Открытый урок по дисциплине «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» на тему «Формулы и функции в Microsoft Excel 2010»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 69
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Открытый урок
Группа «Оператор информационных систем и ресурсов»
Учебная дисциплина
ПМ.02 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»
Тема занятия
«Формулы и функции в Microsoft Excel 2010»
Дата: «____»_______________20___г.
Разработали: Грибакин А.В., преподаватель
Методическая цель: «Применение современных методов обучения при подготовке конкурентоспособных рабочих в условиях реализации новых стандартов профессионального образования»
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол №____ от «___» _____________ 2023 г.
Председатель МК _______________ Головин В.И.
Нарышкино - 2023г
Формируемые компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы и разрабатывать фрагменты обучения пользователей информационной системы
ПК 1.10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.
Оснащение:
компьютер;
мультимедийный проектор;
компьютеры для обучающихся;
программное обеспечение Microsoft Excel 2010
Время занятия - 2 часа
Основные понятия и термины по теме: Формула, арифметический оператор, оператор сравнения, текстовый оператор, функция, электронная таблица, ячейка, адрес, ссылка.
Технологическая карта учебного занятия теоретического обучения
Разработал преподаватель Грибакин Александр Владимирович
«ФКП образовательное учреждение № 69» «_____»_______________20___г
Предмет – Технология публикации Цифровой мультимедийной информации | ||||
Профессия – Оператор информационных систем и ресурсов | ||||
Тема занятия – Формулы и функции в Microsoft Excel 2010 | ||||
Ресурсы занятия: | Оборудование: -компьютер; -мультимедийный проектор; -компьютеры для обучающихся; -программное обеспечение Microsoft Excel 2010 | Учебно-методическое обеспечение: - Учебники - Конспекты - Плакаты | ||
Этап занятия (+время) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | ||
1 этап. Организационный момент 2 мин. | Проверяет готовность аудитории к учебному занятию, мобилизует внимание обучающихся. | Самоконтроль готовности к учебному занятию, мобилизация внимания. | ||
2 этап. Мотивация (Общий итог этапа мотивации – формулирование обучающимися предполагаемой темы урока.) 3 мин | 1) Стимулирует интерес обучающихся к занятию. 2) Создает для обучающихся проблемную ситуацию, например, дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений | - Вступают в диалог с преподавателем, выполняют задания, выявляют противоречие – осознают и проговаривают его | ||
3 этап. Актуализация знаний 15 мин. | Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у обучающихся по данной теме (проблеме). | - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; - вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); - определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) | ||
4 этап. Целеполагание и планирование 5 мин. | Целеполагание – формулирование целей занятия, через виды деятельности обучающихся (планируемые результаты). Личностная: Формирование у обучающихся стремление добиваться высоких результатов в работе Предметная: Решение математических задач с помощью программы Micosoft Excel Когнитивная: изучение способов решения возникающих проблем | |||
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) 30 мин. | - Прослушать теоретическую часть - Выполнить упражнение 1 (Запись математических формул) - Выполнить упражнение 2 (Решение задачи) - Самостоятельная работа 3 (Расчет расходов) | |||
1) Организует работу обучающихся по поиску и обработке информации. 2) Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы. 3) Формулирует обобщающие вопросы. - Выполнить контрольное упражнение - Ознакомиться с подведением итогов 4) Демонстрирует готовый алгоритм или организует его составление. 5) Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. 6) Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок. | - Работают с разными источниками информации (учебник, объяснение преподавателя, карты, схемы и др.) - Оценивают правильность своих выводов, решений. - Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. - Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия - Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике. - Выполняют задания преподавателя. | |||
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) 15 мин. | На данном этапе происходит - повторение и закрепление учебного материала, - тренировка навыков использования нового знания, - установление связей между новым и ранее изученным материалом. Виды деятельности преподавателя и обучающихся совпадают по своему содержанию с видами деятельности на предыдущем этапе. | |||
7 этап. Рефлексия и оценивание 15 мин. | - Предлагает назвать тему и цели занятия, соотнести с технологической картой учебного занятия и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи группы в целом. - Выставляет и комментирует отметки.
| - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). | ||
8 этап. Домашнее задание 5 мин. | Э. Артур - Word и Excel 2010 без напряга стр. 190-191. |
Преподаватель____________________________/А.В. Грибакин/
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Приветствие; преподаватель проверяет отсутствующих обучающихся (староста сообщает об отсутствующих на занятии)
2. Целевая установка. Мотивация.
