Открытый урок по математике в 7 классе «Вынесение общего множителя за скобки»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3
Унечского района Брянской области
Открытый урок по математике
в 7 класс
Вынесение общего множителя за скобки
Учитель математики
первой квалификационной категории
Соколова Ирина Александровна
Вынесение общего множителя за скобки
Тип урока : урок объяснения нового материала ,с элементами проблемного урока
Оборудование: компьютер , тесты, дидактический материал, презентация к уроку
Цели:
Познавательная – рассмотреть понятия разложения многочлена на множители и вынесения общего множителя за скобки, составить схему и выработать алгоритм вынесения общего множителя за скобки научить применять эти понятия при выполнении упражнений.
Развивающая – развитие мышления, речи, памяти, умение выделить главное, оценивать значения.
Воспитывающая– воспитание общей культуры, активности, самостоятельности, умение общаться.
План урока:
Мативация к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Тест.
Взаимопроверка.
Устная работа. (Выявление места и причины затруднения.)
Построение проекта выхода из затруднения.
Первичное закрепление.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия.
Домашнее задание.
1.Начало урока- Мативация к учебной деятельности (СЛАЙД 4)
Посмотрите, всё ль в порядке
Книжка, ручки и тетрадки
Прозвенит сейчас звонок
Начинается урок.
-Учитель : наш урок я хочу начать с высказывания : (СЛАЙД 5)
Эпиграф
Три пути ведут к заданию:
путь размышления – это путь самый благоприятный,
путь подражания – это путь самый легкий
и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций
-Учитель: скажите , как вы понимаете эти слова?
2.Актуализация знаний
1. Проверка д/з.( СЛАЙД 6) Тестирование (у ч-ся работают с тестами)
2.Ответы(взаимопроверка) ( СЛАЙД 7)
№1. Разложение многочлена на множители - это представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов
№2. 1)Г. 2)Б. 3)В.
№3. 4,5
3.Устная работа (СЛАЙД 8)
Ну-ка , в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет ! Мы проверим это дело
Только силой ума и души!
( СЛАЙД 8)
№1. Назовите коэффициенты многочлена:
а) 2а+6у;
б) а³+а²;
в) 4а³+6а² ;
г) 12ав- 18а²в³с
( СЛАЙД 9)
№2. Найдете:
НОД (15;18), НОД (11;32), НОД (а³; а), НОД (а²; в)
№3.Раскройте скобки:
а)(5х+2)*7; б)(-8)*(х-3); в)2а²*(а-в)
Учитель:
-какое свойство умножения выражает правило умножения суммы на число?
-какое свойство мы использовали?
Учащиеся : распределительное
№4. Вычислите:
а)6*52; б)198*4.
Учитель: – какой способ использовали для быстрого вычисления?
СЛАЙД 10
Выявление места и причины затруднения.
№5. Найдите значение выражения:
а)0,2*7 + 0,8*7; -какими способами можно найти значение выражение?
б)0,36*а + а*0,04 при а=5
3. Построение проекта из затруднения:
Учитель:
- В чем заключается рациональность способы вычисления?
Уч-ся: вынесение одинакового числа ( множителя) за скобки.
Учитель: - как вы думаете чем мы займемся сегодня на уроке?
Уч-ся: выдвигают свои цели.
Учитель: - Всегда ли можно вынести множитель за скобки?
Уч-ся: Нет.
Учитель: - как называют такие задания?
Уч-ся: не корректные.
Учитель: - приведите примеры…..
- попробуем составить схему вынесения общего множителя за скобки.
- обратимся к заданию:
0,2*7+0,8*7=7(0,2+0,8)
Уч-ся: А*С + В*С = С * (А + В)
4.Первичное закрепление.
Учитель: - Рассмотрим примеры:
СЛАЙД 11
Разложите многочлен на множители:
а) 2а+6у; -что вынесли за скобки (НОД (2,6)=2)
б) а³ + а²; - что вынесли за скобки ( переменную с меньшей степенью - а² )
в) 4а³+6а² ; - что вынесли за скобки (вынесем НОД и наименьшая степень - 2 а² )
г) 12ав - 18а²в³с; - что вынесли за скобки(вынесем НОД и переменные с наименьшей степенью - 6авс)
д) 5а - 10а³ + 15а5 . - что вынесли за скобки (5а)
Учитель: - Попробуем выработать алгоритм отыскивания общего множителя нескольких одночленов.
Алгоритм отыскания общего множителя нескольких одночленов
СЛАЙД 12
Первичное закреплении с комментированием во внешней речи
СЛАЙД 13
Пример 1. Разложить на множители 6n3+3n2+12n.
СЛАЙД 14
Пример 2. Разложить на множители а4x4+x2a2+a4
5.Физкультминутка (слайд 15)
На ответ ДА- встаем , на ответ НЕТ -садимся.
- Многочленом называется сумма одночленов (Да).
- 30 = 3 (Нет).
- Наибольшим общим множителем многочлена 20ав+16в2 является 4в (Да).
- Наибольшим общим множителем многочлена 8ху+2ху2 является ху (Нет).
- 23=6 (Нет).
-1,25ав*0,8=ав (Да).
6.Самостоятельная работа, самопроверка по эталону:
( слайд 16)
№1. Проверьте с помощью умножения, правильно ли выполнено разложение:
12а²в+9ав²=3ав(4а+3в)
№2. Закончите разложение многочлена на множители:
а) 5ах -30ау= 5а(…..);
б) х-5х³-х²=х²(…..).
№3. Разложите на множители:
а) 5х+5у; в)а²+ав;
б)ах-ау; г)3х³-6х².
Самопроверка ( слайд 17)
№1. Проверьте с помощью умножения, правильно ли выполнено разложение:
3ав(4а+3в)=12а²в+9ав²
№2. Закончите разложение многочлена на множители:
а) 5ах -30ау= 5а(х-6у);
б) х-5х³-х²=х²(х²-5х-1).
№3. Разложите на множители:
а) 5х+5у=5(х+у); в)а²+ав=а(а+в);
б)ах-ау=а(х-у); г)3х³-6х²=3х²(х-2).
7.Включение в систему знаний и повторение:
Молодцы ребята!
Вы справились с заданиями
И блеснули знаниями
А волшебный ключ к ученью:
Упорство и терпенье,
Чтобы все вам не забыть
Лучше вспомнить, повторить.
Повторенье- мать ученья, так уж говорится,
И для условия лучше повториться.
Работа в паре: ( слайд 18)
№1. Какие одночлены надо поставить вместо звёздочек, чтобы получить верные равенства:
* (4в²-7в+8)=28в³-49в²+56в
* (3у²+8у-7)=36у5+ * + * .
Самостоятельно на месте, по одному человеку на обратной стороне доски, сильные учащиеся – задания под чертой учебника
( слайд19)
№2. Решить уравнение:
Учебник №967(а; б) – 1 вариант
№967(в; г) – 2 вариант
( взаимопроверка).
Учитель: - каким способом вы воспользовались?
Уч-ся:- разложением многочлена на множители( вынесение общего множителя за скобки)
Учитель: -Поднимите руки, у кого возникли затруднения?
слайд 20
При решении уравнений, в вычислениях бывает удобно заменить многочлен произведением нескольких многочленов. Такое представление называют разложением многочлена на множители.
(слайд21) Работа с сильными учащимися.
Пример 3.
Решить уравнение
12x2 +3x=0.
Вынесем за скобки 3х. Получим 3х(4х+1)=0. Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю.
3х=0 или 4х+1=0. Решаем эти уравнения
и находим х=0 или х= -0,5
Ответ: 0 и -0,5.
Самостоятельная работа( слайд 22)
№3. ДМ Л. И. Звавич:
С – 32 №2(1-а;2-а;3-а)
Пример 4.(слайд23)
Представить в виде произведения сумму:
4а2(х-3у)+с(х-3у).
В этой сумме каждое слагаемое содержит множитель х-3у. Этот множитель вынесем за скобки :
4а2(х-3у)+с(х-3у)=(х-3у)(4аа+с).
8.Рефлексия:
Что нового узнали на уроке?
Что можно взять на будущее?
В чем испытывали затруднение?
Продолжи фразу « Я не просто провел время, потому что…..»
Как вы думаете, все ли задания мы рассмотрели?
СЛАЙД 24
Основные результаты
Мы ввели новое (для вас) понятие математического языка:
разложение многочлена на множители.
Вы познакомились с приемом разложения многочлена на множители:
вынесение общего множителя за скобки.
9.Домашнее задание.
Вот закончился урок,
подведем сейчас итог,
Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правило мы повторили
Задачи, находя решенье,
Развивают мышленье,
Память и вниманье,
Закрепляли знания.
А теперь, внимание,
Домашнее задание:
Д/З ПО УРАВНЯМ:
1 – 953(а; б), 955(в; г) 2 – 960(а; б), 961(а; б) 3 – 960(в; г), 974(а)
Не вызовет оно проблем,
Решенье ход известен всем.
Урок закончен, друзья,
До скорого свиданья.
Итог урока.
Кузина Елена Григорьевна