Особенности тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ

3
0
Материал опубликован 27 March 2023 в группе



АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Институт современного образования»

(АНО ДПО «Институт современного образования»)







ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по программе профессиональной переподготовки

«Основы тьюторской деятельности в образовательной организации в условиях реализации профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»


на тему: «Особенности тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ»





Выполнил (а) Запарова Елена Алексеевна





Воронеж 2023


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЬЮТОР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4

1.1 Возникновение тьюторства 4

1.2 Трактовки тьюторства в современном образовании 6

1.3 Должностные обязанности тьютора 7

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 10

2.1 Общая характеристика детей с ОВЗ 10

2.2. Тьютор в системе инклюзивного образования 11

2.3 Цели и задачи в работе тьютора ребенка с ОВЗ 14

2.4 Принципы тьюторского сопровождения детей с ОВЗ 16

ГЛАВА 3. О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ ТЬЮТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ НА УРОКЕ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26













ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе и развитие инклюзивной практики, призваны обеспечить равные права и доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все больше таких детей обучается в общеобразовательных учреждениях, так как получить образование и лучше адаптироваться к жизни ребята смогут в среде типично развивающихся сверстников, на которых данная модель обучения также оказывает положительное воздействие: развиваются важные и необходимые качества, такие как толерантность и ответственность.

Тьюторское сопровождение является одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования. В инклюзивном образовании подобных специалистов называют «педагог сопровождения», «адаптор». При этом понятие «тьютор» является более точным.

Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации. Другими словами, тьютор – это посредник между ребенком с особенностями развития и другими детьми и взрослыми в школьной среде.

Обычно тьюторское сопровождение необходимо детям с расстройствами аутистического спектра и обучающимся со сложной структурой дефекта (например, глухой с тяжелой умственной отсталостью). Возможна и модель инклюзивного образования с организацией работы тьютора для сопровождения учащихся с легкой умственной отсталостью в условиях общего класса. Именно этот подход является интересным для школ, реализующих инклюзивную практику. Именно это обусловлено актуальностью данной работы.

Объект исследования – тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.

Цель данной работы является изучить и проанализировать особенности тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ.

Задачи:

Ознакомиться с термином «тьютор», а также рассмотреть специальность тьютер в системе профессионального образования.

Изучить особенности тьюторского сопровождения детей с ОВЗ.

Рассмотреть профессиональные задачи тьютора в организационной деятельности ребенка с ОВЗ.























ГЛАВА 1. ТЬЮТОР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Возникновение тьюторства

Институт тьюторства сформировался ещё в 12 веке в английских университетах и имел отпечаток монашеского, особого значения. Это обосновывается тем, что учебные заведения создавались на исторической основе монастырской жизни.

Тьюторство зародилось в старейших университетах, таких, как Кембридж и Оксфорд, которые являются образцом децентрализованного высшего образования, когда студенты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объёме предоставляемых образовательных услуг и сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор, налаживая диалог со студентом, помогал определить какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.

К XVII в. тьютор становится основной фигурой учебного процесса, заменяя профессуру в организации индивидуальной учебной работы: сплотив возле себя одного или двух студентов, определивших его своим наставником, он выбирал объём и круг необходимых для воспитанников знаний и самостоятельно принимал экзамены и зачёты по итогам освоения выданных им же материалов. Джон Локк – знаменитый английский педагог, живший в XVII в. – указывал, что тьютор не только обеспечивает усвоение учеником знаний: «Задача тьютора – развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни.

Тьюторское образование – это процесс формирования характера, построение склада ума и тела.

Цель тьютора – не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». Иначе говоря, в этот период тьютор стал преподавателем и воспитателем, производившим «уникальный», «единичный» образовательный продукт, который невозможно было измерить никакими стандартами, и в принципе не мог быть воспроизведён кем-либо ещё.

1.2 Трактовки тьюторства в современном образовании

Нельзя сказать, что данная профессия стала чем-то новым для России. Так, ещё в 2007 году организовали «Межрегиональную тьюторскую ассоциацию». Её появление связано с поиском новых образовательных технологий, непрерывным образованием личности, потребностью в самореализации.

Известно множество вариантов определения слова «тьютор». Например, перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor – наставник, домашний учитель, репетитор, опекун. Из словаря «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор – лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача – быть знающим наставником своих воспитанников.

