Оценочные материалы по государственному коми языку (8 класс)
Проверочные работы по государственному коми языку
Оценочные материалы предназначены для проведения текущего контроля знаний учащихся 8 класса общеобразовательной школы по учебному предмету «Государственный коми язык». Оценочные материалы позволяют установить уровень достижения обучающимися предметных результатов по государственному коми языку на базовом уровне. Основной целью работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения государственного коми языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами коми языка. Предметные результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины Коми язык определяются в соответствии с ФГОС основного общего образования. Данные оценочные материалы составлены на основе УМК Ватамановой Е. Н., Сизевой Ж. Г., Ярошенко Е. Н. «Коми язык. 8 класс». - Сыктывкар: «Анбур», 2013.
Критерии оценивания:
Оценка «5» - выполнено 80-100% заданий
Оценка «4» -выполнено 70-80% заданий
Оценка «3» - выполнено 40-60% заданий
Оценка «2» - выполнено менее 40% заданий
8 класс
Проверочная работа № 1 «Летний отдых».
Цель: Проверить умения учащихся устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка, сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, находить взаимосвязь текстов художественной литературы на коми и русском языках.
Прочитай стихотворение и определи, какой литературный приём использовал автор. Подчеркни слова, указывающие на этот приём.
АРСЯ ЗЭР
Киссьӧ-шывгӧ сьӧд синваӧн арся зэр. Мыськӧ бусӧсь, сардмӧм, сьӧдасьӧм му сер. Тёпкӧ войтва, лыддьӧ кад. Бӧрдӧ лысваӧн льӧм сад... (Сук Парма — Николай Фролов, 1929 во) Ответ: зэр, войтва, сад.
Проверочная работа № 2 «Природа Республики Коми»
Цель: проверить умения учащихся определять морфологические признаки местоимений, правильно употреблять в речи собирательные числительные с именами существительными на коми языке, распознавать образование отглагольных прилагательных и применять на практике, конструировать предложения с глаголами сослагательного наклонения, определять сущность прямой речи, объяснять способы выделения прямой речи и авторских слов, применять при письме правила пунктуации и составлять схемы,
Прочитай текст, найди пунктуационную ошибку. Укажи, какой схеме соответствует предложение с прямой речью. Найди условное предложение.
«Муса пармаöй! Кутшӧм тэ мича!», — сулаліс Николай Афанасьевич вӧр бокын да нёльӧдысь нин быдсӧн копыртчыліс коми муыслы. Сійӧ радліс тӧдса серпаслы, ӧд дас во эз волы аслас чужанінӧ. Удитас кӧ, бипур на ӧзтылас.
1) «П!» — а.
2) «П! — а.— П».
Ответы: В конце предложения с прямой речью запятой не должно быть.
Предложение с прямой речью соответствует схеме 1).
Удитас кӧ, бипур на ӧзтылас.
Проверочная работа №3 «Человек и здоровье».
Цель: проверить сформированность знаний о послелогах различных разрядов, умение анализировать и характеризовать значение послелогов в словосочетаниях, предложениях, различать послелоги и наречия как омонимы, использовать их в устной и письменной речи
Прочитай текст. Подчеркни количественный послелог. Определи, какой частью речи является первое слово во втором предложении.
Нёль кымын час котраліс Ёгор стадион вылын. Кымын калорий сылӧн сыліс татшӧм уджысь! Зонка тӧдӧ, куритчӧм да вина юӧм дорысь спортӧн занимайтӧм бурджык.
Ответ: кымын (количественный послелог).
Кымын — наречие.
Проверочная работа №4 «Традиции и обычаи народа Коми».
Цель: проверить сформированность знаний учащихся о морфологических признаках глагола в коми языке, умение использовать в письменной речи формы прошедшего времени глагола, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании, определять границы предложений.
1. Расставь знаки препинания. Определи количество предложений.
Шыпича Яг Морт Тювӧ коми преданиеясысь геройяс найӧс тшӧкыда серпасавлісны Аркадий Мошев да Василий Игнатов
А. 3;
Б. 2;
В. 4.
2. Вставь в глаголах соответствующий суффикс прошедшего времени.
Важӧн йӧзыд качайтчывл...ӧсь Ыджыд лунсянь. Качайтчыны позьӧ вӧл.. сӧмын гӧтыртӧм да верӧстӧм том йӧзлы. Качайяссӧ сувтӧдл...сны вичко дорӧ либӧ матысса луд вылын.
