Конспект урока по теме «Реактивное движение. Ракеты»
« Я горжусь ,что родился в великой стране...»
(Конспект урока по теме
«Реактивное движение. Ракеты». 9 класс
УМК Перышкин А.В., Гутник Е.М., Дрофа,2014г.)
Цель урока: создать условия для понятия, где применяется закон сохранения импульса в создании ракет. Рассмотреть этапы освоения космоса.
Задачи урока:
Обучающая: рассмотреть и закрепить понятие «реактивное движение». Научить объяснять реактивное движения на основе закона сохранения импульса.
Развивающая: продолжить развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся; способствовать расширению кругозора ;для каждого ученика создать возможность для раскрытия потенциала;
Воспитательная: воспитывать патриотизм и гордость за страну и народ, живущий в ней, желания внести посильный вклад в ее прославление и процветание; воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру: природе,космосу.
Тип урока: урок формирования новых знаний
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Освоение нового материала
Закрепление полученных знаний
Рефлексия и домашнее задание
Ход урока:
На сегодняшнем уроке мы поговорим о реактивное движение и развитие ракетостроения. Во время урока у вас будет возможность убедиться в том, что физические законы имеют большое прикладное значение, в частности закон сохранения импульса, с которым мы познакомились на прошедших уроках. 2022 год в России был объявлен годом космоса.
В тетради запишите тему нашего урока « Реактивное движение».
Актуализация знаний:
Что называют импульсом?
По какой формуле можно рассчитать импульс?
Назовите единицы измерения импульса?
Куда направлен импульс? Какие величины в формуле дают вам основание это утверждать.
Как формулируется закон сохранения импульса?
Для какой системы выполняется этот закон?
Что вы понимаете под термином «замкнутая система»?
Выполним у доски решение задачи.
Из пушки массой m1 = 800 кг стреляют в горизонтальном направлении. Какова скорость отдачи пушки, если ядро массой m2 = 1 кг вылетело со скоростью 400 м/с?
От чего зависит скорость отдачи орудия?
* Подумайте, где еще в жизни мы сталкиваемся с явлением отдачи?
Попробуйте соотнести решённую задачу с темой нашего урока.
Новый материал.
Действительно, наблюдения за природой позволили людям изобрести ракеты на основе реактивного движения.
Вспомните из уроков биологии как движутся каракатицы и осьминоги. Во время движения было у них взаимодействие с другими телами?(нет)
Что понимают под реактивным движением (ответы детей)
Обобщаем высказывания и даем определение.
Реактивным движением называют такое движение, возникающее при отделении от него с какой либо скоростью некоторой его части.
Выскажите пожалуйста гипотезу от чего будет зависит дальность полета?
Фиксируем гипотезы на доску.
Учитель: Физика- наука экспериментальная, поэтому давайте проведем эксперименты и на их основе сделаем вывод.
Работаем по группам(по рядам)
1 ряд. Большой надувной шар
2 ряд. Надувной шар меньшего объёма
3 ряд . Надувной шар внутри которого находится металлическая шайба.
Делаем вывод после высказывания учеников, что дальность полета ракеты будет зависит от массы системы и от давления газов, которые находятся внутри устройства.
На основе выводов полученным нами, скажите пожалуйста, что должно быть обязательно в ракете, чтобы преодолеть земное притяжение?( ответы детей)
Работа с учебником.
Откройте страницу ученика 88 и по рисунку назовите основные части ракеты, объяснив их назначение.
Чтобы получить любой аппарат нужно вложить много труда и терпения. Конечно же ракета в том виде ,которую мы видим сейчас, была такой не сразу. Давайте послушаем сообщения учеников , которые нам расскажут о людях благодаря которым нам покорился космос.
1 ученик.
Проект воздухоплавательного аппарата, в основе которого была ракета, был предложен Николаем Ивановичем Кибальчичем. В 1881г. организация «Народная воля» приговорила к смерти Александра ІІ. Бомбу изготовил Н.И. Кибальчич. Ему было всего 27 лет. После неудачной попытки свержения царя, всех арестовали и поместили в камеру смертников. До казни оставалось 17 дней. В эти дни Николай Иванович работал над проектом воздухоплавательного аппарата. За 3 дня до казни, он написал прощение министру и просил его нет, не помилования , а встречи с членами комитета по поводу проекта. Рукопись, сделанная Николаем Ивановичем была опубликована в 1918 году. В ней указывалось, что за Кибальчичем должен быть установлен приоритет в идее применения реактивных двигателей к воздухоплаванию.
2 ученик.
Константин Эдуардович Циолковский (1875-1935) выдвинул идею использования ракет для полетов в космос. Этот ученый внес большой вклад в вопросы строительства дирижаблей, самолетов, ракет. В 11 лет почти полностью потерял слух. В 13 лет у него умерла мать. С 16 до 19 лет вел нищенскую жизнь в Москве, но при этом занимался самообразованием, после работал учителем математики в г. Боровичи, позже в Калуге. Это был патриот своей страны. Мечтатель. Константин Эдуардович подвел теоретическую базу для освоения космоса с помощью ракет; вывел уравнение, носящее его имя и определяющее скорость движения ракет; им была предложена идея создания многоступенчатых ракет; указал критерии выбора топлива для ракет; сделал первые схематические чертежи космических кораблей; выполнил первые расчеты движения ракет в поле тяготения Земли; впервые показал целесообразность создания на орбитах вокруг Земли промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы.
3 ученик.
Первый полет человека в космос произошел в 1961 году, 12 апреля. На борту космического корабля « Восток» был Юрий Алексеевич Гагарин. Для страны, которая пережила тяжелую войну, но смогла доказать всему миру, что она сильная и могучая, этот полет имел большое историческое значение. Сам полет продлился 108 минут. За это время было доказано, что человек может жить в космосе.
Учитель: Вы можете гордиться тем, что живете и учитесь в стране, в истории которой есть такое замечательное событие. В честь этого события 12 апреля стало памятной датой в календаре- Всемирный день авиации и космонавтики.
4 ученик.
Сергей Павлович Королев (1906-1966) – выдающийся ученый , академик, авиаконструктор. В 1932г. он возглавил группу изучения реактивного движения (ГИРД), которая через год осуществила запуск первой ракеты с двигателем на жидком топливе (высота подъема 400 м, время полета 18 с). С. П. Королёву принадлежит ведущая роль в деле практического начала работ по пилотируемым полётам на Марс.
5 ученик.
В нашей стране на одноместных кораблях «Восток» летали в космос шесть космонавтов: 12 апреля 1961г. – Ю.А. Гагарин; 5 августа 1961г. – Г.С. Титов (самый молодой космонавт, полет совершил в возрасте 25 лет);1962 г. Адриан Николаев и Павел Попович; 1963 г. – Валерий Быковский. В 1963г. Валентина Терешкова, первая и самая молодая женщина-космонавт, в возрасте 26 лет совершила 48 оборотов, полет продолжался 70 ч.50 мин. Сближалась до 4,8 км с другим кораблем «Восток - 5», на котором находился Валерий Быковский.
6 ученик.
18 марта 1965 г. из корабля «Восход - 2» пилотируемого П.И. Беляевым, Алексей Леонов первым в мире вышел в открытый космос. На нем был специальный скафандре, чтобы он мог находится в безвоздушном пространстве. Алексей Архипович удалился от корабля на расстояние 5 м и провел в космосе вне шлюзовой камеры 12 мин 9с, став на некоторое время живым спутником Земли. Во время движения его скорость была равна 7,9 км/с относительно Земли.
7 ученик.
В космос летало всего 23 женщины: 3 русские, 17 американок, одна канадка, одна француженка, одна англичанка. Женщины - космонавты нашей страны: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая (два раза - в августе 1982г. и в июле 1984г. совершила полеты на кораблях типа «Союз» и орбитальной станции «Салют - 7»), Елена Кондакова (жена космонавта Валерия Рюмина).
Закрепление новых знаний.
Р ебята. Сегодня на уроке мы вместе с вами рассмотрели реактивное движение. Прошу вас на основе знаний, полученных на уроке разгадать кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1.Фамилия академика авиаконструктора (Королев)
2.Как называлась ракета на которой был совершен первый полет в космос ( Восток)
3. Кто предложил проект воздухоплавательного аппарата
( Кибальчич)
4. Первый космонавт, побывавший в космосе.( Гагарин)
5.Какой груз включает оболочка ракеты( полезный)
6.Первый летчик космонавт, который вышел в открытый космос
( Леонов)
7.Фамилия первой женщины космонавта в нашей стране ( Терешкова)
Какое слово получилось у нас на пересечении слов?
ОТЧИЗНА. А что для вас отчизна? (ответы детей . Данная тема уже было рассмотрена на курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном»)
Заключительное слово учителя:
Ребята, вы живете в области в которой построен и действует космодром «Восточный». Сам город носит имя великого русского изобретателя К.Э Циалковского. Во время экскурсии, которая проходила в профильной смене, вы убедились воочию как масштабна и перспективна область космонавтики. Еще много открытий и свершений предстоит сделать людям в этой области. Может среди них будете и вы, выпускники нашей школы. Ведь не даром говорится что Россия – страна возможностей.
Подведение итогов урока: выставление оценок.
Рефлексия. Домашнее задание.
Список литературы:
1.А.В. Перышкин.Е.М. Гутник. Физика 9. Учебник для общеобразовательных учреждений . Москва. Дрофа.2014г.
2. А.Е. Марон, Е.А. Марон Дидактические материалы Физика 9 класс: учебно-методическое пособие Москва, Дрофа, 2013 г.
3. Материалы сайта Википедия.