Исследователи выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство.

1. Тьюторство – поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач).

2. Тьюторство – сопровождение (помощь, направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности).

3. Тьюторство – фасилитация (деятельность, направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении).

Данная специальность внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», она утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216), и тьюторы уже работают российских в образовательных организациях. Однако на сегодняшний день тьюторство еще не имеет стандартизированного описания специфики как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к осуществлению. До сих пор актуальны вопросы: кто же такой тьютор, и чем он отличается от учителя? Импортируется ли эта профессия из зарубежных образовательных систем или вырастет из нашей почвы?

1.3 Должностные обязанности тьютора

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. (№ 18638), изменения касаются только оформления приказа - Приказ Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Должностные обязанности тьютора:

Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.

Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.

Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;

Координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;

Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий). - Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана.

Содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 2.1 Общая характеристика детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ — это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обусловливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни. В рамках образовательного аспекта (согласно Закона «Об образовании в РФ»), обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

У данной категории детей наблюдаются нарушения психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), им требуется специальное психолого-медико-педагогическое сопровождение.

В настоящее время представлены несколько классификаций ОВЗ. Например, М. Варнок предложил классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии. Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и, соответственно, направления социальной реабилитации: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости. В настоящее время наибольшую популярность, приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизотогенеза:

3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.

4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.

6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного вида дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.

2.2. Тьютор в системе инклюзивного образования

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

При реализации интегрированного обучения перед коллективом общеобразовательного учреждения возникают следующие задачи:

создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся;

помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение. Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д».

В инклюзивном образовании подобных специалистов в настоящий момент также называют педагог сопровождения, адаптор, куратор, освобожденный классный воспитатель, поддерживатель.

На практике тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т. д), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития.

В школах, где инклюзия уже прижилась и дает положительные результаты, действуют различные схемы организации учебного процесса. В соответствии с ними тьютор может выполнять три совершенно разные организационные задачи:

1) Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития. По оценкам специалистов по внедрению инклюзии в российские школы, на сегодняшний день наиболее реалистичной является картина, когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая учителю приспособиться к нуждам ученика с особенностями развития, не снижая при этом качества образования всего класса. Например, тьютор может заранее договориться с учителем о том, когда наиболее уместно вызвать ученика с особенностями развития к доске. Во время урока дети по очереди выходят решать примеры, и тьютор «встречается глазами» с учителем в тот момент, когда подопечный тьютора готов идти к доске. Учитель при этом задает более легкое задание. Таким образом, ребенок получает опыт успешного ответа перед классом. От тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебной программы к возможностям ученика с особенностями развития. В этом случае тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс активности ученика находится под контролем тьютора. Например, тьютор может говорить ученику, сколько слов записать с доски, направлять его при переходе от одного задания к другому, подсказывать, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос учителя отвечать. Таким образом, тьютор как бы берет под контроль обучение своего подопечного, постепенно расширяя его знания и адаптируя ребенка к обучению в классе.

2) Тьютор – помощник учителя. В этом случае учебная нагрузка формируется учителем, а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах, собирая у всех учеников тетради, поддерживая дисциплину класса во время выполнения задания учителя. Учитель же в это время уделяет внимание подопечному тьютора. Если учитель стремится занимать максимально лидерскую позицию в учебной деятельности ученика с особенностями развития, а тьютор при этом не имеет специального образования (дефектология, специальная или клиническая психология и т.п.), то в такой паре самое оптимальное – стать для учителя помощником в реализации его идей относительно обучения ребенка с особенностями развития.

3) Тьютор – второй учитель в классе. Такой подход распространен в американских школах. В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно считается нарушением его прав, в классе, где занимается ребенок с особенностями развития, работают два учителя, которые попеременно помогают учиться всем детям, но ребенку с особенностями развития – в большей степени. В качестве примера использования такого подхода в нашей стране можем привести опыт одной из московских школ. В инклюзивном классе общее руководство уроком осуществлял один учитель, а другой (условно – тьютор) проверял домашние задания у всех учеников, следил за ходом самостоятельной работы каждого, в том числе и за работой ученика с особенностями развития. В то время как основной преподаватель объяснял новый материал, второй учитель находился рядом со своим подопечным. Тьютор и учитель становятся одной командой. Здесь необходимо помнить, что учитель должен играть ведущую роль в сознании ученика.

2.3 Цели и задачи в работе тьютора ребенка с ОВЗ

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования.

Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего положения Министерства образования (Приказ №27/901-6 от 27.03.2000). Это возможность различных специалистов активно взаимодействовать друг с другом. На консилиуме, если такая практика существует в УО, формируются для тьютора цели и задачи в работе с ребенком, с опорой на, выявленные в ходе диагностики, дефициты и ресурсы. Далее именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения. Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

Основные направления работы с родителями:

- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

- Оказание родителям эмоциональной поддержки;

- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

2.4 Принципы тьюторского сопровождения детей с ОВЗ

Выделяют шесть основных принципов, которые необходимо учитывать для эффективной организации тьюторской деятельности детей с ОВЗ:

1. Открытость.

Данный принцип связан с преодолением границ школьного положенного системой традиционного образования как основного, и пониманием того, что каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его контекста, использовать соответствующим для этого образом.

2. Вариативность.

Этот принцип предполагает создание разнообразной среды, по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в построении индивидуальной образовательной программы.

3. Непрерывность.

Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность и цикличность процесса тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступени развития детей.

4. Гибкость.

Принцип гибкости проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на любое направление индивидуальной образовательной программы тьютора, поддержка любой инициативы в выборе способов, темпов, форм получения им собственного образования

5. Индивидуальный подход.

Принцип индивидуального подхода заключается в осознании необходимости передачи и усвоения каждым человеком общезначимых элементов культуры в виде знаний, умений и навыков. Тьютору для построения эффективного процесса обучения, необходимо подбирать методы, формы и средства обучения, ориентируясь на индивидуальные особенности своих учеников.

6. Индивидуализация.

Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый ученик проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным.

Цель педагога при реализации данного принципа и заключается в помощи каждому ученику в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной образовательной программы. Данный принцип является ведущим [5].


ГЛАВА 3. О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ ТЬЮТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ НА УРОКЕ

Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. Это может быть и массовый класс, и класс для обучающихся со схожими проблемами здоровья на базе инклюзивной школы или школы, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с моделями сопровождения определяются и профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке. Систематическое сопровождение ученика тьютором на уроке предполагается в тех случаях, когда он значительно отличается по степени готовности к освоению общих программных требований по предметам. Значит, в тьюторском сопровождении могут нуждаться:

1. Некоторые обучающиеся отдельного класса для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи не только относительно освоения академического компонента образования и компонента жизненной компетенции, но и в физическое передвижение, организации рабочего места, оперирования учебными принадлежностями, самообслуживания, озвучивания ответов и др.

2. Обучающиеся с интеллектуальными или иными нарушениями, которые включены в обычный класс. Например, в классе, где все обучающиеся здоровы и не имеют отклонений в развитии, одноклассник со сниженным интеллектом или расстройством аутистического спектра становится тем учеником, кому потребуется помощь тьютора на уроках. Именно поэтому одним из вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка является вариант, предусматривающий в должностной инструкции тьютора такой пункт, как «Сопровождение ученика на уроке». Сопровождение ученика на уроке предполагает:

1) буквальное присутствие тьютора на тех уроках, посещение которых будет предусмотрено для ученика в его индивидуальной образовательной программе;

2) оказание необходимой поддержки и помощи ученику в процессе выполнения запланированных учебных заданий. За выполнением данных пунктов, таким образом, стоят конкретные действия тьютора, составляющие его деятельность на уроке в целом.

Деятельность тьютора по сопровождению обучающегося на уроке условно можно разделить:

1) на действия, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»;

2) действия, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть раз личные ограничения. Придерживаясь такой логики, представим описание некоторых возможных действий тьютора по сопровождению обучающегося на уроке. Некоторые действия тьютора, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»:

даёт ученику дополнительную инструкцию для выполнения учебного задания;

перефразирует инструкцию учителя, делая её доступной для понимания учеником;

дает индивидуальные задания;

контролирует выполнение учебного задания;

помогает ученику разными способами выполнять задания учителя класса (включая предоставление образца выполнения, совместное выполнение и др.);

вырабатывает навык самостоятельного письма (и другие навыки), пользуясь разными приемами (например «рука в руке»);

исполняет роль «напарника» в учебных диалогах с учеником (в том числе в невербальных диалогах);

побуждает находить пути переноса имеющихся умений и навыков в новую ситуацию или делает это вместе с ним;

дробит инструкцию или вопрос учителя класса на несколько простых односложных.