А о чем сегодня пойдет речь определите именно вы, что объединяет слова: Ячейка, Строка, Столбец, Данные, формула?
Посмотрите на экран, перед вами таблицы
Сравните два изображения назовите:
В чем сходство, а в чем
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Правильно, но точнее тема звучит так “Вычисления в Microsoft Excel”. Запишем ее в тетради
А какова цель сегодняшнего урока?
Правильно. Более четко цель звучит следующем образом: “научиться использовать формулы и функции в Microsoft Excel”
Актуализация опорных знаний.
1. Что такое Microsoft Excel | |
2. Где применяется Microsoft Excel? | |
3. Каким образом можно создать новую книгу в Microsoft Excel? | |
4. Каким образом вводятся данные в ячейки таблицы? | |
5. Каким образом можно ввести одно и тоже значении в несколько ячеек одновременно? | |
Эталон ответов на вопросы по пройденном у материалу
1. Что такое Microsoft Excel | Microsoft Excel (также иногда называется Microsoft Office Excel) — программа для работы с электронными таблицами, созданная корпорацией Microsoft. Она предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты и язык макропрограммирования VBA (Visual Basic для приложений). |
2. Где применяется Microsoft Excel? | Microsoft Excel применяется при решении планово-экономических, финансовых, технико-экономических и инженерных задач, при выполнении бухгалтерского и банковского учета, для статистической обработки информации, для анализа данных и прогнозирования проектов, при заполнении налоговых деклараций. |
3. Каким образом можно создать новую книгу в Microsoft Excel? | Для создания книг существует несколько способов. Наиболее часто применяются: 1. Файл – создать – Чистая книга 2. Кнопка «создать» на панели инструментов «Стандартная» 3. Комбинация клавиш «Ctrl+N». |
4. Каким образом вводятся данные в ячейки таблицы? | Для ввода данных необходимо выделить ячейку, после чего набрать информацию с помощью клавиатуры. Для завершения ввода данных необходимо нажать клавишу Enter, либо щелкнуть мышкой по другой ячейке, либо по кнопке с зеленой галочкой. |
5. Каким образом можно ввести одно и тоже значении в несколько ячеек одновременно? | Для ввода одного и того же значения в несколько ячеек одновременно необходимо выделить ячейки, в которые будут вводиться данные, удерживая кнопку Ctrl. После этого можно вводить информацию с клавиатуры как при заполнении одиночной ячейки. |
Целеполагание
Личностная: Формирование у обучающихся стремление добиваться высоких результатов в работе
Предметная: Решение математических задач с помощью программы Micosoft Excel
Когнитивная: изучение способов решения возникающих проблем
Открытие нового знания:
Ввод формулы
В ячейку можно ввести формулу для вычислений. Формула вводится двумя способами: в выделенную ячейку или с помощью ссылки на ячейку путем её выбора.
Для ввода формулы нужно знать:
начинать ввод со знака = («равно»)
можно использовать знаки арифметических операций (^, *, /, +, -)
применять адресацию ячеек
закончить ввод нажатием клавиши Enter.
Правка формул
Выделите ячейку с формулой, которую необходимо исправить.
Щелкните в строке формул.
После исправлений нажмите Entеr.
Копирование формул
Копировать формулы можно используя команды Копировать и Вставить, также можно скопировать методом перемещения:
Выделить ячейку, содержащую формулу для копирования.
Нажмите клавишу <Ctrl>, затем перетащите границу ячейки в то место, куда вы хотите скопировать формулу.
Отпустите кнопку мыши. Формула скопируется в ячейку - приемнике.
