Методическая разработка урока истории по теме «Аграрная реформа П.А. Столыпина. Основное содержание и этапы реализации»

4
4
Материал опубликован 2 April 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях современной рыночной экономики требования к уровню подготовки выпускников учреждений профессионального образования становятся иными по сравнению с недавним прошлым.

Нынешние специалисты должны обладать не только профессиональными навыками и умениями, готовностью применять их на практике, но и способностью к дальнейшему саморазвитию. Соответственно, встает вопрос о необходимости компетентностного подхода в образовании.

Такая тенденция позволяет сделать вывод о том, что характер процесса обучения в УПО меняется. Любой преподаваемый предмет должен быть направлен на развитие в учащемся тех компетенций, которые будут актуальны для государства, как главного заказчика образовательных услуг.

Цель моей работы – показать, как важнейший предмет гуманитарного цикла – историю – можно максимально приблизить к получаемой профессии, развивая у обучающихся в процессе его изучения не только общеучебные, но и профессиональные компетенции.

Многие не согласны с тем, что такой подход возможно осуществить при освоении общеобразовательных дисциплин. Начав вплотную заниматься вопросами профессиональной направленности истории и обществознания в 2005 году, я могу утверждать, что такое убеждение ошибочно. Представления о профессиональной направленности предмета "История" у многих сводятся к тому, что необходимо включать в рабочую программу темы по истории профессии. Этот метод тоже интересен, но профессиональные компетенции при его внедрении не формируются. Как же можно это сделать, изучая прошлое? Моя методика показывает, что существует эффективный способ достижения этой цели. В результате многолетней работы, мною проведен ряд исследований, которые позволили сделать вывод о том, как лучше преподавать предметы история и обществознание, чтобы формировать профессиональные компетенции у обучающихся. Был сформирован перечень компетенций по каждой профессии, получаемой в нашем колледже, которые можно формировать в процессе изучения этих предметов, либо содействовать их формированию. Затем отбирались оптимальные методы преподавания предмета, были разработаны дидактические материалы, а так же избирались виды деятельности учащихся на уроке в соответствии со спецификой их профессии.

Следует заметить, что такой подход к изучению истории не мешает формированию у обучающихся общеучебных компетенций, напротив, повышается стремление к изучению предмета и выполнению необходимых требований, поскольку такая деятельность необычна и интересна. Кроме этого, нет необходимости перестраивать рабочую программу предмета, так как при таком подходе ни одна тема не подвергается изменению.

Результаты реализации принципа профессиональной направленности на уроках истории и обществознания оказались достаточно высокими. Мастера производственного обучения отмечают положительную динамику обучения студентов на практике, особо подчеркивают то, что дополнительная отработка того или иного профессионального навыка хорошо помогает при непосредственном формировании профессиональных компетенций.

Систематизация такого подхода дает возможность педагогу легче отслеживать результаты своей деятельности и деятельности учеников.

Обучающиеся получают возможность самостоятельно контролировать свою работу, восстанавливать пробелы. Они лучше овладевают знаниями по предмету, если материал преподносится в соответствии со спецификой их профессии, и на производстве они получают более высокую оценку.

В качестве примера я хочу привести методическую разработку урока истории по теме " Аграрная реформа П.А. Столыпина. Основное содержание и этапы реализации", который проводился в группе обучающихся по профессии "Оператор почтовой связи". Моя цель - показать, как одновременно с целостным и многогранным изучением важной исторической темы, можно развивать профессиональные компетенции оператора почтовой связи. Следует добавить, что способы осуществления профессиональной направленности естественно вписываются в процесс работы на уроке и не акцентируются. На данном уроке я стремилась создать условия для формирования таких навыков, как:

1 - выполнение сортировочных работ (оператор почтовой связи работает с большим количеством входящей и исходящей документации, которую он должен уметь быстро сортировать). Средством наработки данного навыка является логический конструктор, который необходимо правильно собрать за определенный промежуток времени.

2 - ведение отчетной документации (оператор почтовой связи должен уметь грамотно и аккуратно заполнять различные бланки и формы). Средством формирования данного навыка является разработанный на основе накладной для инкассаторов бланк конспекта урока, а так же бланк извещения о доставке, где обучающиеся пишут обобщенный вывод о деятельности реформатора.

