12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аксенова Татьяна Александровна97
Работаю в школе 20-й год. Имею высшее образование. Являюсь классным руководителем. Преподаю историю, обществознание, краеведение, право, экономику.
Россия, Саратовская обл., р.п. Духовницкое

Открытый урок по истории России в 11 класс по теме «Реформы П. А. Столыпина»

Предмет: история

Класс: 11 (социологический профиль)

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: проблемно – диалоговое с элементами лабораторной работы занятие

Цели и задачи урока:

Сформировать у учащихся представление о реформах П. А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства.

Выявить цели, сущность и итоги аграрной реформы Столыпина.

Продолжить формирование умений анализировать текст документов, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать учебный материал, делать выводы, аргументировано высказывать свою точку зрения, оценивать деятельность исторических лиц.

Развивать критическое мышление, коммуникативные навыки.

Воспитание активной жизненной позиции, уважение к личности.

Формы и методы: организация самостоятельной исследовательской деятельности, диалог.

План урока:

I. Актуализация знаний

II. Изучение нового материала

Цели реформы.

Основные мероприятия и осуществление реформы.

Итоги и значение реформы

III. Рефлексия

IV. Итог урока. Д./з.


 

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний (слайд № 1)

Вступительное слово учителя:

В шестидесятые Россия бунтовала.
Вбирая мятежи тех столь далёких лет.
И именно тогда и появился
На свет столь важный для России человек.
Карьера начиналась в Министерстве,
Дворянства предводитель. Потому
Он отдавал России своё сердце,
Хотел великой сделать Родину свою.

– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?

Объявление темы урока (слайд № 2)

Эпиграф урока: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать». П.А. Столыпин (слайд № 3)

Учитель: Кто такой Петр Аркадьевич Столыпин? Что Вам о нем известно? (Слайд № 4)

Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, первый президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.

В ноябре 2016 года исполнится 110 лет со дня аграрной реформы П.А. Столыпина.

На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

Постановка проблемы:

- Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?

- Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?

предполагаемые ответы:

крестьянская община,

отрезки,

выкупные платежи,

помещичье землевладение,

малоземелье крестьян

Таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.

Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции. (Видео 1)

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министра внутренних дел.

24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. (В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты он был намерен предложить для обсуждения в новой Думе.) Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.

А сегодня на уроке мы должны с вами ответить на вопрос:

Проблема «Аграрная реформа в России: достижение или неудача?»

II. Изучение нового материала

Цели реформы.

- Как вы считаете, каковы были цели реформы? (ответы обучающихся записать на доске)

- А теперь, обратите внимание на документы, которые лежат на ваших столах.

Работа с документами (раздаточный материал).

Задание: На основании высказываний Столыпина определите цели реформы.

Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:

Документ 1

«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответ­ственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».

(Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли)

Документ 2

«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения от­жили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали прода­вать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Едино­личное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушитель­ных теорий»

(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)

Документ 3

«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном иму­ществе, а в богатеющем и крепком населении»

(Цель: продолжение модернизации России)

Таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.

Работа с документом: Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).

(Видео 2)

Основные мероприятия и осуществление реформы.

На этом этапе проводится лабораторная работа. При объяснении учитель обращается к схеме:

Основные мероприятия аграрной реформы П. А. Столыпина

 

Создание новых форм землевладения и землепользования

Государственная помощь крестьянским хозяйствам

Переселение крестьян

Развитие крестьянской кооперации


 

 

Разрушение общины. Крестьяне – частные собственники своего надела.

Хутор, отруб

Учитель называет основные мероприятия реформы, дает зада­ние прочитать определение терминов «хутор» и «отруб» в раздаточном материале. После этого переходим к более подробной характеристике мероприятий реформы на основании источников. Учащиеся ис­пользуют раздаточный материал.

Работа с документом

Документ 1

Из письма П.А. Столыпина Николаю II:

«Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинно­му началу является единоличная собственность».