Например, всем обучающимся учитель дает инструкцию: «Возьмите каждый свои ножницы и разрежьте пять полосок бумаги пополам». В это время тьютор, видя, что ученик не приступает к выполнению или, заранее зная, что он не может на данное время воспринимать такие инструкции, дробит её на несколько более простых следующим образом: «Возьми свои ножницы. Отсчитай пять полосок бумаги. Возьми одну полоску бумаги. Разрежь её пополам. Возьми еще одну полоску» и т.д.

Некоторые действия тьютора, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть различные ограничения:

помогает оценочно отнестись к выполненному учеником заданию, практическому изделию, дать своей работе оценку;

помогает пользоваться учебным оборудованием, техническими средствами обучения;

предусматривает и помогает во время урока занимать ученику удобную для выполнения разных видов работ позу (можно прилечь на коврик, расслабиться на стуле, постоять за конторкой и др.), возвращает его в «исходное» положение ученика и т.д.

обеспечивает (по необходимости) активность ученика. Например, если ученик быстро утомляется на уроке и для снятия усталости ему нужно пройтись, тьютор помогает ему в этом, сопровождая во время таких «прогулок» из класса в класс. В это же время он ведет беседу с учеником о том, что «нужно пройтись и вернуться в класс, нужно пробовать слушать дольше» и т.д. Кроме того, действия тьютора по сопровождению особого ребенка на уроке касаются и реализации исходно диагностического блока рабочей программы по предмету, например:

осуществляет индивидуальное наблюдение за ходом выполнения заданий учеником, заносит выводы пред усмотренные заранее для этого протоколы, листы наблюдений и т.д.

замеряет и фиксирует разнообразные параметры результативности, необходимые для получения «общей картины» исходно диагностического блока. Например: засекает и записывает время концентрации внимания ученика на рассматриваемом предмете, объекте наблюдения или исследования. Полученные результаты помогут тьютору в планировании по времени собственных действий на следующих уроках с учетом времени возможной образовательной активности обучающегося.

Для того чтобы тьютору особого ребенка было легче планировать собственные действия на уроке, ему необходимо знать:

все исходно диагностические данные на ребенка;

содержание всех разделов общеобразовательной программы, по которой учится весь класс, а также содержание адаптированной образовательной программы, предназначенной для обучающегося ученика;

содержание рабочей программы по предметам, составленной учителем класса для работы со всеми учащимися;

содержание календарно-тематического планирования по предметам;

содержание каждого урока, на котором он будет сопровождать ученика, и заранее его планировать.

Тьютор при подготовке к уроку (имея на руках краткий конспект учителя класса на данный урок), основываясь на исходных диагностических данных на ученика с ОВЗ, должен предположить, что ученик испытывает затруднения при самостоятельном ознакомлении с текстом стихотворения. А значит, время, предназначенное для данного вида деятельности, для него может быть потрачено «впустую». Поэтому тьютор готовит для него другое задание, которое будет способствовать решению поставленных в его индивидуальной образовательной программе задач.

Таким заданием, лаконично увязанным с уроком чтения, может стать чтение учеником слоговых таблиц, что решает задачу из его индивидуальной образовательной программы по обучению его чтению по слогам. Однако если тьютор видит, что в следующий за этим вид деятельности ученик может быть включен вместе со всеми одноклассниками, то тогда ему нужно успеть еще и познакомиться с текстом стихотворения (возможно, не в полном объеме). Для этого тьютору нужно знать, сколько примерно времени выделит учитель на чтение стихотворения учениками класса. Тогда такое же количество времени он отведет на выполнение учеником двух видов деятельности.