3 - грамотная, корректная и четкая формулировка ответов на вопросы (оператор почтовой связи находится в непосредственном вербальном контакте с посетителями, на вопросы которых он должен давать доступные для восприятия, правильные и грамотные ответы)

В заключении хочу добавить, что урок, представленный в данной методической разработке, является элементом продуманной и слаженной системы, которая работает в процессе преподавания предметов "История " и "Обществознание" на протяжении 10 лет.

ПЛАН УРОКА

Предмет: История

Группа: Оператор почтовой связи

Название темы УВЗ (№ УВЗ в теме) – Аграрная реформа П.А. Столыпина. Основное содержание и этапы реализации.

Форма УВЗ –урок проблемного поиска, время проведения - 90 минут

Место УВЗ в теме, межпредметные (внутрипредметные) связи – связь с предыдущим и последующими уроком в теме, связь с уроками обществознания, производственного обучения

Цели

образовательная:

- познакомиться с основными направлениями аграрной реформы П.А. Столыпина

- проанализировать суть, ход и итоги столыпинской программы аграрных преобразований на примере Ярославской, Костромской и Владимирской губерний, сделать вывод о ее значимости для государства.

воспитательная:

- воспитывать чувство патриотизма, уважение к родной истории, истории родного края;

- воспитывать интерес к получаемой профессии;

- воспитывать стремление к получению знаний и чувство ответственности за результат своей работы;

развивающая:

- формировать навык самостоятельной постановки целей своей деятельности и поиска путей их достижения;

- способствовать формированию профессиональных компетенций в соответствии квалификационной характеристикой профессии «Оператор почтовой связи»

Задачи УВЗ:

- создать содержательные и организационные условия для формирования многосторонней системы представлений об аграрной реформе П.А. Столыпина, ее целях и результатах, востребованности данного курса на современном этапе;

- способствовать осуществлению принципа профессиональной направленности урока истории;

- способствовать формированию гражданской позиции обучающихся

Показатели достижения целей: успешное решение проблемы урока; объективная оценка роли П.А. Столыпина в российской истории; заполненная в соответствии с требованиями учебная документация.

Методы контроля образовательного результата по теме занятия – текущий.

Учебный материал:

В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. В 2 частях. Часть 2

Ведущие методы, технологии (элементы технологий) реализации целей  проблемно-поисковый с элементами технологии РКМЧП.

Форма предъявления учебного материала учащимся: оформленный бланк конспекта урока и извещения о деятельности российского реформатора , презентация.

Оборудование урока – раздаточный материал (папки), атласы по истории России с древнейших времен до наших дней, бланки для заполнения, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Структура занятия:

Этапы и временные рамки

занятия

Цель этапа (ожидаемый результат)

Показатели достижения ожидаемого результата

Деятельность студентов (методы учения)

Формы организации деятельности студента

Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимся, формы контроля)

1.

Орг. момент

(3 мин)

настроить на работу

готовность к восприятию учебного материала

внимательно слушают, принимают, готовы к выполнению поставленных задач

фронтальная

проверяет готовность к уроку

2.

Актуализация знаний

(7 мин)

- установить правильность, полноту и осоз­нанность усвоения материала прошлого урока;

- устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

актуализация знаний по теме

собирают логический конструктор, участвуют во фронтальной беседе, обосновывают собственные ответы

фронтальная

проводит фронтальную беседу, проверяют результат работы по сбору логического конструктора

3. Мотивация. Формулировка темы. Постановка проблемы и путей решения.

(20 мин)-

- обеспечить мотивацию уче­ния, принятие целей урока

и понимание важности работы каждого для достижения общего результата

осмысление и формулировка темы, постановка проблемы и путей решения

воспринимают информацию, строят предположения, формулируют тему и проблему урока, определяют пути решения проблемы

фронтальная

проводит фронтальную беседу, помогает грамотно сформулировать ответы, поддерживает благоприятный микроклимат на уроке

4. Усвоение новых знаний

(30 мин)

- обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление изучаемого мате­риала;

- содействовать усвоению способов работы на уроке, которые позволили сделать соответствующие выводы

готовность к решению проблемы урока

работают по утвержденному плану, смотрят презентацию, осмысливают, изучают и анализируют исторические документы , справочную литературу, материалы СМИ, делают выводы, заполняют учебную документацию

коллективная

координирует работу, помогает в формулировке ответов, комментирует устные высказывания, выводит необходимую информацию на экран

5. Проверка понимания. Решение проблемы. Закрепление знаний

(15 мин)

- установить пра­вильность и осоз­нанность изучен­ного материала;

- обеспечить в ходе закрепления повы­шение уровня ос­мысления изучен­ного материала, глубины его пони­мания

решение проблемы урока, формулировка собственного отношения к изучаемой теме

формулируют ответ на проблемный вопрос, высказывают собственное отношение к сути изучаемой темы, заполняют извещение о деятельности российского реформатора

фронтальная, индивидуальная

выслушивает ответы, выводит информацию на экран, дополняет и конкретизирует

6.Информация о домашнем задании

(5 мин)

- обеспечить понима­ние обучающимися цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания

понимание сути домашнего задания

воспринимают и записывают информацию о домашнем задании

фронтальная

задает домашнее задание, добивается понимания его сути

7. Подведение итогов. Рефлексия

(10 мин)

- проанализировать результаты деятельности на уроке, выявить сложности и уровень удовлетворенности обучающихся собственной работой;

- дать качественную оценку работы группы и отдельных обучающихся

анализ результатов, рефлексия, выставление оценок

слушают, высказывают собственное мнение, участвуют в рефлексии

фронтальная

анализирует работу, оценивает, отмечает высокие результаты, проводит рефлексию

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка готовности к занятию.

примечание* проверяется готовность к уроку, наличие всех необходимых средств для работы - папки с документами, пустые бланки конспектов , извещений*(извещение о деятельности российского реформатора), атласов.

2. Актуализация знаний.

На прошлом уроке вами была изучена тема "Первая русская революция". Сейчас вам необходимо восстановить в памяти ее ключевые моменты.

А) задание на сортировку* учебного материала. Составление логического конструктора по теме «1 русская революция».

Задача: определить причины революции и ее итоги.

(примечание* : задания на сортировку выполняются в группе обучающихся по профессии оператор почтовой связи с целью приобретения профессиональной компетенции – скорость обработки документации; выполняется индивидуально одной обучающейся)

Б) работа с группой.

Рассуждение на тему: Почему 1 русская революция была обречена на провал?

(примечание* сбор логического конструктора и рассуждение выполняются одновременно)

В) заслушивание ответа по окончании сортировки. Подчеркивается: в ходе революции были сделаны уступки со стороны правительства – подписан Манифест 17 октября 1905г и революционные силы получили большой опыт борьбы.

3. Мотивация. Формулировка темы. Постановка проблемы и путей решения.

Вопросы преподавателя

Предполагаемые ответы обучающихся

- предположите, как дальше будет развиваться политическая ситуация в стране: угроза новой революции сохранится?

да, противники самодержавия не остановятся, «лягут на дно» и будут готовить новую революцию, анализируя свои ошибки.

- как действовать существующей власти, чтобы предотвратить новую революцию? При этом нужно помнить, что ни сила (русско-японская война), ни уступки (Манифест 17 октября) не предотвратили беспорядков?

еще один выход - нужно людей, стремящихся воевать с самодержавием, сделать его союзниками

Именно так и пытался сделать знаменитый российский реформатор П. А. Столыпин.

Преподаватель:

Каким же образом П.А. Столыпин планировал превратить большую часть врагов самодержавия в его надежную опору? Для этого нужно знать требования основной массы народа – рабочих и крестьян.

Требования рабочих – сокращенный рабочий день, повышение зарплаты, право на стачки и т.д. Они это получили, но не удовлетворены. Будут просить большего. Причина – неполная заинтересованность в результатах своего труда. Кроме того, в среднем среди рабочих и крестьян рабочих в России 20 %,а крестьян – 80%. Что просят крестьяне? Землю. Если на определенных условиях отдать им землю и объявить о свободе распоряжения ей, то люди, получив желаемое, перестанут видеть в монархии врага, а напротив, потеряют интерес к революции. Именно такой подход и стал основой преобразований, начатых П.А. Столыпиным. 

Вопросы преподавателя

Предполагаемые ответы обучающихся

1. Вы услышали слово "преобразования". Подумайте, каким синонимом можно его заменить, если речь идет о государственной политике?

2. А сейчас вспомните предмет "Обществознание". На 1 курсе вы знакомились с четырьмя сферами жизни общества. Назовите их.

