Статья «Особенности взаимодействия педагога и ученика с множественными нарушениями в развитии, обучающегося на дому по медицинстким показаниям»
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ,
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ ПО МЕДИЦИНСТКИМ ПОКАЗАНИЯМ
Ларионова Татьяна Егоровна,
г. Череповец, МБОУ «ОШО с ОВЗ №35», учитель индивидуального обучения
По статистике в последнее время значительно увеличилось количество детей с различными множественными нарушениями.
Выявление и диагностика ребенка со сложными и множественными нарушениями развития – это сложная и в тоже время новая проблема. Специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимы знания в области медицины, генетики, специальной педагогике, специальной и клинической психологии. Нарушения развития может быть в различных сочетаниях, науке известны не менее 20 видов. Сочетание одновременно сенсорных, интеллектуальных, речевых, двигательных, эмоциональных нарушений.
Не смотря на множественные нарушения в развитии, мы знаем что, каждый ребенок является по-своему единственным и неповторимым. Он рождается с некоторым набором базовых предпосылок, возможностей развития, но в определенных границах. Его возможности реализуются в условиях благоприятной окружающей среды или остаются не использованными, если не было необходимых условий для развития.
Многие годы категория детей с множественными и комплексными нарушениями в развитии считалась «необучаемой». Большинство детей проживали в интернатах, редко кто в семье. И даже если ребенок данной категории проживал в семье, ему проводилось только медицинское лечение, а психолого-педагогическое сопровождение не оказывалось. За последнее время данная тенденция изменилась и претерпевает ряд изменений.
Большинство семей хотят, чтобы их ребенок независимо от состояния здоровья воспитывался в семье, обучался в школе. Это подкреплено гражданскими правами. Правом на достойную жизнь и образование гарантированным для всех детей Конституцией РФ.
В МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» обучаются дети с умственной отсталостью в том числе и с множественными нарушениями в развитии.
Перед специалистами, работающими с данной категорией обучающихся, остро стоит вопрос, как взаимодействовать с данной категорией обучающихся. Проводя анализ литературы, по данной проблеме оказывается, что формы взаимодействия с такими детьми еще находятся в стадии разработки.
Среди моих обучающихся, которые находятся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показаниям есть обучающийся с множественными нарушениями. При наблюдении и общении с родителями было выявлено, что обучающийся не ходит, не сидит, голову не держит, не выполняет элементарные манипулятивные действия. Постоянно нуждается в помощи взрослых. У обучающегося наблюдается низкий уровень активности и самостоятельности в силу заболеваемости, высокая истощаемость организма. Внимание рассеянное, память кратковременная. Наблюдается низкий уровень самоконтроля. Представления об окружающем мире ограниченны. Мелкая моторика не развита – обучающийся ничего не держит в руках самостоятельно. Активный словарь отсутствует (ребенок не говорящий). Пассивный словарь развит очень слабо (слушает учительскую речь, эмоционально реагирует на понравившуюся информацию – улыбается). Навыки самообслуживания не развиты, родители сами одевают обучающегося, кормят с ложки, пищу перемалывают на блендере. В связи с психофизическими особенностями у обучающегося, очень затруднен образовательный процесс.
Так как при наблюдении ребёнка было выявлено, что обучающийся, с удовольствием слушает учительскую речь и эмоционально реагирует на понравившуюся информацию, было принято решение проводить занятия с опорой на сохранные стороны в его развитии.
Целью первого этапа взаимодействия с учеником стало установление эмоционального контакта. Этому способствовало стимулирование эмоциональной и сенсорной сферы, через артикуляционную гимнастику, массаж губ. Работой с воздушной струей на ручки, ножки. Использованием различных игр (например: «Дует ветер») где педагог сначала читает стихотворение затем накрывает обучающегося платком. Так же используются различные игрушки со световыми эффектами.
Для развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия мы учимся слушать и различать звуковые предметы (колокольчик, погремушка, музыкальный фотоаппарат, музыкальный микрофон и др.) Вкладываем в руку различные предметы сжимаем своей рукой и потрясываем рукой ребенка, если это необходимо используется поглаживание ручек, ножек, головы. Для развития мелкой моторики делаем пальчиковую гимнастику совместно с обучающимся.
