Открытый урок математики «Закрепление изученных приемов сложения и вычитания в пределах 100» (2 класс)
Технологическая карта урока
Нусс Татьяна Владимировна
Класс 2
УМК «Школа России» Моро М.И., Волкова С.И., М.А. Степанова С.В., «Математика» 2класс 1часть, М. Просвещение, 2012г.
Предмет математика
Тема «Закрепление изученных приемов сложения и вычитания в пределах 100».
Тип урока: отработки умений и рефлексии
Место и роль урока в изучаемой теме: урок расположен в разделе «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100». Отработка умений и рефлексии
Цели урока:
Образовательно – развивающие цели:
-
Применение опорных понятий: сложение, вычитание, понятие «сравнить», задача, треугольник, четырехугольник, единицы длины, состав двузначных чисел.
Развитие универсальных учебных действий:
а) познавательных (анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), построение логической цепи рассуждений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; формулирование проблемы);
b) регулятивных (определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка);
c) коммуникативных (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации);
d) личностных (личностное самоопределение, нравственно- этическое оценивание).
1.3. Развитие предметных умений: выполнять изученные приемы сложения и вычитания в пределах 100 ; сравнивать фигуры и находить «лишнюю» разными способами; составлять краткую запись и решать задачу.
II. Воспитательная цель: Воспитывать усидчивость, уверенность при выполнении заданий, ответственность, любознательность, аккуратность в выполнении работы.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
- закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов (письменные приемы сложения и вычитания из круглых десятков, двузначных чисел с записью вычислений в столбик, задачи разными способами); - совершенствовать вычислительные навыки. |
- постановка темы и учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено; -планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; -прогнозирование результата деятельности; -формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. |
-формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации; - рефлексия способов действий и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами математики, родного языка. |
-осознание алгоритма учебного действия; -способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности; - уметь работать в заданном темпе; - принимать учебные цели, проявлять желание учиться. - признавать собственные ошибки. -сопоставлять собственную оценку своей деятельности с заявленной оценкой.
|
Ход урока
№ |
Название этапа урока
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 |
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности |
1.Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность 2. Актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности 3. Установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий |
Фронтальная работа |
-Здравствуйте, ребята! Прошу садиться. Долгожданный дан звонок, Начинается урок Каждый день, всегда, везде На уроке и в труде Смело, четко говорим И тихонечко сидим. - Итак, начинаем наш урок. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - А сейчас каждый сделает заявку на оценку. Запишите эту оценку на полях тетради. Для того, чтобы добиться своей цели у нас сегодня следующая заявка на оценку (сообщение заявки) Заявка на оценку. «5» - 23 и больше «4» - 14 -22 б «3» - 7 – 13 б - Ребята, у нас на уроке присутствует эксперт. Он будет наблюдать за вами. Самый активный ученик в конце урока получит дополнительно балл. |
Настраиваются на работу и ее положительный результат. Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия Учащиеся записывают число, классная работа Учащиеся делают заявку на оценку, т.е. записывают на полях ту оценку, которую бы хотели получить за урок. |
Настроились на урок, организовали себя на сотрудничество Записали число и классная работа |
Учащиеся готовы к уроку Учащимися сделана заявка на оценку |
2 |
Этап актуализации и пробного учебного действия |
1.Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися 2. Активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы 3. Организовать мотивирование |
Фронтальная работа |
- На протяжении нескольких уроков мы изучали различные виды решения примеров на сложение и вычитание в пределах 100. - Как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока? - Помогать – закреплять нам сегодня будут наши любимые сказочные герои. А кто, сейчас вам предстоит узнать, решая примеры. (Учитель показывает слайд со сказочными героями) - А теперь, ребята, давайте назовем цели урока. Какие умения мы будем закреплять. |