3. Подумайте, какая сфера подвергалась реформированию.

4. В экономическом направлении существуют два сектора - аграрный и промышленный. Назовите тот, который должна была охватить реформа. Аргументируйте ответ.

5. Итак, мы выяснили, что собирался провести в стране П.А. Столыпин. Так же мы поняли, какой сектор экономики должен был подвергнуться изменениям. А теперь, зная автора проекта и его суть, сформулируйте тему урока.

6. Полностью наша тема звучит так: "Аграрная реформа П.А. Столыпина. Основное содержание и этапы реализации"

(преподаватель записывает тему на доске)

1. Реформы

2. Экономическая, политическая, социальная, духовная

3. Экономическая

4. Аграрный. Аграрный сектор - это сельское хозяйство. Крестьяне работают в этой отрасли. 

5. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

К Столыпину и его деятельности отношение неоднозначное. Раньше мало кто считал его великим реформатором, так как его деятельность была направлена на сохранение монархии. В советское время к нему относились крайне отрицательно.

Теперь у всех людей появилась возможность смотреть на происходившее с разных сторон, реально оценивая ситуацию.

Как же относиться к деятельности Столыпина? Из всех противоположных точек зрения можно остановиться на следующих (информация на экране):

1 – Столыпин – враг.

«…фатальная ошибка Столыпина заключалась в его непонимании реального положения России» (из мемуаров А. Керенского)

2Столыпин – спаситель Отечества.

«Его реформа, будь она доведена до конца, помогла бы избежать не только революций 1917 года, но и других страшных катаклизмов». (из интервью Н. С. Михалкова)

По результатам голосования «Имя России», проводившемся в 2008 году, имя П.А. Столыпина находится на 2 месте в рейтинговом списке и насчитывает 523 766 голосов (информация на экране)

Вопросы преподавателя

Предполагаемые ответы обучающихся

Сформулируйте проблему, которую вам придется сегодня решить.

- деятельность Столыпина – это фатальная ошибка или программа спасения России от революции?

«Деятельность Столыпина – это «фатальная ошибка» или «незавершенная программа спасения Отечества?» (проблема выносится на экран преподавателем)

Вопросы преподавателя

Предполагаемые ответы обучающихся

Что нужно знать, чтобы найти ответ на этот вопрос?

Основные этапы, называемые обучающимися, выносятся на экран

Фронтальная работа (устно) составляют план решения проблемы

1. психологический портрет (особенности характера)

2. особенности его реформы (причины, суть, ход, результаты)

3. влияние реформы на развитие России

4. современная ситуация (пользуются ли популярностью идеи Столыпина сейчас?)

Определим это как план нашего занятия. Ответив на эти вопросы, мы можем судить правильности действий П.А. Столыпина и его роли в истории России.

4. Усвоение новых знаний.

Психологический портрет.

Задача: Определить, способен ли был человек, обладающий такими качествами личности на ошибку в своей деятельности.

(примечание* смотрят презентацию, выполненную обучающейся, проводившей работу по составлению портфолио по теме «П.А. Столыпин», устно составляют перечень личных качеств, определяют, почему скорее нет, чем да, записывают в бланк должность П.А. Столыпина)

Аграрная реформа П.А.Столыпина

Задача: изучить причины, суть реформы, ход и причины неудач, заполнить опорный конспект.

(примечание* опорный конспект обучающиеся оформляют на заранее созданном бланке, в основе которого лежит накладная для инкассаторов. Схожесть опорного конспекта с накладной позволяет в процессе изучения темы развивать профессиональную компетенцию оператора почтовой связи – ведение отчетной документации)

Преподаватель:

24 августа 1906 года П.А. Столыпин опубликовал правительственную программу, состоящую из двух частей. В первой обосновывалась необходимость введения в некоторых районах страны чрезвычайного положения и военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно начать аграрную реформу.

Работа со справочным материалом «Аграрная реформа П.А. Столыпина. Теория»

Перед вами папки со справочным материалом и документами, а так же бланки опорных конспектов. Изучая материалы урока, вы будете вносить необходимую информацию в конспект. Откройте приложение 1.

(примечание* приложения собраны в папки, с которыми обучающиеся работают в течение урока)

Вопросы группе:

Вопросы преподавателя

Предполагаемые ответы обучающихся (цитаты из справочного материала)

1. С какой целью Столыпин предложил начать реформировать аграрный сектор России?

