12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Грибакин Александр Владимирович30
Россия, Орловская обл., Нарышкино

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 69

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ





Открытый урок

Группа «Оператор информационных систем и ресурсов»


Учебная дисциплина

ПМ.02 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»


Тема занятия

«Формулы и функции в Microsoft Excel 2010»


Дата: «____»_______________20___г.



Разработали: Грибакин А.В., преподаватель




Методическая цель: «Применение современных методов обучения при подготовке конкурентоспособных рабочих в условиях реализации новых стандартов профессионального образования»






Рассмотрено на заседании методической комиссии

Протокол №____ от «___» _____________ 2023 г.


Председатель МК _______________ Головин В.И.






Нарышкино - 2023г

Формируемые компетенции


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы и разрабатывать фрагменты обучения пользователей информационной системы

ПК 1.10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.

Оснащение:

компьютер;

мультимедийный проектор;

компьютеры для обучающихся;

программное обеспечение Microsoft Excel 2010

Время занятия - 2 часа

Основные понятия и термины по теме: Формула, арифметический оператор, оператор сравнения,  текстовый оператор, функция, электронная таблица, ячейка, адрес, ссылка

Технологическая карта учебного занятия теоретического обучения

Разработал преподаватель Грибакин Александр Владимирович

«ФКП образовательное учреждение № 69» «_____»_______________20___г

Предмет – Технология публикации Цифровой мультимедийной информации

Профессия – Оператор информационных систем и ресурсов

Тема занятия – Формулы и функции в Microsoft Excel 2010

Ресурсы занятия:

Оборудование:

-компьютер;

-мультимедийный проектор;

-компьютеры для обучающихся;

-программное обеспечение Microsoft Excel 2010

Учебно-методическое обеспечение:

- Учебники

- Конспекты

- Плакаты


Этап занятия (+время)

Деятельность преподавателя

 Деятельность обучающихся

1 этап. Организационный момент

2 мин.

Проверяет готовность аудитории к учебному занятию, мобилизует внимание обучающихся.

Самоконтроль готовности к учебному занятию, мобилизация внимания.

2 этап. Мотивация

(Общий итог этапа мотивации – формулирование обучающимися предполагаемой темы урока.)

3 мин

1) Стимулирует интерес обучающихся к занятию.

2) Создает для обучающихся проблемную ситуацию, например, дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений

- Вступают в диалог с преподавателем, выполняют задания, выявляют противоречие – осознают и проговаривают его

3 этап.

Актуализация знаний

15 мин.

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у обучающихся по данной теме (проблеме).



- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)


4 этап.

Целеполагание

и планирование

5 мин.


Целеполагание – формулирование целей занятия, через виды деятельности обучающихся (планируемые результаты).


Личностная: Формирование у обучающихся стремление добиваться высоких результатов в работе


Предметная: Решение математических задач с помощью программы Micosoft Excel


Когнитивная: изучение способов решения возникающих проблем

5 этап.

«Открытие» нового знания (изучение новой темы)

30 мин.

- Прослушать теоретическую часть

- Выполнить упражнение 1 (Запись математических формул)

- Выполнить упражнение 2 (Решение задачи)

- Самостоятельная работа 3 (Расчет расходов)


1) Организует работу обучающихся по поиску и обработке информации.

2) Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы.

3) Формулирует обобщающие вопросы.

- Выполнить контрольное упражнение

- Ознакомиться с подведением итогов


4) Демонстрирует готовый алгоритм или организует его составление.

5) Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

6) Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.

- Работают с разными источниками информации (учебник, объяснение преподавателя, карты, схемы и др.)

- Оценивают правильность своих выводов, решений.

- Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

- Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия

- Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике.

- Выполняют задания преподавателя.

6 этап.

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

15 мин.


На данном этапе происходит

- повторение и закрепление учебного материала,

- тренировка навыков использования нового знания,

- установление связей между новым и ранее изученным материалом.

Виды деятельности преподавателя и обучающихся совпадают по своему содержанию с видами деятельности на предыдущем этапе.

7 этап.

Рефлексия и оценивание

15 мин.


- Предлагает назвать тему и цели занятия, соотнести с технологической картой учебного занятия и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи группы в целом.

- Выставляет и комментирует отметки.