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи. Регулятивные УУД: постановка темы и целей урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся на предыдущих уроках Учащиеся называют тему урока «Закрепление изученных приемов сложения и вычитания в пределах 100» Учащиеся решают примеры, и появляется сказочный герой с этапами урока. Учащиеся смотрят на этапы урока и называют задачи: 1.Закрепить умение решать задачи в два действия 2.Закрепить умение сравнивать единицы длины и числовые выражения 3.Закрепить умение решать примеры изученных видов 4.Закрепить умение работать над составом двузначных чисел. 5. Закрепить умение работать с геометрическим материалом |
По 1 баллу за каждую правильную версию задачи и темы урока |
Сформулирована учащимися тема и задачи урока |
3 |
Этап включения в систему знаний и повторения «Устный счет с Карлсоном» |
Выполнить задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой |
Фронтальная работа |
1 задание - Посмотрите на 1 задание Карлсона. Перед вами геометрические фигуры. Вам предстоит найти лишнюю фигуру и объяснить, почему именно эта фигура является «лишней». - Ребята, давайте зададим вопрос – понятие к фигуре треугольник - А теперь давайте другим способом найдем «лишнюю» фигуру и обоснуем свой ответ - Ребята, давайте зададим вопрос – понятие к фигуре четырехугольник. 2 задание - Сейчас выполним второе задание Карлсона. Найдите недостающее звено в цепи. 3 задание - Выполняем третье задание Карлсона. Заполняем домики «числами - жильцами», но так, чтобы сумма в первом домике была равна 14, а во втором – 16. |
Познавательные УУД: переработка полученной информации Коммуникативные УУД: сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают полученные результаты, корректно сообщают товарищу об ошибках Учащиеся находят «лишнюю» фигуру первым способом и обосновывают свой ответ (1 способ – «лишней» фигурой является треугольник, потому что он один среди четырехугольников. Учащиеся задают вопрос – понятие: «Что такое «треугольник»? Другой учащийся отвечает: «Треугольник – это геометрическая фигура, у которой три угла» 2 способ - «лишней» фигурой является розовый четырехугольник, потому что все остальные фигуры голубые) Учащиеся задают вопрос – понятие: «Что такое «четырехугольник»? Другой учащийся отвечает: «Четырехугольник – это геометрическая фигура у которой четыре угла» Учащиеся отвечают: «Недостающее звено под №2, потому что после синего кружка должна быть следующая последовательность фигур - зеленый ромб, синий и зеленый кружки» Учащиеся называют недостающие числа, т.е. работают над составом чисел 14 и 16 |
За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл. За обоснование ответа еще получает 1 балл |
Выявлены проблемы в знаниях по изученному материалу. Сделаны выводы |
4 |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону «Единицы длины с Львенком и Черепахой» |
Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть учащихся к осознанию необходимости в закреплении изученного материала Развивать умения обобщать и делать выводы. |
Фронтальная работа |
- А теперь, мы повторим единицы длины с Львенком и Черепахой. - Посмотрите на слайд и сравните единицы длины 12 мм … 2 см 76 см … 67 см 1м … 59 см |
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные УУД: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий Учащиеся сравнивают единицы длины, обосновывая свой ответ: 12 мм < 2 см 76 см > 67 см 1м > 59 см |
За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл. За обоснование ответа еще получает 1 балл Учащиеся сравнили единицы длины |
Учащиеся выполнили задания от сказочных героев |
5 |
Физминутка с Буратино |
Снять умственное и физическое напряжение |
Коллективная работа |
Учитель проводит физминутку под музыку |
Учащиеся смотрят на учителя и выполняют упражнения под музыку из кинофильма «Приключения Буратино» |
Учащиеся выполнили физические упражнения |
Учащиеся отдохнули и готовы работать дальше |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (продолжение) «Задачка от Крокодила Гены и Чебурашки» |
Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть учащихся к осознанию необходимости в закреплении изученного материала. Развивать умения обобщать и делать выводы. |
Индивидуальная работа Групповая работа Фронтальная работа |
- А теперь, ребята, нам предстоит решить задачку. Найдите ее в учебнике и прочитайте. - Составьте краткую запись к задаче, и решить ее. А) индивидуальный труд В) простая кооперация С) Сложная кооперация: представитель от группы выступает Учитель показывает слайд с решением задачи |
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные УУД: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий Учащиеся находят в учебнике задачу и читают ее. Учащиеся самостоятельно составляют краткую запись и решают задачу на черновиках: Маша – 9 ж. ? Алёша - ?, на 3 больше
1) 9 + 3= 12 (ж.) – сложил Алёша. 2) 9 + 12= 21 (ж.) – всего они сделали. Ответ: 21 журавлик Проверяют и обсуждают в группе решение задачи Выступление одного учащегося от группы Учащиеся сравнивают решение и записывают задачу в тетрадях |
За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл. За обоснование ответа еще получает 1 балл Учащиеся нашли в учебнике задачу, прочитали ее. Учащиеся самостоятельно составили краткую запись Учащиеся самостоятельно записали решение задачи Учащиеся проверили решение задачи в группе Один учащийся из группы выступил Учащиеся сравнили свое решение задачи с правильным решением на слайде |
Решение учащимися задачи |
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (продолжение)
«Задания от Копатыча и Нюши» |
Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в закреплении изученного материала |
Индивидуальный труд Фронтальная работа Индивидуальный труд Фронтальная работа |
- А теперь, ребята мы выполним задания от Копатыча и Нюши - Посмотрите на карточку №1. Вы видите два числовых выражения: 50 - 20 * 39 54 + (13 – 7) * 55 - Вам нужно сравнить. Что значит, сравнить? - Работаем самостоятельно по карточке №1 50 - 20 * 39 54 + (13 – 7) * 55 А) индивидуальный труд В) фронтальная работа - Посмотрите на карточку №2. Вы видите примеры изученных видов в пределах 100. 75+20= 90-3= 80+11= 60-7= 45-7= 83-40=
- Решите примеры самостоятельно. А) индивидуальный труд - А теперь давайте проверим ваше решение В) фронтальная проверка
- Теперь посмотрите на экран и сравните свои результаты с результатами на экране |
Учащиеся отвечают: «Сравнить, значит поставить знак «больше», «меньше» или «равно» между левой и правой частями» Учащиеся самостоятельно сравнивают выражения: 50 - 20 < 39 54 + (13 – 7) > 55 Учащиеся по очереди вслух отвечают, обосновывая свой ответ Учащиеся видят примеры на карточке №2 Учащиеся самостоятельно решают примеры 75+20=95 90-3=87 80+11= 91 60-7=53 45-7=38 83-40=43 Учащиеся читают выражение и называют его значение, обосновывая свой ответ, т.е. рассказывают, как решили пример, раскладывая одно из слагаемых. Учащиеся смотрят на экран и сравнивают результаты. |
За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл. За обоснование ответа еще получают 1 балл Учащиеся рассмотрели карточку №1 Учащиеся самостоятельно на карточках сравнили выражения Учащиеся ответили Учащиеся посмотрели на карточку №2 Учащиеся самостоятельно решили примеры Учащиеся сравнили свои результаты с правильными результатами на слайде |
Решение проблемной ситуации с полученными заданиями |
|
6 |
Этап рефлексии деятельности на уроке с котом Леопольдом |
1.Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения/настроения. Анализ учащимися проделанной работы 2 Фиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности |
Фронтальная работа |
- Итак, вернемся к задачам урока (слайд) - Все ли задачи урока мы выполнили? - Что было трудным для вас? Почему? - Над чем хотелось бы поработать? - А теперь послушаем эксперта, который наблюдал за вашей работой весь урок. Сейчас самый активный ученик получит дополнительный балл. - Подсчитайте набранные за урок баллы, запишите на полях и поставьте себе оценку. Сравните заявленную и заработанную оценки. - Поднимите руку те, кто получил запланированную в начале урока оценку. - Кто получил выше запланированной оценки? А кто наоборот, ниже запланированной? - Почему некоторые из вас не достигли желаемой оценки? Чего не хватило? |
Учащиеся смотрят на экран Учащиеся повторно просматривают задачи урока и делают вывод. Учащиеся отвечают: - Да, мы выполнили все задачи урока. Закрепили все запланированные на урок умения. Учащиеся отвечают, что для них было трудным на уроке, обосновывая свой ответ. Учащиеся слушают эксперта, и один из них дописывает себе 1 балл Учащиеся подсчитывают баллы и выставляют оценку. Затем сравнивают заявленную и заработанную оценки. Учащиеся поднимают руки. Учащиеся называют причины. |
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Учащиеся повторили задачи урока Учащиеся сказали, что для них было трудным на уроке и почему Учащиеся послушали эксперта. Один из учащихся дописал себе 1 балл за активную работу Учащиеся подсчитали набранные баллы и сравнили заявленную оценку с заработанной. Учащиеся подняли руки Некоторые учащиеся, не достигнувшие желаемой оценки, называют причины |
Учащиеся мобилизованы на рефлексию и анализ работы |
7 |
Этап домашнего задания |
Дать домашнее задание учащимся |
Индивидуальная работа |
Учитель говорит детям домашнее задание: «Придумайте задачу на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц» |
Ребята записывают домашнее задание |
Учащиеся мобилизованы на получение домашнего задания |