Документ 2

Из указа «О дополнении некоторых постановлений действую­щего закона, касающихся крестьянского землевладения и земле­пользования», 9 ноября 1906 г.:

«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Требования об укреплении в личную собственность части из об­щинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством го­лосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать уча­стки, поступающие... в собственность переходящего к личному вла­дению домохозяина... Если в течение указанного срока общество та­кого приговора не постановит, то... все означенные действия испол­няются на месте земским начальником...

Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли... имеет право требовать, чтобы общество выделило ему... соответствен­ный участок, по возможности, к одному месту».

Документ 3

Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.:

«Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крес­тьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни... Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую соб­ственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничто­жается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свобо­де человека...»

Документ 4

Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907 г.:

«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачка­ми — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности ча­стной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, созда­ние мелкой земельной собственности, реальное право выхода из об­щины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает воп­росами бытия русской державы».

Вопросы и задания к документам

- Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основ­ным объектом критики Столыпина?

- Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин? - Какова процедура выделения из общины?

Используя информацию, содержащуюся в раздаточном материале, схему, и учебник с. 58 - 59 учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Результаты аграр­ной политики П.А. Столыпина», соотносят положительные и отрицательные последствия реформы.

Результаты аграр­ной политики П.А. Столыпина

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. — 10% всех крестьянских хозяйств). Рост производительнос­ти сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротех­ники (использова­ние машин, удоб­рений).

Рост экспорта хле­ба.

Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.

За Урал пересели­лось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин це­линных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования.

Проблема малоземелья не была решена.

От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись на­зад. В местах пере­селения возникали конфликты с мест­ным населением

Итоги и значение реформы

Просмотр сюжета видеофильма.

Задание: Определить какие результаты имела данная реформа.

На слайде демонстрируется матрица таблицы «Цели и итоги реформы П.А. Столыпина» (открываем колонку «Цели реформы»)

Вопросы и задания к таблице

- Сформулируйте результаты реформы. Соотнесите цели реформы и ее результаты. Сделайте вывод об успехе реформы.

Цели и итоги реформы П.А. Столыпина

Цели реформы

Итоги реформы

«Успокоение» страны

Добиться этой цели не удалось: сохранилось мало­земелье крестьян, противоречие между крестьяна­ми и помещиками; проявилась «вторая социальная война» в деревне; происходили конфликты между переселенцами и местными жителями.

Создание слоя земельных собственников — социаль­ной и экономической опоры монархии.

Этот процесс только начался и после смерти Сто­лыпина замедлился.

Продолжение процесса мо­дернизации.

Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось.

Учащимся предоставляется возможность сопоставить свою точку зрения на итоги реформистской деятельности П.А. Столыпина и мнения его современников.

Мнения:

П. Н. Милюков:

«... в порядке чрезвычайного внедумского законодательства... был издан указ 9 ноября 1906 г., предопределивший направление аграрной политики в чисто дворянском духе... оставалось разрушение общины по принципу: богатым прибавится, у бедных отнимется. Этим, во- первых, отвлекалось внимание крестьян от раздела дворянских земель и вбивался клин между зажиточными и бедными крестьянами; во- вторых, создавался класс «крепких мужиков», кандидатов на попол­нение убывающих рядов «правящего класса»; и, в-третьих, приобре­талось либеральное прикрытие классовой реформы: освобождалась частная инициатива и частная собственность от принудительных тис­ков, в которых оставили крестьян освободители 1861 г.».

В. И. Ульянов (Ленин):

«Отсрочка старому порядку и старому крепостническому земледелию, данная Столыпиным, состоит в том, что открыт еще один и притом пос­ледний клапан, который можно было открыть, не экспроприируя всего помещичьего землевладения... Других клапанов у царизма нет».

III. Рефлексия

(Видео 3) П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.

Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин фактически остался реформатором - одиночкой.

Ответы учащихся на проблему, поставленную к данному уроку. Скажите, как вы считаете, «Аграрная реформа в России: достижение или неудача».

В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.

IV. Итог урока. Д./з.

Д/з: § 7.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.