Статья «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательной области "Речевое развитие"»

1
0
Материал опубликован 8 October 2018 в группе

МБДОУ «Детский сад №71 города Ельца «Румяные щёчки»

Тема: «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Речевое развитие»

 

Выполнила: учитель-логопед

Закоморная О.П.

 

ЕЛЕЦ-2018

Уважаемые педагоги, вашему вниманию предоставляется опыт работы использования здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Речевое развитие».

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Современному обществу необходимо здоровое поколение людей. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей.

Поэтому здоровьесберегающие технологии стали востребованы педагогами всех образовательных организаций, так как они благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся. 

По словам Никиты Константиновича Смирнова здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью воспитанников. 

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить  использовать  полученные знания в повседневной жизни. 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности детей в различных видах деятельности. Оно представляет собой совокупность пяти образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» и «Речевое развитие»), одной из которых является образовательная область «Речевое развитие».

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарно состава, грамматического строя – одна из важнейших задач образовательной деятельности в ДОО.

В ходе работы по развитию речи детей мы используем как традиционные, так и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии благодаря которым у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

В своей работе мы используем следующие методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, которые могут применятся на разных этапах образовательной деятельности по развитию речи.

1. Артикуляционная гимнастика, которая  является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы (примеры а/г).

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи (примеры).

3.Самомассаж.

Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. 

1.Самомассаж рук

Например, кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Ребром ладони правой руки имитируется «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделать то же для другой руки.

Пилим-пилим мы дрова,
Пилим, много пилим,
Значит всё с тобой осилим.

2.Самомассаж ушных раковин

Например, детям предлагается массировать мочки ушей. Затем всю ушную раковину. Растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины, оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до десяти.

Разомнём мы ушки наши:
разотрём руками,
нежно ушки мы свернём,
ушки развернутся сами.
Ушки тянем мы вперёд-назад
словно слоник невпопад.
Ушки наши покраснеют,
потому что руки наши их согреют.

3.Самомассаж лица

Например, одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица.

Крутим вертим мы спирали
и рисуем мы круги.
Чтобы щёчки не устали,
мы кружочки рисовали,
пальцы в этом помогли:
К подбородку зашагали
и кружочки рисовали,
И на лобик поскакали -
всё кружками расписали.

4.Гимнастика для глаз.

Проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Вообще, желательно проводить ежедневно и не только для детей, но и для педагогов. Во время её проведения  используется наглядный материал, показ педагога.

Например,

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

5.Су-Джок – терапия.

В переводе с корейского языка

Су-кисть

Джок –стопа

Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Мы в своей работе используем как массажный мячик, так и эластичные кольца.

1. Массажный шарик – прокатывая его между ладонями, улучшается тонус мышц, мелкая моторика. Предлагаю вам выполнить короткие упражнения массажным шариком.

Я мячиком круги катаю, взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом – пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним. Массируем палец до покраснения и появления ощущения тепла. Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаются различные стихотворные тексты.

6. Дыхательная гимнастика.

При выполнении дыхательных упражнений у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.  Дети тоже любят эти упражнения. Мы устраиваем листопад или снегопад, или отправляем в полет бабочек. Также для дыхательных упражнений можно использовать скороговорки, которые нужно произносить на выдохе.

7.Физкультминутка является обязательной в ходе образовательной деятельности по развитию речи. В процессе проведения физкульминуток воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, связная речь, активизируется словарный запас (например, «Сорви яблоки»).

Уважаемые коллеги, таким образом, мы продемонстрировали вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приемов здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Речевое развитие».

Данные приёмы мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.

Спасибо за внимание и творческих всем успехов!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации