Оценочные материалы по государственному коми языку для учащихся 5 класса
Проверочные работы по государственному коми языку
Оценочные материалы предназначены для проведения текущего контроля знаний учащихся 5 класса общеобразовательной школы по учебному предмету «Государственный коми язык». Оценочные материалы позволяют установить уровень достижения обучающимися предметных результатов по государственному коми языку на базовом уровне. Основной целью работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения государственного коми языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами коми языка. Предметные результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины Коми язык определяются в соответствии с ФГОС основного общего образования. Данные оценочные материалы составлены на основе УМК Якубив Т.В., Поликарповой Т.Д., Бызовой Ю.А. «Коми язык. 5 класс. В2-х ч.».- Сыктывкар: «Анбур», 2016.
Критерии оценивания:
Оценка «5» - выполнено 80-100% заданий
Оценка «4» -выполнено 70-80% заданий
Оценка «3» - выполнено 40-60% заданий
Оценка «2» - выполнено менее 40% заданий
5 класс
Проверочная работа № 1 «Первый день в новом учебном году. День Знаний. Школа. Распорядок дня в школе».
Цель: Проверить умения учащихся определять функционально-смысловые типы речи, распознавать основные признаки текста, моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речи.
1. Составь предложения из данных слов и запиши. Можно ли назвать текстом эти предложения?
1. Мунӧны, да, школаӧ, нывкаяс, зонкаяс.
2. Мичаа, найӧ, пасьтасьӧмаӧсь.
Ответы: 1. Нывкаяс дазонкаяс мунӧны школаӧ. 2. Найӧ мичаа пасьтасьӧмаӧсь.
Да.
Проверочная работа № 2 «Характеристика членов семьи: внешность, черты характера. Распорядок дня в семье».
Цель: проверить умения учащихся распознавать и выявлять особенности разговорной и письменной речи, анализировать текст, определять тему, основную мысль.
1. Прочитай, обозначь.
Вовалы пöчыс козьналiс кычиöс. Понпи еджыд кöч кодь, синмыс сьöд. Небыд гöна мусаник ёкмыль. Зонка быд асыв петкöдлiс ичöт пемöслы йöв тасьтi. Öдйö велалiсны öта-мöд дорас Вова да Тупыль. Татшöм ним сетiс зонка кычиыслы.
Это:
А. слова;
Б. предложение;
В. текст;
С. словосочетание.
2. Выбери подходящее название.
А. Пöчлöн козин.
Б. Радейт гортса пемöсъясöс.
В. Ёртъяс.
Г. Тупыль.
Ответы: 1. В, 2. А либо Г.
Проверочная работа №3 «Профессии родных, знакомых».
Цель: проверить умение учащихся определять предложения с прямой речью, правильно интонировать предложения с прямой речью, моделировать предложения с прямой речью и/ или диалогом, употреблять их в письменных речи, правильно расставлять знаки препинания при прямой речи, диалоге.
1. Расставь знаки препинания и отметь, к какому предложению составлена схема.
1) Тэнад киыд татшӧм няйт чуймис вок Мичаа мыськы.
2) Стӧрӧж горӧдіс сулав.
3) Шойччан лунъясӧ ветлам Кадам ты вылӧ шойччыны шуис батьӧ.
«П», - а.
Ответы: 1) «Тэнад киыд татшӧм няйт! - чуймис вок. - Мичаа мыськы».
2) Стӧрӧж горӧдіс: «Сулав».
3) «Шойччан лунъясӧ ветлам Кадам ты вылӧ шойччыны», - шуис батьӧ.
Схема составлена к 3 предложению.
Проверочная работа №4 «Здоровье. Прием у врача/вызов врача на дом. Покупка лекарств в аптеке. Спортивные секции»
Цель: проверить умения учащихся определять значение терминов: омоним, синоним, антоним, различать омонимы и многозначные слова, выявлять смысловое, стилистическое различие некоторых слов.
1. Вставь слова, подходящие по смыслу. Подчеркни омонимы.
А. … кусӧдӧ пӧжар.
Б. ... велӧдӧ коми кыв.
В. … петкӧдлӧ бурдӧдысьлы кыв.
2. Прочитай текст и найди антоним выделенному слову.
Унаӧн занимайтчӧны спортӧн. Ӧтияс кӧсйӧны лоны дзоньвидзаӧн, мӧдъяс — лоны мичаӧн.
Тӧлын исласьӧны лызьӧн, конькиӧн, ворсӧны хоккейысь. Гожӧмын варччӧны либӧ ворсӧны футболысь, бадминтонысь. Мукӧд спорт сикас бурӧсь быд сезонын: гимнастика, фитнес, бодибилдинг, теннис.
Ответы: 1. А. Кусӧдчысь, Б. Велӧдысь, В. Висьысь. Омонимы : кыв (учебный предмет) и кыв (язык как орган речи).
2. висьысьӧн.
Проверочная работа № 5 «Любимые игры. Коми игры. Любимые книги. Компьютерные игры».
Цель: проверить у учащихся сформированность знания правил морфемики и словообразования, умения различать твёрдость-мягкость согласных, объяснять правописание слов с буквами Ӧ, ДЗ, применять на практике правила правописания разделительных Ь и Ъ,
1. Подчеркни соответствующее слово, чтобы получилось словосочетание.
Ворсны (компьютерӧ, компьютерӧн, компьютер вылын), дзебсьыны (пызанӧ, пызан вылӧ, пызан улӧ).
2. Найди ошибки.
А. Мач —— мачьяс;
Б. Дзоридз — дзоридзъяс;
В. Пу — пуъяс.
Ответы: 1. компьютер вылын, пызан улӧ. 2. Б: дзоридзьяс, В: пуяс.
Проверочная работа №6 «Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Забота о домашних животных».
Цель: проверить умения учащихся распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы: слова, словосочетания, характеризующие состояние погоды, распознавать в письменной речи синонимы, антонимы.
1. Найди пары антонимов:
1. шондіа лун 2. зэра поводдя 3. лэчыд тöв | А) шоныд тöв Б) кымöра лун В) шондіа поводдя |
2. Найди и подчеркни лишнее слово.
Вой тӧв, асыв-лун тӧв, рытыввыв.
Ответы: 1. 1 Б, 2 В, 3 А, 2.рытыввыв.
Проверочная работа №7 «Коми национальный костюм. Коми национальная кухня. Коми музыкальные инструменты.».
Цель: проверить сформированность знаний учащихся о коми музыкальных инструментах, умения определять морфологические признаки имён существительных.
1. Выбери правильный ответ.
А. Сярган, буксан, пӧлян, чипсан — сёян дозмукъяс.
Б. Сярган, сигудӧк, пу барабан, тотшкӧдчан — пуысь вӧчӧм инструментъяс..
2. Прочитай текст. Почему герой текста взял с собой музыкальный инструмент? О каком хлебе говорится в тексте?
Пувъя шаньгаӧн пӧсь кисель юис пастук Васьӧ, чеччис пызан сайысь да пасьталіс пинжакӧ. Вӧнь костӧ сюйис сярган да петіс му вылӧ видзны няньсӧ вӧвъясысь.
Ответы: 1. Б, 2. Сярган — трещётка, инструмент, который использовали пастухи для отпугивания животных от хлебных полей. В тексте говорится о посеянной в поле пшенице или ржи.