Ответы: 1. Шыпича, Яг- Морт, Тювӧ — коми преданиеясысь геройяс. Найӧс тшӧкыда серпасавлісны Аркадий Мошев да Василий Игнатов. 1.Б.
2. -ӧма-, -і, -іс.
Проверочная работа №5 «Спорт».
Цель: проверить умения учащихся сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использования языковых средств, определять значение разделительных послелогов в словосочетаниях, предложениях.
Переведи на коми язык первое предложение. Подчеркни в тексте разделительный послелог.
В Коми Республике хорошо развивается лыжный спорт. Но лызь вылын ордйысьӧмъясысь ӧтдор, миян сиктъясын да районъясын тшӧкыда овлӧны и мукӧд сикаса ордйысьӧмъяс: Кулӧмдінын важ Выль во дырйи бӧрйӧны медбур коми сьыланкыв, Выльгортын гожӧм шӧрын — медбур сьылысь коллективӧс, Кӧртекрӧсын — медбур кузнеч-дорччысьӧс.
Ответы: Коми Республикаын бура сӧвмӧ лызьӧн котралӧм.
Ӧтдор.
Проверочная работа №6 «Мои ровесники».
Цель: проверить умение употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания): характеризовать морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию в предложении, пользоваться при письме правилами правописания послелогов с разными частями речи.
Прочитай текст. Подчеркни наречия-синонимы, определи часть речи выделенного слова.
Коля да Гриша ӧтвылысь вӧчисны гортса удж да петісны ворсны ывла вылӧ. Ӧтув ворсісны мачӧн, пыралісны лавкаӧ вала, горшныс косьмис да. А Маша чой йылысь вунӧдчисны, ӧд сійӧс кад нин вӧлі босьтны детсадйысь.
Ответы: ӧтвылысь, ӧтув.
Послелог.
Проверочная работа №7 «Музыка народа Коми».
Цель: проверить сформированность знаний морфологических признаков глаголов, умение распознавать способы образования изобразительных и звукоподражательных глаголов, определять виды подчинительной связи слов в словосочетании, осуществлять выбор падежной формы или послелога управляемого слова.
1. Подчеркни словосочетания, образованные способом примыкания. Обозначь часть речи выделенных слов и разбери их по составу.
Сюмӧд пӧлянъяс да сёй чипсанъяс, вӧліны рытпукъяс вылын том йӧзлӧн бур ёртъясӧн. Мича шыяс улӧ нывъяс да зонъяс ворсыштасны, сэсся сьылыштасны… Татшӧм рытпукъяс дырйи томулов корсисны аслыныс невестапу либӧ жӧникпу.
2. Определи способ образования словосочетания корсисны аслыныс и укажи главное и зависимое слово.
О тветы: 1. Сюмӧд пӧлянъяс, сёй чипсанъяс, том йӧзлӧн, бур ёртъясӧн, мича шыяс улӧ, татшӧм рытпукъяс дырйи.
Ворс-ышт-ас-ны, сьыл-ышт-ас-ны.2. Управление: главное слово корсисны, зависимое слово аслыныс.
Проверочная работа №8 «В библиотеке»
Цель: проверить уровень понимания учащимися тематических слов, навыки письменной речи.
От каких глаголов образованы выделенные слова? Подчеркни однокоренные слова.
А. Талун классӧн ветлім карса лыддьысянінӧ.
Б. Залын муніс том гижысьяслӧн лыддысьысьяскӧд аддзысьлӧм.
Ответы: А.лыддьысьны,
Б. гижны, аддзысьны.
Однокоренные слова: лыддьысянінӧ, лыддысьысьяскӧд.
Проверочная работа № 9 «Средства массовой информации»
Цель: проверить умение учащихся определять и правильно расставлять в предложении кавычки, моделировать словосочетания и предложения с кавычками, употреблять в письменной речи названия периодических изданий на коми языке..
1. Расставь знаки препинания и выбери правильный ответ.
А. Йӧлӧга да Би кинь — коми журналъяс.
Б. Йӧлӧга да Би кинь — велӧдысьяслӧн журналъяс.
В. Йӧлӧга да Би кинь — велӧдчысьяслӧн журналъяс.
2. Подбери антоним к выделенному слову и определи часть речи.
«Коми гор» да «Юрган» телеканалъяс вылын петасъясысь ми уна тӧдмалам асланым чужан му йылысь.
А. Эмакыв;
Б. Урчитан;
В. Кадакыв.
| |
Ответы: 1. А. «Йӧлӧга» да «Би кинь» — коми журналъяс.
2. этша. Б. (наречие).