 


- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).


8 этап.

Домашнее задание

5 мин.

Э. Артур - Word и Excel 2010 без напряга стр. 190-191.




Преподаватель____________________________/А.В. Грибакин/



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


1. Организационный момент

Приветствие; преподаватель проверяет отсутствующих обучающихся (староста сообщает об отсутствующих на занятии)

2. Целевая установка. Мотивация.

А о чем сегодня пойдет речь определите именно вы, что объединяет слова: Ячейка, Строка, Столбец, Данные, формула?

Посмотрите на экран, перед вами таблицы

t1686174864aa.png

t1686174864ab.png


Сравните два изображения назовите:

В чем сходство, а в чем

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Правильно, но точнее тема звучит так “Вычисления в Microsoft Excel”. Запишем ее в тетради

А какова цель сегодняшнего урока?

Правильно. Более четко цель звучит следующем образом: “научиться использовать формулы и функции в Microsoft Excel

Актуализация опорных знаний. 


1. Что такое Microsoft Excel


2. Где применяется Microsoft Excel?


3. Каким образом можно создать новую книгу в Microsoft Excel?


4. Каким образом вводятся данные в ячейки таблицы?


5. Каким образом можно ввести одно и тоже значении в несколько ячеек одновременно?


Эталон ответов на вопросы по пройденном у материалу


1. Что такое Microsoft Excel

Microsoft Excel (также иногда называется Microsoft Office Excel) — программа для работы с электронными таблицами, созданная корпорацией Microsoft. Она предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты и язык макропрограммирования VBA (Visual Basic для приложений).

2. Где применяется Microsoft Excel?

Microsoft Excel применяется при решении планово-экономических, финансовых, технико-экономических и инженерных задач, при выполнении бухгалтерского и банковского учета, для статистической обработки информации, для анализа данных и прогнозирования проектов, при заполнении налоговых деклараций.

3. Каким образом можно создать новую книгу в Microsoft Excel?

Для создания книг существует несколько способов. Наиболее часто применяются:

1. Файл – создать – Чистая книга

2. Кнопка «создать» на панели инструментов «Стандартная»

3. Комбинация клавиш «Ctrl+N».

4. Каким образом вводятся данные в ячейки таблицы?

Для ввода данных необходимо выделить ячейку, после чего набрать информацию с помощью клавиатуры. Для завершения ввода данных необходимо нажать клавишу Enter, либо щелкнуть мышкой по другой ячейке, либо по кнопке с зеленой галочкой.

5. Каким образом можно ввести одно и тоже значении в несколько ячеек одновременно?

Для ввода одного и того же значения в несколько ячеек одновременно необходимо выделить ячейки, в которые будут вводиться данные, удерживая кнопку Ctrl. После этого можно вводить информацию с клавиатуры как при заполнении одиночной ячейки.


Целеполагание


Личностная: Формирование у обучающихся стремление добиваться высоких результатов в работе

Предметная: Решение математических задач с помощью программы Micosoft Excel

Когнитивная: изучение способов решения возникающих проблем


Открытие нового знания:

Ввод формулы

В ячейку можно ввести формулу для вычислений. Формула вводится двумя способами: в выделенную ячейку или с помощью ссылки на ячейку путем её выбора.

Для ввода формулы нужно знать:

начинать ввод со знака  =  («равно»)

можно использовать знаки арифметических операций (^, *, /, +, -)

применять адресацию ячеек

закончить ввод нажатием клавиши Enter.

Правка формул

Выделите ячейку с формулой, которую необходимо исправить.

Щелкните в строке формул.

После исправлений нажмите Entеr.

 Копирование формул

Копировать формулы можно используя команды Копировать и Вставить, также можно скопировать методом перемещения:

Выделить ячейку, содержащую формулу для копирования.

Нажмите клавишу <Ctrl>, затем перетащите границу ячейки в то место, куда вы хотите скопировать формулу.

Отпустите кнопку мыши. Формула скопируется в ячейку - приемнике.

Абсолютные и относительные адреса ячеек

При копировании формул из одной ячейки в другую ссылки на ячейки в них изменяются соответственно их новому расположению. Например, ячейка В4 содержит формулу = В5+В6+В7. При копировании в ячейку С4, формула принимает соответствующий вид для столбца С: = С5+С6+С7. Таким образом изменяются относительные адреса ячеек. Иногда при копировании формул нужно, чтобы ссылки на ячейки не изменялись. В этом случае используются абсолютные адреса ячеек. Чтобы ссылка на ячейку стала абсолютной, поставьте перед буквой и цифрой в адресе ячейки знак доллара ($).

Вычисление с помощью функций

Функция - это уже готовая сложная формула, по которой проводятся операции вычисления над группой данных определенного типа. Например, если необходимо вычислить сумму значений, занесенных в ячейки А1- К1, это можно сделать с помощью функции = СУММ(А1:К1), а не с помощью длинной формулы = А1+В1+С1+...+К1.

Каждая функция состоит из трех элементов:

Знак равенства.

Имя функции указывает, какую операцию необходимо провести.

Аргумент функции указывает адреса ячеек, значения которых используются при вычислениях.

Формулу можно ввести в ячейку самостоятельно или с помощью мастера функций.

Функция Автосумма

Так как функция СУММА часто используется в MSExcel, ее кнопка вынесена на ленточную панель инструментов. Ячейки, которые нужно просуммировать, определяются автоматически. Если просуммированы не те ячейки, которые требовались, выделите необходимые и нажмите клавишу Enter. Перед подсчетом суммы выберите ячейку, в которой должен быть результат.


Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Задание 1:

Записать математические выражения в виде формул для Microsoft Excel:

t1686174864ac.jpg



Эталон ответа

t1686174864ad.png


Рис.1 Ввод формул в таблицу Microsoft Excel 2010

Задание 2:

Решите задачу: В магазине продаются обои. Наименования, длина и ширина рулона известны. Необходимо помочь покупателю быстро определить необходимое количество рулонов обоев для оклейки любой комнаты.

Решение задачи:


Этап 1. С помощью наводящих вопросов мастера учащиеся производят формализацию задачи

Таблица 1. Формализация исходного задания

Вопрос

Ответ

Форма комнаты?

Прямоугольная

Что известно о комнате?

Размеры h – высота, a – длина, b- ширина

Как учитывается неоклеиваемая поверхность?

15% площади стен комнаты занимают окна и двери

Что известно об обоях?

наименования, ширина и длина рулона

Какая часть рулона уходит на обрезки?

10% площади рулона

Надо ли покупать рулоны «про запас»?

да, желательно 1 рулон

Можно ли купить часть рулона?

нет, количество рулонов должно быть целым

Что надо определить?

необходимое количество рулонов обоев


и составляют информационную модель таблицы

t1686174864ae.png

Рис.2 Вспомогательная информационная таблица


Этап 2. Разрабатывается математическая модель таблицы

При расчете фактической площади рулона надо отбросить обрезки:

t1686174864af.gif.

В комнате две стены площадью ah, и две стены площадью bh. При расчете фактической площади стен учитывать неоклеиваемую площадь окон и дверей:

t1686174864ag.gif.

Количество обоев вычислим по формуле:

t1686174864ah.gif

Необходимо также учесть, что количество рулонов должно быть целым числом, но не меньшим, чем значение N.

С помощью электронной таблицы строим компьютерную модель. Информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит три области:

Исходные данные.

Промежуточные расчеты.

Результаты.

t1686174864ai.png

Рис 3. Таблица с формулами


Этап 3: Компьютерный эксперимент. Рассчитываем количество рулонов, необходимое для оклейки кабинета Операторов ЭВМ.

t1686174864aj.png

Рис. 4 Результаты решения примера

Самостоятельная работа

Рассчитайте с помощью табличного процессора Exel расходы школьников, собравшихся поехать на экскурсию в другой город.

t1686174864ak.png

           


Включение нового знания в систему знаний:

Тест

1. Электронная таблица - это:

прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;

прикладная программа для обработки кодовых таблиц;

устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;

системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.

2. Электронная таблица представляет собой:

совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;

совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;

совокупность пронумерованных строк и столбцов;

совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.

3. Строки электронной таблицы:

именуются пользователями произвольным образом;

обозначаются буквами русского алфавита;

обозначаются буквами латинского алфавита;

нумеруются.