Абсолютные и относительные адреса ячеек
При копировании формул из одной ячейки в другую ссылки на ячейки в них изменяются соответственно их новому расположению. Например, ячейка В4 содержит формулу = В5+В6+В7. При копировании в ячейку С4, формула принимает соответствующий вид для столбца С: = С5+С6+С7. Таким образом изменяются относительные адреса ячеек. Иногда при копировании формул нужно, чтобы ссылки на ячейки не изменялись. В этом случае используются абсолютные адреса ячеек. Чтобы ссылка на ячейку стала абсолютной, поставьте перед буквой и цифрой в адресе ячейки знак доллара ($).
Вычисление с помощью функций
Функция - это уже готовая сложная формула, по которой проводятся операции вычисления над группой данных определенного типа. Например, если необходимо вычислить сумму значений, занесенных в ячейки А1- К1, это можно сделать с помощью функции = СУММ(А1:К1), а не с помощью длинной формулы = А1+В1+С1+...+К1.
Каждая функция состоит из трех элементов:
Знак равенства.
Имя функции указывает, какую операцию необходимо провести.
Аргумент функции указывает адреса ячеек, значения которых используются при вычислениях.
Формулу можно ввести в ячейку самостоятельно или с помощью мастера функций.
Функция Автосумма
Так как функция СУММА часто используется в MSExcel, ее кнопка вынесена на ленточную панель инструментов. Ячейки, которые нужно просуммировать, определяются автоматически. Если просуммированы не те ячейки, которые требовались, выделите необходимые и нажмите клавишу Enter. Перед подсчетом суммы выберите ячейку, в которой должен быть результат.
Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Задание 1:
Записать математические выражения в виде формул для Microsoft Excel:
Эталон ответа
Рис.1 Ввод формул в таблицу Microsoft Excel 2010
Задание 2:
Решите задачу: В магазине продаются обои. Наименования, длина и ширина рулона известны. Необходимо помочь покупателю быстро определить необходимое количество рулонов обоев для оклейки любой комнаты.
Решение задачи:
Этап 1. С помощью наводящих вопросов мастера учащиеся производят формализацию задачи
Таблица 1. Формализация исходного задания
Вопрос | Ответ |
Форма комнаты? | Прямоугольная |
Что известно о комнате? | Размеры h – высота, a – длина, b- ширина |
Как учитывается неоклеиваемая поверхность? | 15% площади стен комнаты занимают окна и двери |
Что известно об обоях? | наименования, ширина и длина рулона |
Какая часть рулона уходит на обрезки? | 10% площади рулона |
Надо ли покупать рулоны «про запас»? | да, желательно 1 рулон |
Можно ли купить часть рулона? | нет, количество рулонов должно быть целым |
Что надо определить? | необходимое количество рулонов обоев |
и составляют информационную модель таблицы
Рис.2 Вспомогательная информационная таблица
Этап 2. Разрабатывается математическая модель таблицы
При расчете фактической площади рулона надо отбросить обрезки:
.
В комнате две стены площадью ah, и две стены площадью bh. При расчете фактической площади стен учитывать неоклеиваемую площадь окон и дверей:
.
Количество обоев вычислим по формуле:
Необходимо также учесть, что количество рулонов должно быть целым числом, но не меньшим, чем значение N.
С помощью электронной таблицы строим компьютерную модель. Информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит три области:
Исходные данные.
Промежуточные расчеты.
Результаты.
Рис 3. Таблица с формулами
Этап 3: Компьютерный эксперимент. Рассчитываем количество рулонов, необходимое для оклейки кабинета Операторов ЭВМ.
Рис. 4 Результаты решения примера
Самостоятельная работа
Рассчитайте с помощью табличного процессора Exel расходы школьников, собравшихся поехать на экскурсию в другой город.
Включение нового знания в систему знаний:
Тест1. Электронная таблица - это:
прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.
2. Электронная таблица представляет собой:
совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;
совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;
совокупность пронумерованных строк и столбцов;
совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.
3. Строки электронной таблицы:
именуются пользователями произвольным образом;
обозначаются буквами русского алфавита;
обозначаются буквами латинского алфавита;
нумеруются.
4. В общем случае столбы электронной таблицы:
обозначаются буквами латинского алфавита;
нумеруются;
обозначаются буквами русского алфавита;
именуются пользователями произвольным образом;
5. Для пользователя ячейка электронной таблицы идентифицируются:
путем последовательного указания имени столбца и номера строки, на пересечении которых располагается ячейка;
адресом машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку;
специальным кодовым словом;
именем, произвольно задаваемым пользователем.
6. Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются:
в обычной математической записи;
специальным образом с использование встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках программирования;
по правилам, принятым исключительно для электронный таблиц;
4. по правилам, принятым исключительно для баз данных
7. Выражение 5(A2+C3):3(2B2-3D3) в электронной таблице имеет вид:
5(A2+C3)/3(2B2-3D3);
5*(A2+C3)/3*(2*B2-3*D3);
5*(A2+C3)/(3*(2*B2-3*D3));
5(A2+C3)/(3(2B2-3D3)) .
8. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:
C3+4*D4
C3=C1+2*C2
A5B5+23
=A2*A3-A4
9. Диапазон - это:
совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;
все ячейки одной строки;
все ячейки одного столбца;
множество допустимых значений.
10. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =СУММ(A1:A7)/2:
280;
140;
40;
35?
КЛЮЧ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 |
Через 10 минут учащиеся сдают работы с тестами.
Задание 2:
Кроссворд
| 1 |
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы к кроссворду.
По горизонтали:
1. Несколько выделенных ячеек в ЭТ.
2. Его имеет каждая ячейка ЭТ.
3. Знак, с которого начинается формула.
4. Одна из команд, работающая с буфером обмена.
5. Минимальный элемент электронной таблицы.
6. Тип окна.
По вертикали:
7. Команда Горизонтального меню.
Ответ:
7
| 1 | д | и | а | п | а | з | о | н |
|
|
|
|
| 2 | а | д | Р | е | с |
|
|
|
|
|
|
|
| 3 | р | А | в | н | о |
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | в | ы | р | е | з | а | т | ь |
5 | я | ч | е | й | к | а |
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | д | и | а | л | о | г | о | в | о | е |
Подведение итогов урока. Рефлексия
Заключение: Сегодня на уроке мы с вами совершенствовали и систематизировали знания о коммуникационном оборудовании сетей, получили развитие знания характеристики функциональной группы оборудования.
Определение результатов учебной деятельности Обучающихся
В конце занятия проводится рефлексия. Студентам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на занятии, ответ обосновать.
АНАЛИЗ
открытого урока теоретического обучения по теме
«ФОРМУЛЫ И ФУНКЦИИ В MICROSOFT EXCEL 2010»
На уроке присутствовало 18 обучающихся.
Мною проведен урок производственного обучения с использованием интерактивного учебного пособия по Microsoft Excel. Форма обучения - фронтальная, т. е. мастер работает сразу со всей группой.
С помощью интерактивного учебного пособия были продемонстрированы приемы вставки в формул в электронные таблицы, были разъяснены различия между абсолютной и относительной адресацией ячеек.
Мною было продемонстрировано поэтапное выполнение приемов и операций по заполнению ячеек. На доске были поставлены задачи для совместного выполнения обучающимися.
Во время выполнения задания преподаватель напоминал отдельные теоретические моменты, с помощью наводящих вопросов направлял решение задач в нужную сторону. В ходе текущего инструктажа, когда обучюащиеся сделали одну и ту же ошибку, обучающийся останавливает работу и проводит повторный показ данной операции. Совместная работа над выполнением задания улучшает обстановку в коллективе, а так же способствует выявлению повышению успеваемости за счет обмена опытом между обучающимися.
При подведении итогов учитывается общий уровень овладения умениями и навыками. Делается анализ типичных ошибок допущенных обучающимися. Все это обсуждается, комментируется и анализируется вместе с группой. Мною были объявлены оценки и отмечены лучшие обучающиеся. Оценки «5» получили 5 учащихся, «4» - 10 и «3» - 3 учеников.
Считаю, что поставленная цель урока достигнута.