При подготовке к сопровождению ученика с ОВЗ только лишь в этой части урока, тьютору нужно будет заготовить слоговые таблицы и ознакомиться со стихотворением, выбрать из него наиболее подходящий отрывок. Очевидно, что, не готовясь заранее к уроку, тьютор не смог бы предусмотреть необходимость наличия на данном уроке слогового материала, а отрывок из стихотворения ему пришлось бы выбирать «на ходу». Во втором случае другой пример, когда ученику доступны самостоятельное чтение и понимание содержания текста рассказа, но ему будет недостаточно времени для этого.

Тьютор решает данную ситуацию следующим образом: три минуты отводит для самостоятельного чтения текста рассказа учеником, а за последнюю минуту дочитывает сам окончание рассказа, что параллельно помогает ему решать одну из задач из индивидуальной образовательной программы ученика: учить его внимательно слушать учителя или одноклассника, не отвлекаясь, в течение одной минуты. Перечень действий тьютора может распространяться и на область его взаимодействия с другими обучающимися данного класса. Например, он может побуждать всех школьников высказываться, предлагать кому-то из детей стать «маленьким учителем» для его одноклассника, оказывать помощь еще и другому ученику, если это нужно и уместно.

Объем и характер действий тьютора на уроке в каждом конкретном случае будет зависеть от наличия тех или иных особых образовательных потребностей ученика и понимания этих потребностей командой педагогов, работающих с ним.

Помимо «урочной» деятельности, разумеется, у тьютора достаточно времени уйдет и на «внеурочную» деятельность, связанную с его подготовкой к сопровождению ученика на уроке. Такая деятельность включает в себя:

модификацию используемых учителем класса учебных пособий (выделение шрифтом или цветом ключевых слов, сокращение подробностей, дополнение текста иллюстрация ми, рисунками; упрощение языковых конструкций и т.д.);

модификацию ресурсов (использование альтернативных источников подачи и восприятия учебной информации, например, программ для распознавания речи; привлечение волонтеров, сотрудничество с другими учителями и тьюторами, организация помощи сверстниками или родителями);

модификацию стратегий и технологий обучения (использование демонстраций с пошаговыми инструкциями, так называемыми «визуальными опорами»; повышение интерактивности или, наоборот, изменение темпа предъявления инструкций и поручений с более длительными паузами и повторением ключевых слов и т.д.);

модификация инструментария для оценки результатов обучения (использование заданий, схожих с теми, что даются всем ученикам класса, но в упрощенной форме; отбор для оценивания тех критериев, достижение которых доступно в некоторой степени сопровождаемому ученику; использование для оценивания результатов обучения практико-ориентированных заданий, отражающих степень овладения социальными и другими навыками, составляющими «компонент жизненной компетенции» обучающегося).

Следовательно, все действия тьютора и его деятельность по сопровождению особого ученика на уроке напрямую связаны с удовлетворением особых образовательных потребностей конкретного школьника.

Профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке должны быть направлены на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им академического компонента, а также в накоплении учеником доступных ему навыков, максимально расширяющих область развития его жизненной компетенции.


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка, а тьютор помогает реализовывать это.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Государство обязано дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахметова Д. З. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова. – Казань: Издательство «Познание», 2013.

2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

3. Джумагулова Ч.А. Принципы и практика инклюзивного образования.Бишкек, 2001.

4. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология. – Технологии открытого образования: сборник научно-методических материалов / Т. М. Ковалева. – М.: АПКиПРО, 2002.

5. Ковалева, Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск, 2005.

6. Ковалева Т.М. - К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования : Материалы международной научно-практической конференции – М., ИТОиП РАО, 2002

7. Медведева, А.В. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства: Учебно-практическое издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» / А.В. Медведева, И.Б. Клюбина. – Электрон. дан. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014 г.

8. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья / Под общ. ред. С. В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2012. – Режим доступа: http://psychlib.ru/resource.php/pdf/documents/KOd-2012.pdf.

9. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях/ Сост. И. В. Карпенкова, Е. В. Кузьмина. – М.; 2011. – 56 с.

10. Основы деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

11. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров и др. М.: Советская энциклопедия, 1968. (Энциклопедии. Словари. Справочники). Т. 4: Сн–Я. 912 с

12. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Методические рекомендации для тьюторов, педагогов, специалистов образовательных учреждений/ Сост. С. В. Алещенко. – Томск, 2014 – 42 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации