Открытый урок по истории России на II курсе по теме «Реформы П.А. Столыпина — шанс спасти Россию?»

0
0
Материал опубликован 20 July 2020 в группе

Открытый урок по истории России на II курсе по теме

«Реформы П.А. Столыпина - шанс спасти Россию?».


Автор-составитель: Попова Ольга Юрьевна

Предмет: история

Курс: II

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы урока: проблемный поиск, рассказ, беседа, работа с документами.

Время проведения: 90 минут

Тема: Реформы П.А.Столыпина – шанс спасти Россию?

Учебник: В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. 2016 г.

Оборудование урока: учебник, тетради, раздаточный материал, компьютер, проектор.


Цель: сформировать у учащихся представление о реформах П.А.Столыпина; уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства.


Задачи:

Образовательная: выявить цели, сущность и итоги аграрной реформы П.А.Столыпина.

Развивающая: продолжить формирование умений анализировать текст исторических источников, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать исторический материал, высказывать свою точку зрения, оценивать деятельность исторических лиц;

Воспитательная: формирование активной гражданской позиции, формирование понятия «патриот», уважение к личности.


На доске записан эпиграф к уроку: «Нам нужна великая Россия» (П.А.Столыпин. 10 мая 1907г.)


Понятия

Отруб - участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне

Хутор - участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины, с переселением из деревни на свой участок

Кооперация - форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями занятыми производством определенной продукции

Переселенцы - крестьяне, переселенные из центральных губерний на свободные казенные земли за Урал



Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала.

4.Рефлексия.

5.Итог урока. Д/з.

1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.

Учитель:

На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы, которые явились одной из причин первой российской революции 1905-1907гг. Наступление 1906г. Россия встретила на распутье, получив возможность развиваться по трем направлениям:

- дальнейшее продолжение реформы;

- наступление контрреволюции;

- попытки разрешить постановление вопросы путем реформ.

Первые два пути предполагали большие людские жертвы, чтобы их избежать, рациональнее было использовать третий путь, путь реформирования России. Перед Николаем II встала задача успокоить разбушевавшийся пожар в обществе. Для этого 26 апреля 1096г. император назначает министром внутренних дел П.А.Столыпина, а затем 9 июля 1906г. – Председателем Совета Министров и ставит перед ним задачу – успокоить общество. Выступая перед депутатами Государственной думы, Столыпин сказал: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».

Поэтому темой и целью урока будет вопрос, на который нам и предстоит найти: Реформы П.А.Столыпина – шанс спасти Россию? (запись темы в тетрадь).


2. Актуализация опорных знаний по теме « Крестьянская реформа 1861г.»

Для того, чтобы приступить к изучению темы учитель просит ответить на вопросы (было дано задание на повторение):

Какие цели имели реформы 1860-1870-х гг.?

Какие последствия были после отмены крепостного права?

Почему крестьянская реформа 1861г. не дала желаемого результата и не освободила полностью сельское хозяйство от архаичных методов его ведения?

Что дала эта реформа? Имела ли она хотя бы частично положительные результаты?

Какие изменения произошли в русской деревне в начале 20 века?

Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?

Какие пережитки крепостнической системы сохранялись в аграрном секторе экономике?

Каких изменений добились крестьяне в ходе революции?

Сделать вывод:

Столыпинская аграрная реформа стала логическим продолжением аграрной реформы 1861-1863гг., поскольку за прошедший период не удалось решить целый ряд ключевых проблем, которые серьезно тормозили экономическое развитие страны и постоянно находились в центре общественного внимания:

- проблему крестьянских выкупных платежей за землю;

- проблему малоземелья крестьянских хозяйств центральных губерний России;

- проблему общинного землевладения.

Именно эти проблемы подвигли правительство вновь заняться решением аграрно-крестьянского вопроса. Первая русская революция и массовые крестьянские волнения во многих регионах страны вынудили власть изменить саму идеологию реформы.


3. Изучение нового материала:

П.А.Столыпин - государственный деятель Российской империи.

Цели реформы.

Основные мероприятия и осуществление реформы.

Итоги и значение реформы.


Перед рассмотрением данного вопроса, краткая биографическая справка о Столыпине (выступление учащегося).

(Слайд 1). Фотография П.А.Столыпина. «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать».

(Слайд 2).

В жизнь проводя прогресс, разумную свободу,

Добро,- не для себя служил,

Но родине, Царю и Русскому народу

Свою всю жизнь он посвятил.

(Слайд 3). Законодательная база аграрной реформы:

1. Царский манифест «Об отмене всех выкупных платежей за землю 1 января 1907г.»

2. Указ от 10 марта 1906г. «О порядке применения закона 1904г., который снял ограничения на свободу передвижения крестьян;

3. Указ от 9 ноября 1906г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования»;

4. Указ 5 декабря 1906г. «О временных правилах землеустройства крестьян». Работа с учебником:

Охарактеризуйте политику «успокоения» страны, проводимую П.А.Столыпиным.

Учитель: Политика П.А. Столыпина имела 2 направления: «успокоение» и «реформы». Программа реформ, которую придумал Столыпин, охватывала самые разные отрасли, включая изменения систем местного самоуправления и образования. Как и противники царского режима, премьер- министр П.А.Столыпин видел главную проблему в аграрном вопросе.

Задание: на основе высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

Работа с документами:

Документ 1.

«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».

(Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.)

Документ 2.

«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий».

(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.) В понятии Столыпина Великая Россия - это миллионы сильных личностей, а не сильная община миллионов.


Документ 3.

«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатейшем и крепком населении.»

( Цель: продолжение процесса модернизации России.)

Документ 4.

«Итак, на очереди главная наша задача – укрепить низы. В них вся сила страны. Их более 100 миллионов! Будут здоровые и крепкие корни у государства, поверьте – и слова русского правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром. Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа – вот девиз для нас всех, русских. Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!»

(Цель: создание крепкого единоличного собственника; сперва гражданин, потом гражданственность)

Сделать запись в тетрадь:

Цели:

1. «Успокоение» страны.

2. Создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.

3. Продолжение процесса модернизации России.

4. «Сперва гражданин, потом гражданственность».





Раскрыть сущность основных мероприятий реформы (сделать запись в тетрадь) (слайд 4).


Создание новых форм землевладения и землепользования

Государственная помощь крестьянским хозяйствам

Переселение крестьян

Развитие крестьянской кооперации

Разрушение крестьянской общины и закрепление земли в частной собственности.

Создание хуторов и отрубов.

Оказание финансовой помощи крестьянству.

Учреждение Крестьянского банка.

Переселение безземельных малоземельных крестьян за Урал, в Сибирь и Среднюю Азию.

Создание Союза сибирских малоземельных артелей.

Создание кооперативного Московского народного банка



Работа с документом (указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9 ноября 1906г.). Учащиеся используют раздаточный материал.

«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие ….. в собственность переходящего к личному владению домохозяина…. Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то…все означенные действия исполняются на месте земским начальником…

Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли…. имеет право требовать, чтобы общество выделило ему…. соответственный участок, по возможности, к одному месту».


Вопросы к документу:

1) Какое право каждому крестьянину давал этот Указ?

2) Каков «механизм» выхода крестьян из общины?

3) В течение какого времени крестьянин мог стать личным собственником?

4) Как вы думаете, для чего было необходимо разрушение крестьянской общины?

5) Какова цель проведения правительством аграрной реформы?


Работа в группах.

Задание: Выяснить основные мероприятия, положительные и отрицательные стороны реформы.

На основе анализа исторических источников составить проект реформ. Затем показать учащимся готовый проект реформ Столыпина. Выявить положительные и отрицательные стороны реформы. (сделать запись в тетрадь).


После работы и представления своих решений надо вернутся к главному вопросу : Реформы П.А.Столыпина – шанс спасти Россию?


Результаты аграрной политики П.А.Столыпина


Положительные результаты

Отрицательные результаты

Начало создания фермерских хозяйств. 2,8 млн. домохозяев стали собственниками земли. Общая численность земельных собственников-крестьян составила более 5 млн. человек.

Более 1,6 млн. крестьянских дворов вышли из хутора (400 тыс.) или отруба (800тыс.).

В восточные регионы переселились около 3,3 млн. безземельных и малоземельных крестьян.

Крестьянский поземельный банк на льготных условиях продал крестьянам более 8,5 десятин казенных, удельных и помещичьих земель.

В период проведения реформы мощное развитие получили различные формы кооперации крестьянских хозяйств.

Во время проведения реформы было освоено около 10 млн. десятин земли и за счет увеличения посевных площадей получено более 500 млн. пудов хлеба. (В 1913г. на душу населения в стране приходилось 550 кг зерна, а в европейских странах менее 430 кг зерна).

Община не была разрушена. Из нее вышло около 2,5 млн. крестьянских дворов, в основном зажиточные и беднейшие.

Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни.

Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы).

Проблема малоземелья не была решена.

