Итоговый урок по географии «От экватора к полюсам. Биосфера. Природные зоны»
ОТ ЭКВАТОРА К ПОЛЮСАМ ( БИОСФЕРА. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ)
Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний по темам « Природные зоны. Заповедные территории»
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания по пройденным темам в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных зон.
2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и гордость за ее людей; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
3. Метапредметные.
Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) особенностей природно-территориальных комплексов
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о природных зонах и о необходимости охраны окружающей среды и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры.
Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу « География»». Эта игра не первая, поэтому вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что……»
1.Существуют природные зоны, где круглый год много льда и снега
2.В арктических пустынях нет болот
3.Полярные день и ночь бывают только в тундре
4.В тундре и степях нет деревьев
5.Растения тундры и степи экономят воду
6.Зона тайги есть на всех материках ( нет, только на двух)
7.Холодный воздух с Арктики может доходить весной и осенью до степей России
8.В тайге почвы серые лесные ( нет, подзолистые)
9.Наиболее многообразен растительный мир влажных экваториальных лесов
10.В степях повсеместно встречаются ковыль, морошка, клюква ( нет, только ковыль)
11.На территории России пустынь нет ( есть в Прикаспийской низменности)
12.В арктических пустынях можно встретить пингвинов ( нет)
13.Кустарники в тундре подстригает ветер со снегом
14.Содержание гумуса в северных степях 5-6% ( нет, 8 -10%)
15.В тайге много болот, так как осадки превышают испарение
2. Конкурс «Подсказка» по теме «Природные зоны»
Эти леса отличаются разнообразием растений и животных
Это связано с благоприятным климатом.
Именно в этих лесах есть лианы до 300 метров длиной
( влажные экваториальные леса)
В этой природной зоне нет обилия растений и животных
Это связано с высокими колебаниями температур в течении суток
Но главная причина – недостаток влаги
( пустыни)
1.Они могут быть полынными , разнотравными
2. Там преобладают травянистые растения
3.Именно там самые плодородные почвы
( степи)
1.Эта природная зона самая большая по площади в России
2.В ней много болот
3. Среди растений преобладают хвойные
( тайга)
1.Именно в этой зоне бывают самые длинные дни
2. Там же и самые длинные ночи
3. Именно этими ночами можно любоваться «природным салютом»
( тундра)
3. Конкурс «Акула»
1.Самая крупная птица степей ( дрофа)
2.Акула
3.Самый крупный лесной бык в России ( зубр)
4.Самая крупная змея Амазонии ( анаконда)
5.Акула
6.Самая красивая утка дальневосточных широколиственных лесов ( мандаринка)
7.Самое крупное копытное животное Таймыра и о.Врангеля ( овцебык)
8.Самый крупный олень тайги ( лось)
9.Самый многочисленный грызун тундры ( лемминг)
10.Акула
11.Самое крупное животное национального парка Серенгети ( слон)
12.Самое многочисленное дерево российской тайги ( лиственница)
13.Акула
14.Самый старый национальный парк (Иеллоустонский)
15.Самый ценный пушной зверь тундры ( песец)
4.Конкурс –кроссворд «Угадай заповедник»
Дарвинский заповедник
DOCX / 14.6 Кб
Биоаукцион по теме «Заповедники и национальные парки мира»
Биосферный заповедник, созданный в честь столетия выхода ценной научной книги
Это удивительный заповедник, расположенный в области экватора, но не отличающийся высокой температурой из-за холодного течения. Многие виды животных встречаются только там – различные виды вьюрков, слоновые и зеленые черепахи и даже пингвины. А название этой территории дали португальцы, обнаружив огромное число черепах. Что же это за территория?
( Галапагосские острова)
Вопрос об одном из российских заповедников
Расположен заповедник на всем известном полуострове. Как и Баргузинский, он создан для восстановления обитающего там соболя. Именно там находится роща пихты грациозной. Там и памятники природы – действующий вулкан, гейзеры и горячие источники. А название заповедник получил от озера, находящегося на его территории. Что это за заповедник, упоминаемый в школьном учебнике?
(Кроноцкий)
Вопрос о заповеднике, который охранять легче
Это действительно так. На его территории годами и даже десятилетиями не бывает дождей, хотя влажность воздуха там высокая. Из него и получают растения воду в виде росы. Заповедник создан для охраны удивительного растения из голосеменных. У него только два листа, которые живут столько, сколько само растение. Растение так и называется – вельвичия удивительная. Так как же называется второй в мире по величине территории заповедник в Африке?
(Центрально-Калахарский)
Вопрос о заповеднике, созданном так же для охраны одного объекта
Заповедник создан в 1980 году для охраны животного, напоминающего видом древних обитателей Земли. Его территория – это три больших острова. По разным источникам размеры животного от трех до 4 метров, а вес от 70 до 150 кг. Отлов такого животного для переселения труден, ударом хвоста животное сбивает человека с ног. О каком животном, названном одним из новых чудес природы идет речь?
( Варан из заповедника Комодо-Падар-Ринко)
Вопрос о национальном парке, где волки навели порядок
Да, это так. Борьба человека с оленями там не принесла успеха. Тогда в 1995 году решено было переселить 14 волков. Численность оленей за 20 лет уменьшилась. Появились и растут деревья, появились бобры, ондатры и утки. Стало меньше шакалов, но больше мышей и зайцев. Выпрямились даже русла рек. Высокогорное озеро и река, вытекающая из него, дали название этому национальному парку. Какому национальному парку, известному вам, удалось восстановить численность бизонов?
(Йеллоустонгскому)
6. Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.