Открытый урок по алгебре в 7 классе «Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями»
Открытый урок по алгебре в 7классе
Тема: «Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями»
Цель:
Образовательные:- повторение, систематизация и обобщение знаний по теме ««Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями»
-закрепление умений применять полученные
-знания для преобразования несложных выражений со
-закрепление вычислительных навыков;
-формирование навыков грамотной математической речи
-обучать различным формам контроля знаний с самоконтроля.
Развивающие: -развитие навыков логического мышления.
Воспитательные: -воспитание познавательной активности,культуры общения, прививать интерес к математике.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для самостоятельной работы, оценочные листы.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Мы сегодня попали в научно- исследовательский институт. А вы , ученики-,сейчас стали сотрудниками этого института. Вернее, стали сотрудниками различных лабораторий по проблемам математики. И мы сегодня все приглашены на заседание учебного совета этого НИИ., чтобы разобрать с вами нашу тему «Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями».
Сегодня мы покажем уровень усвоения темы, повторим и закрепим раннее изученный материал, разберемся в непонятных моментах проконтролируем и оценим свои знания.
У вас на столе лежат оценочные листы, где вы будете фиксировать ваши достижения и потом оцените свою работу, как сотрудники лаборатории.
Оценочный лист.
Оценочный лист
Фамилия, имя _____________________________
Лаборатория эрудитов (максимум 6 баллов) |
Лаборатория экспериментов (максимум 6 баллов) |
Лаборатория Секретная (максимум 4 балла) |
Лаборатория ученых (максимум 8 баллов) |
Активность на уроке (максимум 5 баллов) |
Всего баллов |
Оценка |
Запишите в тетради тему заседания нашего ученого совета.
Вспомним правила
При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели__________________(складываются)
При делении степеней с одинаковыми оснотваниями основание остается прежним, а показатели __________________(вычитаются)
Степень с нулевым показателем , что а≠0 =1 , =а
При возведении степени в степень показатели перемножаются, а основание остаётся без изменений (ax)y = axy
Актуализация опорных знаний
Это наша первая лаборатория «лаборатория эрудитов»
« Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко ен уедешь.»
Ваша задача назвать фамилию этого ученого
№ |
Примеры |
Ответы |
буквы |
1 |
25 |
32 |
м |
2 |
33 |
27 |
о |
3 |
(-10)3 |
-1000 |
н |
4 |
(-4)2 |
16 |
л |
5 |
23+32 |
17 |
с |
6 |
(-3)3-(-2)2 |
-31 |
в |
Бланк расположения ответов задач:
32 |
27 |
-1000 |
27 |
16 |
27 |
-31 |
27 |
17 |
м |
о |
н |
о |
л |
о |
в |
о |
с |
Расшифровка слова:
16 |
27 |
32 |
27 |
-1000 |
27 |
17 |
27 |
-31 |
л |
о |
м |
о |
н |
о |
с |
о |
в |
- Какое слово мы расшифровали?
- Верно. Ломоносов.
Молодцы! Оцените свою работу в «лаборатории эрудитов» по 6 бальной системе
Закрепление и обощение
«лаборатория эрудитов» была нашим пропуском в нашу следующую лабораторию «лабораторию экспериментов»
Выберите листок с этим названием. Там есть 6 равенств. Вам надо исследовать наличие ошибок «лаборатория экспериментов»
Верно-наверно
примеры |
верно-неверно |
1) а5 · а8=а13 |
|
2) 57 : 55=52 |
|
3) 219 : 214=32 |
|
4) 33 · 30 =27 |
|
5) у9 : у5=у4 |
|
6) 711 : 79 =49 |
|
Теперь проверяем свои ответы . на экране есть правильные ответы, посмотрите и разберем ваши ошибки, если они есть.
Ставим, соответствующие балы в оценочный лист.
Физкульминутка
Проэксперементировав, мы переходим в следующую лабораторию «лаборатория секретная»
Найдите неизвестный объект
Найдите неизвестный объект
1) р3·р3=р? |
|
2) р5р4=р?; |
|
3) а12·*·а3=а26 |
|
4) а45:*:а15=а |
|
А теперь проверим и объясним , как мы нашли неизветные числа.
Перед вами сложная лаборатория «лаборатория ученых»
Слово - загадка
1) ; |
|
2) (x6)3·(x3)5 |
|
3) (2х)5 |
|
4) ()4 |
|
5) |
|
6) |
|
7) |
|
8) . |
|
Получилось слово АЛДЖАБРА
Краткая историческая справка:
Итак, за работу в «лаборатории ученых» можно получить максимум 8балов
Мы с вами поработали во всех лабораториях, а теперь отдохнем и посмотрим некоторые математические фокусы
Получилось загадочное слово АЛДЖАБРА. Что же это за слово?
Занимаясь математикой, вы не могли не заметить, что она состоит из нескольких частей. Вы научились оперировать с натуральными и дробными числами, знаете положительные и отрицательные числа. «Число» - в переводе с греческого звучит арифмос. Поэтому наука о числе получила греческое название арифметика.
Другой раздел математики посвящен различным фигурам и их свойствам и называется «геометрия». Гео – в переводе с греческого означает земля, метрио – мерить. Но вот слово алгебра – раздел математики, где решаются уравнения, рассматриваются преобразования выражений, составленные из чисел и букв – не греческое. В чем тут дело? Разве у греков не было алгебры? Была. Но решали древние греки алгебраические задачи геометрически.
Слово алгебра произошло от слова АЛ-ДЖАБРА, взятого из названия книги известного математика, астронома и географа Мухамеда Ал-Хорезми "Краткая книга об исчислениях ал-джабры и ва-л-мукабалы". Арабское слово аль-джебр переводчик переводить не стал, а записал его латинскими словами algebr. Так возникло название науки алгебра. "Ал-джабра"(у Хорезми) -операция переноса отрицательных членов из одной части уравнения в другую, но уже с положительным знаком. По-русски это слово означает "восполнение.
Арабское слово аль-джабер переводчик не стал переводить, а записал его латинскими буквами algebr. Так возникло название науки, которую мы изучаем.
Интересно, что «алгебраистами» в средние века называли вовсе не математиков, а арабских хирургов-костоправов. Об одном таком алгебраисте написал Сервантес в своем знаменитом романе «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ломанческий».
Мы с вами поработали во всех лабораториях, а теперь немного отдохнем и посмотрим некоторые математические фокусы.
Это интересно.
Есть много математических фокусов. Некоторые из них вы уже знаете. Например, быстрое умножении двузначного числа на 11.
Но самым элегантным математическим фокусом является возведение в квадрат чисел, оканчивающихся цифрой 5.
Проведем соответствующие рассуждения для числа 85 .
852 = 7225
Как быстро получить такой результат? Заметим, что достаточно 8 умножить на следующее за ним натуральное число 9, и мы получим 72, т.е. первые две цифры результата. Теперь достаточно приписать к полученному числу 25 и получается 7225, а это и есть ответ.
Проведем такую же операцию с числом 35.
352=1225.
3*4=12 и приписываем 25.
Проверим этот фокус на числах 15 и 25. Вы знаете, какое число должно получиться при возведении этих чисел в квадрат.
Как видите это быстро и просто. Вы сможете пользоваться этим быстрым исчислением при возведении некоторых чисел в квадрат и это вам пригодиться в нашей дальнейшей работе. Как видите, математика это не только сухие цифры, статистика и скукота. Бывает еще и удивительная «занимательная математика».
Теперь, ребята подсчитайте то количество баллов, которое вы набрали за работу в наших лабораториях и добавьте количество баллов, которое каждый из вас поставил себе за активность на уроке. Активность оценивается по пятибалльной шкале. По набранному количеству баллов вы должны поставить себе оценку за урок. Я надеюсь, что плохих оценок сегодня нет и у всех у вас хорошее настроение.
Оценочные листы вместе с остальными листами, на которых отображена ваша работа в лабораториях, вы сдаете мне. Оценки ваши будут выставлены в журнал. И даже, если вы иногда допускали ошибки, это неудивительно, ведь любой человек не застрахован от ошибок, особенно, если он только учится овладевать какой-то наукой. В русском языке есть пословица: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились и впредь стараться не допускать их.
Домашнее задание. П.5, выполнить №420,421.
Рефлексия. Дерево успеха и настроения.