяжело нести бутылки пластиковые!

Недодел предложил:

А давайте в лесу весь мусор подожжём!

Передел ему отвечает:

Так весь лес сгореть может! Тут ведь мусора много, давайте пол-леса лучше срубим, а на пустом месте огромный котлован выроем, и туда весь мусор закапаем!

Переглянулись испуганные животные друг на друга и человеческим голосом им молвят:

А давайте лучше не мусорить! А Вам Недодел и Передел лучше ума-разума набраться! Шли бы Вы учиться!

И пошли они сначала в школу, а потом в колледж учиться.

Дали им наставления в учебных заведениях: «Не пропускать занятия и учиться прилежно! Беречь природу и заботиться о ней!»

Стали они наставлениям следовать. Отучились они в школе и колледже, много времени и усилий потратили. Да все не зря было! Пришли они снова к народу честному и советы дельные давать стали:

Вы подвал приберите! Подвал – не погреб, картошку не хранят там! И зелья отравленного надо крысам подсыпать!

Избавился город тогда от крыс на очень-очень долго.

Благодаря их пропаганде грамотной стали люди теперь в лесу не мусорить! Ух, и грибов с ягодами с каждым годом видимо-невидимо собирают! И мусор теперь сортируют и перерабатывают на специальных заводах!

Стали друзей уж называть не Недоделом и Переделом, а Задел Заделовичем и Делом Деловичем!

Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!

Смысл сказанья очень прост: «Город – Дом наш и оплот! Не сорите! Лес, поляны – берегите!»



Наблюдения показывают, что студенты более охотно, с большим энтузиазмом трудятся в проектно-исследовательских работах, реализуемых по метапредметной модели обучения. Дальнейший мониторинг процесса обучения (по успеваемости ребят, в процессе бесед и наблюдений за ними на практических занятиях) так же показывает, что на старших курсах им легче понимать, осваивать новый материал, - помогают «оригинальные умения и знания», сформированные в ходе проектно-исследовательских работ.



Список использованной литературы:


ФГОС 19.02.01 «Биохимическое производство»


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.