4. В общем случае столбы электронной таблицы:

обозначаются буквами латинского алфавита;

нумеруются;

обозначаются буквами русского алфавита;

именуются пользователями произвольным образом;

5. Для пользователя ячейка электронной таблицы идентифицируются:

путем последовательного указания имени столбца и номера строки, на пересечении которых располагается ячейка;

адресом машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку;

специальным кодовым словом;

именем, произвольно задаваемым пользователем.

6. Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются: 

в обычной математической записи;

специальным образом с использование встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках программирования;

по правилам, принятым исключительно для электронный таблиц;

4.      по правилам, принятым исключительно для баз данных

7. Выражение 5(A2+C3):3(2B2-3D3) в электронной таблице имеет вид:

5(A2+C3)/3(2B2-3D3);

5*(A2+C3)/3*(2*B2-3*D3);

5*(A2+C3)/(3*(2*B2-3*D3));

5(A2+C3)/(3(2B2-3D3)) .

8. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:

C3+4*D4

C3=C1+2*C2

A5B5+23

=A2*A3-A4

9. Диапазон - это:

совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;

все ячейки одной строки;

все ячейки одного столбца;

множество допустимых значений.

10. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =СУММ(A1:A7)/2:
       t1686174864al.jpg

280;

140;

40;

35?

КЛЮЧ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

4

1

1

2

3

4

1

2

Через 10 минут учащиеся сдают работы с тестами.

Задание 2:

Кроссворд

 

1

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду.

По горизонтали:

1.      Несколько выделенных ячеек в ЭТ.

2.      Его имеет каждая ячейка ЭТ.

3.      Знак, с которого начинается формула.

4.      Одна из команд, работающая с буфером обмена.

5.      Минимальный элемент электронной таблицы.

6.      Тип окна.

По вертикали:

7.      Команда Горизонтального меню.

Ответ:

7

 

1

д

и

а

п

а

з

о

н

 

 

 

 

 

2

а

д

Р

е

с

 

 

 

 

 

 

 

 

3

р

А

в

н

о

 

 

 

 

 

 

 

 

4

в

ы

р

е

з

а

т

ь

5

я

ч

е

й

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

6

д

и

а

л

о

г

о

в

о

е


Подведение итогов урока. Рефлексия

Заключение: Сегодня на уроке мы с вами совершенствовали и систематизировали знания о коммуникационном оборудовании сетей, получили развитие знания характеристики функциональной группы оборудования.

Определение результатов учебной деятельности Обучающихся

В конце занятия проводится рефлексия. Студентам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на занятии, ответ обосновать.

АНАЛИЗ

открытого урока теоретического обучения по теме

«ФОРМУЛЫ И ФУНКЦИИ В MICROSOFT EXCEL 2010»


На уроке присутствовало 18 обучающихся.

Мною проведен урок производственного обучения с использованием интерактивного учебного пособия по Microsoft Excel. Форма обучения - фронтальная, т. е. мастер работает сразу со всей группой.

С помощью интерактивного учебного пособия были продемонстрированы приемы вставки в формул в электронные таблицы, были разъяснены различия между абсолютной и относительной адресацией ячеек.

Мною было продемонстрировано поэтапное выполнение приемов и операций по заполнению ячеек. На доске были поставлены задачи для совместного выполнения обучающимися.

Во время выполнения задания преподаватель напоминал отдельные теоретические моменты, с помощью наводящих вопросов направлял решение задач в нужную сторону. В ходе текущего инструктажа, когда обучюащиеся сделали одну и ту же ошибку, обучающийся останавливает работу и проводит повторный показ данной операции. Совместная работа над выполнением задания улучшает обстановку в коллективе, а так же способствует выявлению повышению успеваемости за счет обмена опытом между обучающимися.

При подведении итогов учитывается общий уровень овладения умениями и навыками. Делается анализ типичных ошибок допущенных обучающимися. Все это обсуждается, комментируется и анализируется вместе с группой. Мною были объявлены оценки и отмечены лучшие обучающиеся. Оценки «5» получили 5 учащихся, «4» - 10 и «3» - 3 учеников.

Считаю, что поставленная цель урока достигнута.

t1686174864am.jpg

t1686174864an.jpg

t1686174864ao.jpg

t1686174864ap.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.