Около 500 тыс. крестьян вернулись назад.

В местах переселения возникали конфликты с местным населением.

Идеализация хуторов и отрубов.

Недостаток финансирования реформы и особенно переселенческих мероприятий в восточные регионы страны.

Нерешенность социальных противоречий между общинниками и хуторянами, кулаками и батраками, которые стали причиной многочисленных крестьянских выступлений.


Просмотр видеофрагмента, посвященного П.А.Столыпину.


Задание: сформулировать цели и итоги реформы П.А.Столыпина.

(Сделать запись в тетрадь)


Цели реформы

Итоги реформы

«Успокоение» страны с помощью аграрных и социальных реформ.

Добиться этой цели не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречие между крестьянами и помещиками; проявилась «вторая социальная война» в деревне; происходили конфликты между переселенцами и местными жителями.

Создание слоя земельных собственников – социальной и экономической опоры монархии.

Этот процесс только начался и после смерти Столыпина замедлился.

Продолжение процесса модернизации.

Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось.

Задание:

Сопоставить свою точку зрения на итоги реформистской деятельности П.А.Столыпина и мнения его современников. Учащиеся используют раздаточный материал.


Мнения современников:

П.Н. Милюков (русский политический деятель) П.А. Столыпин принадлежал к числу лиц, мнивших себя спасителями России от ее великих потрясений.

В.В. Розанов (русский философ, критик и публицист) П.А. Столыпин пожертвовал всем дорогим ради блага родины, для поворота жизни ее от бурь, смуты на здоровый путь законности и мирного прогресса.

П.Б. Струве (русский общественный и политический деятель) «Аграрную политику можно принимать, как величайшее зло, можно благословлять как благодетельную хирургическую операцию – этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни».

А.Ф. Керенский (российский политический и государственный деятель) «фатальная ошибка Столыпина заключалась в его непонимании реального положения России».

Задание: Укажите, какая из названных точек зрения вам представляете более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Учащиеся делают вывод.

Учитель: Но П.А. Столыпин был озабочен не только аграрным вопросом. Он пытался модернизировать Россию и по его инициативе в стране должны проводиться преобразования в таких сферах как (запись в тетрадь):

- введение свободы вероисповедания

- установления гражданского равноправия

- улучшение быта рабочих

- реформа местного самоуправления

- реформа высшей и средней школы

- введение всеобщего начального обучения

- улучшение материального обеспечения народного учительства

- полицейская реформа

4. Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему, на ваш взгляд, реформы Столыпина не получили поддержки большинства российской общественности, а после 1917г. вообще были свернуты? Почему она не удалась?

2.Что вы думаете о влиянии крестьянской общины на формирование психологии крестьян?

5. Итог урока.

Учитель делает вывод:

П.А. Столыпин вошел в историю России как один из наиболее заметных политических деятелей начала XX века. Его деятельность на посту министра внутренних дел была направлена на сохранение существовавшего государственного строя и стабилизацию ситуации в стране, особенно в деревне, путем проведения умеренных реформ.

Личность и деятельность П.А. Столыпина были столь ярки и масштабны, что, кажется, никого не оставляли равнодушным. Его имя вызывало резкую поляризацию от нескрываемого восхищения до неприкрытой ненависти. Одни называли его спасителем Родины, опорой Отечества, надеждой России в смутную пору, другие – черносотенцем, палачом, а выражения «столыпинский галстук», «столыпинский вагон» стали нарицательными.

Феномен Столыпина вызывал огромный исторический интерес. Но история все расставляет по своим местам. Если кратко сформулировать, кем был Петр Столыпин, то можно сказать два слова: реформатор и патриот. Такое сочетание встречается крайне редко. Это последний реформатор царской России и последний глава правительства, который успешно пытался проводить реформы.

Все то, что было сделано Столыпиным привело Россию к тому, что в 1913 году наша страна вошла в тройку ведущих промышленных держав мира.

В России учреждена Национальная премия имени Столыпина «Аграрная элита России», которая вручается с 2003 года. В 2008 году Правительство РФ учредило медаль Столыпина П.А. Медаль вручается в качестве поощрения за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития страны. По результатам голосов «Имя России», проводившемся в 2008г., имя П.А.Столыпина находится на 2-м месте в рейтинге.

Выступая на Всероссийском форуме сельской интеллигенции в 2011 году В.В. Путин высоко оценил экономические преобразования и земельную реформу, проводимые Петром Столыпиным.

Домашнее задание: написать эссе на тему: «Столыпин – последний реформатор Российской империи».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.