Открытый урок по МДК 01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
Конспект открытого урока по МДК 01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
" Организация и проведение корригирующей гимнастики после дневного сна с детьми дошкольного возраста"
1. Самоопределение к деятельности.
-Добрый день, рада всех Вас сегодня видеть. Сегодня наш урок мне хотелось бы начать с высказывания выдающегося педагога, внёсшего большой вклад в развитие теории физического воспитания Петра Францевича Лесгафта. Он отмечал, что преподаватели должны не только направлять и регулировать учебный процесс, но и быть примером для воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью, заниматься своим телом и производить своей внешностью благоприятное впечатление. Также П.Ф. Лесгафт говорил: "Учитель физкультуры должен владеть словом много лучше учителя словесности".
-Согласны ли вы с этим высказыванием, обоснуйте свою точку зрения? (Студенты высказывают свои предположения)
2.Актуализация знаний.
- На теоретическом занятии мы с вами рассматривали методы обучения детей дошкольного возраста движениям. Давайте вспомним их. (наглядные, словесные, практические). Приведите примеры.
Какие на ваш взгляд методы и методические приёмы являются наиболее эффективными (Все методы играют важную роль в формировании двигательных навыков и должны применяться в комплексе)
- А сейчас ответьте мне на вопрос: что такое корригирующая гимнастика?
(разновидность лечебно-оздоровительной гимнастики, представляющая собой систему специальных физических упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника, оказывает общеукрепляющее действие на организм)
- Какие задачи решаются в ходе гимнастики после дневного сна?
- Какова структура гимнастики после дневного сна?
- Почему мы включаем корригирующие упражнения в комплексы гимнастики после дневного сна?
- Сколько должно быть таких упражнений? (Зависит от возраста детей, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности
3.Создание проблемной ситуации.
Сейчас я раздам вам комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и коррекцию уплощения свода стопы. (Приложение 1)
Изучите внимательно эти упражнения, как вы думаете для всех ли возрастных групп подходят данные упражнения?
Как нам узнать для какой возрастной группы данные упражнения? (соотнести с программными требованиями)
Возьмите, пожалуйста программу «От рождения до школы» и с ее помощью определите для детей какой возрастной группы предназначены упражнения в предложенном комплексе, и соответственно, сколько упражнений мы можем включить в комплекс гимнастики после дневного сна (старший дошкольный возраст, 7 упражнений по коррекции нарушений осанки и 5 упражнений по профилактике плоскостопия
4. Постановка темы и определение учебных задач. Определение формируемых ОК и ПК.
-Мы с вами переходим к практической части нашего урока.
-Предположите, чем мы с вами будем заниматься?
-Какие задачи перед собой поставим?
-На каждом уроке мы с вами формируем общие и профессиональные компетенции. Обратите внимание на Приложение 2 и отметьте те общие и профессиональные компетенции, которые по Вашему мнению будем формировать сегодня на уроке? Назовите их.
5. Организация и проведение корригирующей гимнастики после дневного сна с детьми дошкольного возраста
Сейчас мы разобьёмся на группы по 4 человека и приступим непосредственно к выполнению задания.
Работа в группах.
Я попрошу вас отобрать упражнения из предложенного преподавателем комплекса упражнений по оздоровительной гимнастике и составить свой конспект гимнастики после дневного сна. Напоминаю, мы включаем в него 7 упражнений по коррекции нарушений осанки и 5 упражнений по коррекции уплощения стопы из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа на спине, лёжа на животе и т.д. Далее в своих подгруппах вы определяете, кто будет «воспитателем» и проводить гимнастику, а кто выполнять роль детей дошкольного возраста.
Задачи для «воспитателя»:
провести гимнастику после дневного сна с 3 детьми дошкольного возраста – «студентами-волонтёрами», подготовив для этого всё необходимое;
научить «ребёнка» правильному выполнению этих упражнений путём показа;
следить за выполнением движений «ребёнком» с полной амплитудой;
использовать в процессе «обучения» чёткую, громкую, выразительную речь.
Студенты поочерёдно в группах демонстрируют организацию и проведение гимнастики после дневного сна.
Требования к результатам работы: гимнастика после дневного сна, включающая в себя корригирующие упражнения, проведена на занятии.
Форма контроля: наблюдение за проведением комплексов гимнастики после дневного сна, составленных студентами на занятии, оценка деятельности.
Критерии оценки:
Отметка 5 (отлично) – комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки и стопы для детей дошкольного возраста содержит 7 и 5 упражнений из разных исходных положений (стоя, сидя, лёжа на спине, лёжа на животе, лёжа на разных боках); проведён методически правильно; «ребёнок» обучался по показу «воспитателя»; «воспитатель» следил за выполнением движений «ребёнком» с полной амплитудой; в процессе обучения использовалась чёткая, достаточно громкая, выразительная речь.
Отметка 4 (хорошо) – комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки и стопы для детей дошкольного возраста содержит 7 и 5 упражнений из разных исходных положений (стоя, сидя, лёжа на спине, лёжа на животе, лёжа на разных боках); проведён методически правильно, но с небольшими неточностями; «ребёнок» обучался по показу «воспитателя»; «воспитатель» следил за выполнением движений «ребёнком» с полной амплитудой; в процессе обучения использовалась чёткая, достаточно громкая, выразительная речь.
Отметка 3 (удовлетворительно) – комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки и стопы для детей дошкольного возраста содержит менее 7 и 5 упражнений; не из всех исходных положений; проведён с методическими ошибками; «воспитатель» не достаточно следил за выполнением движений «ребёнком» с полной амплитудой; в процессе обучения использовалась не достаточно чёткая, не достаточно громкая, не достаточно выразительная речь.
Отметка 2 (неудовлетворительно) – комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки и стопы для детей дошкольного возраста содержит менее 5 и 4 упражнений; не из всех исходных положений; проведён с методическими ошибками; «ребёнок» не обучался по показу «воспитателя»; «воспитатель» не следил за выполнением движений «ребёнком» с полной амплитудой; в процессе обучения использовалась нечёткая, негромкая, невыразительная речь.
6. Обобщение и систематизация полученных знаний (умений).
Дать самооценку выполненного задания.
Обсудить результаты, выслушать предложения по коррекции процесса физического воспитания, получить отметку, сравнить с самооценкой.
7. Подведение итогов урока.
-А сейчас вернемся к Приложению 2.
-Удалось ли вам получить те знания и умения, которые в начале урока Вам были не известны?
-Что нового узнали?
-Было ли задание интересным?
-Что было самым трудным?
-Как вы оцениваете работу своей группы? (Один участник высказывается).
-Пригодятся ли Вам знания и умения полученные на уроке в Вашей профессиональной деятельности?
Домашнее задание: подготовить и разработать конспект гимнастики после дневного сна для детей закреплённой группы.
Спасибо за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплекс упражнений
И.п.: сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.
1. «Здравствуйте – до свидания». Совершать движения стопами от себя – на себя. (5-6 раз.)
2. «Поклонились». Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8-10 раз.)
3. «Большой палец поссорился со своими братьями». Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. (3-4 раза.) Если не получается, можно помочь руками.
4. «Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)
5. «Пяточки поссорились, помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)
6. «Гусеница пошла гулять». Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы. (2-3 раза).
7. «Кружки». Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу. (5-6 раз.)
И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.
8. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8-10 раз каждой стопой.)
8а. «Перенеси мяч ногами». Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4-6 раз.)
8б. «Покажи ёжику солнце». Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счёт 1-3, опустить. (8-10 раз.)
9. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз.)
10. «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3-4 раза.)
10а. «Спрячь ленточку в домик». Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.
И.п.: сидя на стуле.
11. «Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, Г, К, Л, П.)
И.п.: стоя.
12. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).
13. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
14. «Мишка косолапый». Ходьба на внешней стороне стопы.
15. «Отправляемся в поход». Ходьба с выполнением различных движений, например «как цапля»: высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:
Я цапля, цапля, цапля.
Хожу, хожу, хожу.
На всех подружек сверху
Смотрю, смотрю, смотрю.
16. «Шагаем по канату». Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.
И.п.: сидя на коврике.
17. «Султан». Сесть «по-турецки» (ноги крест-накрест, наружные края стоп опираются о пол), приговаривая:
Я султан, я султан,
Посмотри на мой кафтан.
Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.
18. Ходьба по массажной дорожке:
а) по ребристой поверхности с узкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;
б) по мягкой поверхности – прыгать на носках;
в) по колючей поверхности – переступать с пятки на носок;
г) по ребристой поверхности с широкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке.
19. Ходьба по гимнастическому бревну (высота от пола 5см).
20. Ходьба по ребристой деревянной поверхности.
21. Ходьба по мягкому модулю («гусенице»).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты освоения профессионального модуля
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие |
ПК 1.2. | Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом |
ПК 1.3. | Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима |
ПК 1.4. | Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии |
ПК 5.1. | Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников |
ПК 5.2. | Создавать в группе предметно-развивающую среду |
ПК 5.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов |
ПК 5.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений |
ПК 5.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм |