Урок по биологии для 9 класса «Деление клетки. Митоз»
Учитель биологии МБОУ Верхнедонской гимназии Насонова Светлана Евгеньевна
Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"
Цели:
сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;
рассмотреть механизм митоза;
охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла;
выявить биологическое значение митоза.
Задачи:
Образовательные:
-изучить новую тему, работая с различными источниками информации;
-продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
-откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки, выполнив лабораторную работу
Развивающие:
-развитие логического мышления;
-развитие практических навыков и умений делать выводы;
-научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные:
-развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
-осознание значимости биологических знаний;
-развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;
-формирование информационной культуры;
Оборудование: объёмная модель молекулы ДНК, магнитная доска, компьютер, проектор, видеофильм «Деление клетки», анимация «Репликация ДНК», презентация, таблица “Деление клетки. Митоз”.
План урока:
Организационный момент, сообщение учащимися целей и задач урока.
Повторение пройденного материала. Тестирование по теме «Биосинтез белков в живой клетке».
Актуализация знаний учащихся. Определение темы и целей урока.
Изучение нового материала (демонстрация видеофильма, анимация, беседа с использованием мультимедийной презентации).
Закрепление изученного материала (самостоятельная лабораторная работа учащихся, работа по таблице).
Выводы урока и запись домашнего задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка изученного материала
1.Тестовый контроль “ Биосинтез белков в живой клетке”
1.Процесс синтеза белка осуществляется в
Цитоплазме
Хлоропластах
Рибосомах
Митохондриях
2.Схема биосинтеза белка:
иРНК - ДНК - белок
ДНК - рРНК - белок
Белок - тРНК - ДНК
ДНК - иРНК – белок
3.Транскрипция –
Синтез ДНК
Удвоение ДНК
Синтез иРНК
Синтез белка
4.Трансляция –
Синтез ДНК
Удвоение ДНК
Синтез иРНК
Синтез белка
5.Кодон
Триплет нуклеотидов
Кодирует белок
Кодирует аминокислоту
Комплементарен участку тРНК - антикодону
6. Виды РНК:
рРНК
тРНК
дРНК
иРНК
7. Транкрипция:
Происходит в цитоплазме
Это образование иРНК
Это образование тРНК
Идет с участием полимеразы
8. Трансляция:
Происходит в ядре
Идет с участием ферментов
Идет с участием ДНК
Идет с участием тРНК
9. тРНК:
Находится в цитоплазме
Имеют антикодон
Переносят нуклеотиды
Молекула состоит из двух цепочек
10. иРНК:
Образуется в ядре
Содержит кодоны
Молекула образована одной цепочкой
Величина молекулы гораздо больше чем ДНК
2. Работа на магнитной доске с магнитными пособиями.
Определить последовательность аминокислот в белковой молекуле по матрице ДНК.
3. Работа с объемной моделью молекулы ДНК.
Определить по молекуле ДНК последовательность нуклеотидов РНК.
III. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
Прочитайте высказывания. Выполните задания (1 слайд)
Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает – от других организмов, от болезней или просто от старости. Но тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.
Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы.
Большинство клеток организма имеет набор хромосом, идентичный набору хромосом в зиготе.
Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы: (2 слайд)
Какие свойства живых организмов вам известны?
Какое из них отражено на слайдах?
Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов.
(3 слайд) (Определение темы урока).
Работа с учебником по вопросу «Что такое размножение?» (§2.14 1-2 абзац)
IV. Изучение нового материала
1.Просмотр видеофильма «Деление клетки»
2.Беседа и работа по презентации
-И так, что такое - митоз?
Одно из положений клеточной теории гласит: Новые клетки могут возникать только из предшествующих клеток
“Откуда мы взялись, соседка?” –
Спросила как-то клетка клетку.
Та не услышала вопрос –
Она делилась! Шел ……….!”
И так, что же это за процесс - митоз?
Митоз - (от греч. mitos – нить) способ деления клетки, в результате которого образуется две абсолютно одинаковые клетки с набором хромосом, идентичным родительской клетке.
Цель урока (определяют учащиеся): (слайд4)
* узнать что такое митоз, его значение для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;
* рассмотреть механизм митоза;
* охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла.
Интересные факты о жизни клеток (слайд5)
Известно, что клетки со временем стареют (в них накапливаются ненужные им продукты обмена) и отмирают. Подсчитано, что у взрослого человека общее количество клеток составляет более 1015(квадриллион). Из них ежедневно отмирает около 1–2% клеток. Так, клетки печени живут не более 18 месяцев, эритроциты – 4 месяца, клетки эпителия тонкого кишечника – 1–2 дня. Только нервные клетки живут на протяжении всей жизни человека и функционируют, не заменяясь. Все остальные клетки человека заменяются новыми приблизительно каждые 7 лет.
Жизнь клетки делится на периоды: (6 слайд)
– Жизненный цикл клетки и митотический цикл.
– Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом. Этот процесс проходит в несколько этапов.
Интерфаза – период интенсивного синтеза и роста клетки между двумя ее делениями;
Кариокинез (митоз)– процесс деления ядра;
Цитокинез – процесс разделения цитоплазмы между двумя дочерними клетками.
Какие процессы должны предшествовать делению клетки, чтобы дочерние клетки были точной копией родительской клетки (по наследственной информации) ? (Просмотр анимации «Репликация ДНК»)
После репликации в интерфазе в соматических клетках мы видим удвоенный набор хромосом (слайд 7)
А сами хромосомы теперь выглядят следующим образом (слайд 8)
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза. (слайд 9)
– Ребята, сейчас откройте в тетради №95 Дальше, работая по презентации, мы заполним эту таблицу. (10-13 слайды)
V. Релаксационная физминутка (слайды 14-17)
VI. Закрепление изученного материала (лабораторная работа учащихся).
1.Лабораторная работа по инструктивной карте. Работа в парах. (18-19 слайд)
2.Задания:
1.Сравните таблицу «Деление клетки» с вашими наблюдениями. 2.Охарактеризуйте каждый этап деления клетки. Выводы запишите в таблицу (Ответы учащихся).
3.Работа с новыми словами (Объяснение учащихся и запись в биологический словарь)
VII. Вывод. Итог урока. (20-21 слайд)
– Какое биологическое значение имеет митоз?
Биологическое значение митоза огромно. Постоянство строения, а также правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма невозможно без сохранения идентичного набора генетического материала в бесчисленных клеточных поколениях.
Митоз обеспечивает такие важные процессы жизнедеятельности как: эмбриональное развитие; рост; восстановление органов и тканей.
В случае нарушения нормального хода митоза, а также при неравномерном распределении хромосом, происходит гибель клетки или возникают мутации.
VIII. Рефлексия
Ответить на вопросы:
«Знания полученные на уроке мне необходимы…»
«Я получил информацию о том, что…»
« Больше всего удивило…»
«Для меня новое было то, что…»
Запишите домашнее задание: (23 слайд)
§ 2.14, изготовить буклет по изученной теме.
Валерий Чернухин
Валерий Чернухин