Чтобы вызвать положительные эмоции у обучающегося используются спокойная музыка, предметы и игры которые ему особенно нравятся.
Важной особенностью для проведения занятий с данной категорией обучающихся является то что для занятий необходима эмоциональная и сенсорная насыщенность. Каждое занятие должно включать в себя: приветствие, сенсорные игры, ритмические игры, игры по правилам, релаксационные упражнения, окончание занятия. Методом для обследования для данной категории является метод наблюдений, для этого педагогом был разработан лист наблюдений (Приложение 2). При использовании данных приемов обучающийся к концу учебного года стал реагировать на голос педагога, при окончании занятий пытается установить контакт с педагогом и обратить на себя внимание. Ожидаемый результат на конец учебного года по формированию навыков взаимодействия с педагогом и способностью реагировать на речь педагога был достигнут.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что при взаимодействии педагога и ученика с множественными нарушениями в развитии обучающегося на дому по медицинским показаниям первым этапом является установка эмоционального контакта.
Список литературы
1. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/ Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. – М.: Теревинф, 2009. – 56 с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
2. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
3.Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: Пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 240с.
4. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н.В. Краснощекова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 319 с.
5. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения / Широкова Г.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-256 с.
Приложение 1
План-конспект занятия
Тема: «Лисичка здоровается»
ЦЕЛЬ: создание условий для альтернативного общении.
Задачи:
-Учить по звонку реагировать на начала занятия
-Учить знакам приветствия рукопожатиям, прикосновениям ладони
-Развивать слуховое восприятие
-Создание благоприятной эмоциональной обстановки
Оборудование: Колокольчик, музыкальный фотоаппарат, погремушка, платок.
Ход занятия:
№ п/п |
Этапы занятия |
|
1 |
Подготовка к приветствию |
Педагог звонит в колокольчик и сообщает о начале занятия. |
2. |
Игра приветствие «Лисичка здоровается» |
Педагог говорит обучающемуся что к нему в гости сегодня пришла Лисичка с различными игрушками и хочет с ним поиграть. Но сначала им необходимо поздороваться. Обучающийся здоровается с лисичкой с помощью педагога. |
3. |
Игра «Фотоаппарат» |
Педагог говорит что лисичка принесла фотоаппарат. Включает его дает обучающемуся прикоснутся к фотоаппарату. |
4. |
Игра «Погремушка» |
Педагог говорит что лисичка принесла погремушку, поет песенку погремушки встряхивая ее. «Греми, греми погремушечка, Греми веселей погремушечка» |
5. |
Игра «Дует ветер» |
Педагог читает стихотворение «Ветер по морю гуляет, Ветер парус раздувает Парус (Илюшу) накрывает» накрывает обучающегося платком. Педагог ищет обучающегося. |
6. |
Релаксация |
Педагог включает спокойную, тихую музыку поглаживает обучающегося по разным частям тела. |
7. |
Прощание с «Лисичкой» |
Педагог звенит в колокольчик и говорит что наше занятие окончено и необходимо попрощаться с лисичкой. |
Занятие проводится в течении месяца при проведении занятия меняется персонаж: белочка, зайчик, уточка с утенком персонажи берутся из одного материала( например: резиновые). На фотоаппарате чередуются мелодии и световые эффекты.
Приложение 2
Лист наблюдений
Критерии |
Начало года |
Конец года |
||||||
Не сформирован |
Сформирован частично |
Сформирован |
Не сформирован |
Сформирован частично |
Сформирован |
|||
1 |
Реагирует на голос педагога |
|||||||
2 |
Гулит спонтанно |
|||||||
3 |
Улыбается под воздействием приятных раздражителей |
|||||||
4 |
Локализует звуки и поворачивает голову на звук колокольчика |
|||||||
5 |
Воспринимает интонации педагога |
|||||||
6 |
Реагирует на прекращение контакта с педагогом |
|||||||
7 |
Пытается установить контакт с педагогом и обратить на себя внимание |
|||||||
8 |
Реагирует на исчезновение лица педагога: игра в «ку-ку!» |
Ивлиева Наталия Алексеевна