2. Какова его точка зрения на сложившуюся в России ситуацию?

Фронтальная работа. Устные ответы чередуются с заполнением бланка конспекта.

1. остановить революционное движение

2- заполняют поле "причины аграрных мероприятий"

2. в аграрном секторе кризис, экономика расшатана, революция может повториться (запись)

3. За что выступал Столыпин и другие министры?

3 - поле "главная цель реформы"

3. полная ликвидация на селе общины (запись)

4. Почему необходимо уничтожить общину?

4. нет роста крепким крестьянским хозяйствам, подвержена распространению революционных идей.

5. Что должно прийти на смену общине?

5 - поле "пути достижения цели"

5. предполагалось превратить крестьянские наделы в личную собственность, а затем сменить всю общину на хуторное хозяйство (запись)

6. Были ли эти идеи законодательно закреплены?

6 - поле "законодательные акты"

6. указ 9.11.1906г., закон 14. 06. 1911г, закон «о землеустройстве» 29. 05. 1910г. (запись)

7. Мог ли крестьянин продать землю и уехать?

8. Мог ли крестьянин заняться скотоводством с коммерческой целью?

7. да

8. да

9.Что такое отруб?

9. поле - "термины 1"

9. объединенные в один участок крестьянские полосы, закрепленные в личную собственность (запись)

 

10.Что такое хутор?

10 - поле "термины 2"

10. крестьянский участок с усадьбой (запись)

 

 

11.Чем хуторное хозяйство может помочь в борьбе с революцией и экономическим кризисом?

11. хутора удалены друг от друга, нет возможности для революционной агитации; крестьянин заинтересован в результате своего труда, т. к. это – прибыль, нет смысла свергать власть, которая открыла для него путь к обогащению.

12. Какой результат хотели видеть авторы реформы во главе со Столыпиным?

12 - поле "предполагаемый итог реформы"

12. появление в России мелких собственников, которые будут опорой власти и поднимут экономику (запись)

Итак, с принятием указа от 9 ноября 1906 года началось воплощение в жизнь Столыпинской аграрной реформы.

Работа со справочным материалом и исторической картой. «Столыпинская аграрная реформа. Практика» Приложение 2.

Продолжим работу с приложением 2 в папке и атласом на странице 35.

Вопросы учителя

Ответы учащихся (цитаты из справочного материала)

1. В каких районах страны реформа проходила особенно хорошо?

1. Западные и Северо-Западные губернии, Северный Кавказ, Заволжье и Северное Причерноморье (карта)

2. В каких районах страны замыслы Столыпина осуществлялись хуже?

2. Нечерноземные губернии (карта)

3. Как поступали наиболее предприимчивые крестьяне нечерноземной полосы?

В бланке конспекта есть поле "Перечень мер правительства по осуществлению аграрной политики". Давайте обобщим эти меры и заполним таблицу.

3. брали ссуду в Крестьянском банке и уезжали в Сибирь, открывали кооперативы.

В поле "Перечень мер по осуществлению аграрной политики" записывают пункты:

1. создание хуторов 2. создание отрубов 3. переселение в Сибирь 4. кредитование 5. кооперация

4. Можно ли считать, что создавая проект преобразований на селе, Столыпин и его министры предусмотрели варианты для всех слоев населения?

4. да (доказательство: (отвечает автор-составитель портфолио) «Когда мы пишем закон для всей страны, необходимо иметь ввиду разумных и сильных, а не пьяных и слабых»)

5. Какие причины мешали полноценному осуществлению реформы в Нечерноземье?

Обратитесь к приложению 3 «Причины торможения в процессе создания хуторов в Верхнем Поволжье»

5. Приложение 3. «Причины торможения в процессе создания хуторов в Верхнем Поволжье»

(чтение и анализ документов, заполнение бланка конспекта)

5 - заполняют поле "перечень причин отказа крестьян от хуторного хозяйства"

- малоземелье крестьян

- мало средств на обзаведение

- неприязненное отношение к хуторянам среди крестьян

- усиление революционной агитации

- крепость общины

(статистика о выходе из общины в верхнем Поволжье к 1908г. Статистические данные приводит автор-составитель портфолио.)

 

 

6. Как бы вы поступили на месте Столыпина, чтобы пресечь такие действия со стороны населения?

6. принятие мер усиленного воздействия, суды, физические наказания

Это и объясняет создание Петром Аркадьевичем военно-полевых судов. Но, помимо силовых мер воздействия, правительство предпринимало и другие шаги, более эффективные, чем наказание. Это разъяснительные работы о преимуществе такого вида хозяйства, а так же среди крестьян стала широко распространяться литература, устанавливающая правильный взгляд на правительственные мероприятия.

Работа с документами «Землеустройство в Ярославской, Костромской и Владимирской губерниях» Приложение 4.

Рассмотрим приложение 4.

Вопросы преподавателя

Ответы обучающихся (цитаты из приложения 4)

Много ли хуторов и отрубов было создано в Верхнем Поволжье к 1908 году?

Фронтальная работа (устно)

Малое количество (называют количество)

Как решались проблемы землеустройства в нашем регионе?

Поездки в места широкого распространения хуторов (анализируют документ)

 

 

Изменилось ли количество хуторов и отрубов к 1910 году и в какую сторону?

Изменилось, увеличилось (анализируют документ)

Как решались проблемы землеустройства в нашем регионе после 1910 года?

Премирование лучших хозяев (анализируют документ,)

Изменилось ли количество хуторов и отрубов к 1914 году и в какую сторону?

Изменилось, увеличилось (называют количество)

Как выглядели успешные хутора в Нечерноземье?

Очень богатые и успешные (анализируют документ)

В проведении аграрных мероприятий большая роль отводилась Крестьянскому поземельному банку, который давал кредиты на обустройство (запись в поле "Кредит на обустройство. Место получения"). Сами крестьяне считали, что попадают в полную зависимость от банка, купив у него землю. Так ли это?

Работа с документом «Роль Крестьянского банка в проведении аграрной реформы П.А. Столыпина» Приложение 5.

Вопросы преподавателя

Предположительные ответы обучающихся

Каким образом функционировал Крестьянский банк?

Фронтальная работа. Чтение и анализ документа. Ответы на вопросы (устно)

1. Цитирование документа

2. Какие обязанности появлялись у крестьян, взявших ссуду в банке?

2. Цитирование документа

3. На каких условиях была взята ссуда крестьянами д. Блинцово Даниловского уезда?

3. Цитирование документа

4. Есть ли в деятельности Крестьянского банка незаконные направления?

4. Нет, это обычная банковская система, выгодные условия.

5. Что прежде всего требовалось от крестьян, чтобы выплатить кредит?

5. Добросовестно работать

Попробуем обсудить первые результаты нашей работы по разрешению проблемы.

Вопросы преподавателя

Предположительные ответы обучающихся

Столыпин как личность

Мог ли такой человек ошибаться в выборе курса?

Все ли он продумал, прежде, чем начать воплощение реформы в жизнь?

Фронтальная работа. Устные ответы обучающихся. (*представленные ответы являются обобщенными)

нет

2 да

Реформа

1 Можно ли утверждать, что реформа была рассчитана на все категории крестьянского населения?

2 Что требовалось от крестьянина?

3 Какова основная причина того, что реформа не пошла в Центральной России?

4 Как вы считаете, еще почему процент выхода из общины по результатам статистики к 1910 году невысокий?

5 Исходя из всего названного, можно ли согласиться с высказыванием о том, что Столыпин не понимал реального положения России?

1 да

2 умение и желание работать

3 нежелание работать самостоятельно, боязнь проявлять экономическую самостоятельность, незнание условий функционирования банковской системы + усилившаяся революционная агитация

4 реформа еще только начиналась. Такие преобразования нельзя провести быстро, требуется длительное время

Доказательство: (цитата из речи Столыпина в Государственной думе; приводит автор- составитель портфолио)

«Дайте государству 20 лет спокойствия внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России!»

5 нет

Преподаватель:

Итак, мы пришли к общему выводу о том, что Столыпин не мог ошибаться и предвидел все результаты такой деятельности правительства, а так же и то, что улучшение отношения к реформе сильно пугало врагов монархии. Не случайно 12 августа 1906 года на даче Столыпина произошел страшный взрыв – теракт, в результате которого погибло 30 человек, была тяжело ранена дочь Петра Аркадьевича – Наташа. Сам он чудом остался невредим.

Кроме того, своей решительной политикой Столыпин нажил много врагов и высших кругах. Ему завидовали, и сам Николай II боялся быть затемненным на фоне яркой фигуры Петра Аркадьевича. Столыпин был нужен скорее как успокоитель, а не как реформатор.

Из-за страха перед успехом реформы, на Столыпина было совершено еще одно покушение. 1 сентября 1911 года в Киеве П.А. Столыпин был застрелен террористом Богровым. Но реформы остановить не удалось, они продолжались его соратниками.

Каковы же итоги аграрных преобразований в России?

Влияние реформы на развитие России

Работа со справочным материалом «Итоги реформы» Приложение 6.

(Обучающиеся формулируют тезисы для записи в графу конспекта «Итоги реформы»)

Преподаватель:

Мы убедились в том, что реформа несла прогресс российской экономике и стабильность российскому обществу. Дальнейшее ее проведение было остановлено в результате 1 Мировой войны.

Современная ситуация (пользуются ли популярностью идеи Столыпина сейчас?

Преподаватель:

Как сейчас относиться к Столыпинской программе? Общество уже не то. Имеют ли сейчас актуальность замыслы Столыпина? Для этого предлагаю прочитать выдержки из статьи «В новый год – с надеждой», которая была напечатана в Российской Аграрной газете. Приложение 6.

Вопросы преподавателя

Предположительные ответы обучающихся

Отрывки, к которым необходимо обратиться, пронумерованы преподавателем заранее в связи с большим размером текстовой информации

1 Прочитайте отрывок № 1. О чем в нем идет речь?

Фронтальная работа. Устный анализ статьи.

1 Нацпроект по развитию сельского хозяйства.

2 Прочитайте отрывок № 2. Объясните его смысл.

2 Изменения в лучшую сторону в сфере с/х результате внедрения нацпроекта.

3 Прочитайте отрывок № 3. В каких регионах получена наибольшая прибавка в производстве мяса? Сравните эти данные с данными карты (насколько были распространены там хутора и отруба?)

3 Белгородская обл (8,1); Липецкая обл (4,9); Пензенская обл (7,9); Московская обл (9,2); Ставропольский край (24,9) – вывод: в этих областях реформа не шла ввиду названных причин, а сейчас они в списке лидеров в области нацпроекта.

4 Прочитайте отрывок № 5. За счет чего в этих областях видны такие показатели?

4 – кредитование (Россельхозбанк) на льготных условиях,

– создание ЛПХ (личных приусадебных хозяйств) и КФХ (коллективных фермерских хозяйств).

5 Можно ли сказать, что в основе Госпрограммы по развитию сельского хозяйства имеют место замыслы Столыпина?

5 Да, направления, указанные в программе Столыпина с успехом осуществляются в Российской Федерации.

6 Почему сейчас они актуальны?

6 В стране свобода предпринимательства, люди проявляют желание работать и получать доход, нет революционных настроений и т.д.

Данные факты позволяют нам судить о востребованности замыслов Столыпина на сегодняшний момент.

5. Проверка понимания. Решение проблемы. Закрепление.

Итак, мы ответили на все запланированные вопросы.

Вопросы преподавателя

Предположительные ответы и деятельность обучающихся

1 Что было бы, если бы план Столыпина был доведен до конца?

Вернемся к проблеме:

«Деятельность Столыпина – это «фатальная ошибка» или «незавершенный план спасения Отечества?» Аргументируйте свой ответ.

Преподаватель удаляет на экране слова "фатальная ошибка"

Фронтальная работа. Устные ответы.

1 удалось бы избежать революции, создать крепкую экономику, сохранить монархию и т.д.

Заслушивание аргументированных ответов обучающихся.

В бланке вычеркивают графу "Фатальная ошибка".

2 Перед вами извещение о деятельности российского реформатора. Вам необходимо высказать собственное мнение о работе П.А. Столыпина и его роли в истории России. Не забудьте заполнить все регистрационные поля.

Завершив работу с извещением, внесите в бланк конспекта недостающую информацию и заполните регистрационные поля.

2 Заполняют извещение о деятельности российского реформатора.

По окончании работы заполняют регистрационные поля бланка конспекта и указывают годы проведения реформы

6. Информация о домашнем задании.

Дома вы еще раз осмыслите сегодняшнюю тему, в этом вам поможет параграф 74 нашего учебника. Окончательно разобравшись в своем отношении к П.А. Столыпину и его роли в истории России, изложите свои мысли в виде свободного письма, на обратной стороне конспекта, в поле «Для письменного сообщения». Темой письма будет "Мое отношение к роли П.А.Столыпина в истории"

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Преподаватель:

Я благодарю всех за серьезную и продуктивную работу. Сегодня вы попробовали себя в работе исследователей, решающих очень важную проблему. От того, как вы ее решили зависит , насколько высоко мы сможем оценить деятельность величайшего человека ушедшей эпохи П.А. Столыпина. У каждого в процессе урока сформировалось собственное мнение. В заключении хочу добавить: будучи смертельно ранен, падая без чувств в здании Киевского театра, П.А. Столыпин повернулся не к жене, не к детям, а к царской ложе и перекрестил ее. Почему он так поступил – можно догадаться.

А теперь вернемся к результатам голосования «Имя России».

- Заслуженно ли Столыпин получил такую оценку? (мнения)

(После заслушивания мнений, преподаватель выставляет оценки за работу на уроке наиболее активным обучающимся. Оповещает, что работа каждого будет оценена после проверки письменного задания)

Сейчас я прошу подумать, что дал вам сегодняшний урок, какие чувства он у вас вызвал, насколько хорошо вы сегодня поработали. Заполните бланки рефлексии.

(по окончании рефлексии преподаватель прощается с обучающимися и желает успеха в выполнении домашнего задания)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  Учебники

    1. В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для студентов среднего профессионального образования  в 2 частях. Ч. 2 - М.: Издательский центр "Академия", 2015 - 304 с.
    2. В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков.  История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студентов среднего профессионального образования - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 360 с.
                                                       Литература
    1. Б.Г. Федоров. Петр Столыпин. "Я верю в Россию" (комплект из 2 книг) - "Эксмо", 2012

2. «Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине».: Воспоминания. Мемуары/ М.П. Бок – Мн.: Харвест, 2004

3. Н.В. Волков.  Крестьянское движение в Верхнем Поволжье (1905 -1917 гг) – Учебно-методическая разработка для студентов. – Кострома, 1990г. с.35-55
 
4. Эдуард Володарский. Столыпин. Невыученные уроки. - "Амфора", 2006
 
5. Теория и практика общественного развития: журнал/ С.В. Дармодехин. П.А.Столыпин. Тяжкий путь к прогрессу/ статья, № 8, 2011 г.
 
6. Краеведческие записки: сборник/ Костромской объединенный историко – архитектурный музей – заповедник. – Кострома: издательская фирма «Костромские ведомости», 1993, выпуск 5. с. 41-47

7. Материалы электронной энциклопедии «Энциклопедия замечательных людей и идей» - Аграрная реформа П.А.Столыпина

 

Интернет ресурсы

  1. http://svpressa.ru/society/article/46496/
  2. http://edinros64.narod.ru/news/2011-09-14-139
  3. http://www.center-bereg.ru/l638.html
  4. http://www.allistoria.ru/allis-312-1.html
  5. http://www.historichka.ru/works/revolucii_1905-1907/


Здесь будет файл: /data/edu/files/p1459674426.docx (приложение 1. Аграрная реформа. Теория)
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1459674456.docx (приложение 2. Аграрная реформа. Практика)
Здесь будет файл: /data/edu/files/p1459674488.docx (приложение 3. Причины торможения в процессе создания хуторов)
Здесь будет файл: /data/edu/files/c1459685107.docx (приложение 4. Землеустройство в Верхнем Поволжье 1910 -1914 )
Здесь будет файл: /data/edu/files/e1459685167.docx (приложение 5. Роль Крестьянского банка)
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1459751605.docx (приложение 6. Итоги аграрных преобразований в России )
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1459685286.docx (приложение 7. Бланк конспекта и извещение о реформаторе)
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1459685341.docx (приложение 8. Логический конструктор "1 русская революция")
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1459685371.docx (приложение 9. Рефлексия)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1460123134.jpg (1113x1226)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Понравился ваш логический конструктор и опорный конспект. Надо взять на вооружение.

4 May 2016

Лучшая работа!

9 May 2016

Большое спасибо, коллеги!

18 May 2016

Марина Евгеньевна хорошая работа .С уважением Сергей Борисович kontur2012.s@yandex.ru

28 December 2016