12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Моисеева Наталья Александровна2446
Люблю свою работу)
Россия, Алтайский край


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Быстроистокская общеобразовательная средняя школа»










Конспект открытого урока по обществознанию для 8 класса

на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"



Автор: Моисеева Наталья Александровна,

учитель истории и обществознания











2019-2020 уч. год.


Тема урока: " Экономика и ее роль в жизни общества "

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Цель урока:

расширить представление об экономике как важной сфере в жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.

Задачи: характеризовать проблемы с которыми с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений; познакомить учащихся с базовыми экономическими понятиями; создать условия для формирования у учащихся способности анализировать реальные социальные ситуации для осуществления экономических действий.

Формирование УУД:

Предметные УУД:

Должны узнать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты и агентов;

Должны уметь: анализировать и классифицировать разнородные источники социальной информации по теме; воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру старшеклассников.

Регулятивные УУД - определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении экономики;

Познавательные УУД - добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;

коммуникативные - доносить информацию до участников образовательного процесса - оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей;

личностные - формировать положительное отношение к процессу получения знаний;

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, карточки с заданиями, доска, презентация.
















Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент.

Мотивация.

Цель для педагога: заинтересовать обучающихся в изучении новой темы и актуализировать их дальнейшую познавательную деятельность.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Учитель. Здравствуйте ребята, садитесь. У нас урок обществознания. На прошлом уроке мы закончили изучение социальной сферы, написали контрольную по изученному разделу и сегодня переходим к новому разделу. Для того, чтобы вы поняли, о чем пойдет речь, я покажу вам несколько картинок. А вы должны мне сформулировать тему урока. Итак, внимание на экран!

Презентация -  /data/files/k1603804111.pptx (Презентация)

Слайд1. Совершенно верно. Речь пойдет об экономике.


Слайд2. Тема нашего урока: «Экономика и ее роль в жизни общества». Запишем ее в тетрадь.

Давайте исходя из темы нашего урока попытаемся определить цель и задачи нашей деятельности:

Вспомнить что такое экономика

Расширить представление о понятии «экономика»

Выяснить, какова роль экономики в жизни общества

Научиться, выполнять задания по изученной теме

Исходя из них определим план изучения темы.

Слайд3-4. Цели урока


2.

Актуализация знаний.

Слайд5.

Что такое экономика? (опрос детей) Понятие «Экономика» имеет несколько значений: 1) искусство ведения домашнего хозяйства (с греческого ойкономик)

2) народное хозяйство какой-либо отдельной страны, включающее в себя определенные отрасли и виды производства

3) наука, изучающая какую-либо отрасль хозяйства или хозяйство какого-либо региона

Обратиться к словарю, чтобы найти определение и записать в тетрадь. (с.216)

Экономика – хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования. (в тетрадь)


Слайд6.

Что мы еще знаем об экономике?


Тогда идем дальше…


2.

Изучение нового учебного материала (первая часть).

Цель для педагога:

вызвать интерес у обучающихся к теме параграфа и актуализировать их дальнейшую познавательную деятельность.

-учебно-интеллектуальные умения: умение определять и решать проблемы.

-учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Задачи:

- раскрыть тесную взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества.

Методы организации на данном этапе работы: беседа, самостоятельное изучение учащимися разделов учебного текста и их анализ, опора на социальный опыт, проблемная ситуация, сравнение, практическая работа.

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

- межпредметная связь; привлечение знаний из курсов истории, географии, технологии дает возможность углубить и систематизировать знания,

- своеобразное и правильное выполнение заданий;

- доступность учебного материала;

Методы мотивирования (стимулирования) обучающих в ходе урока:

- похвала;

- создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала).























Учитель: Может ли общество существовать без экономики? Зачем изучать экономику?

Учащиеся: обсуждают предложенные вопросы.


ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ


Учитель: Жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Всё время что-то человеку нужно. Человек не может без еды и питья, без жилища и одежды. Многие люди не могут без автомобиля, компьютера и сотового телефона. А кто-то не может обойтись без книги, музыки или любимого хобби.

Всё то, в чем нуждаются люди, называется потребностями.

Что же такое потребность? Сейчас подумайте и попытайтесь придумать определение. (Учащиеся говорят)

Давайте сравним определения (слайд) (работа с термином)

Слайд7.

Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

Слайд 8. Существует три вида потребностей, они составляют основу нашей жизни.

• Материальные

• Духовные

• Социальные

Как вы думаете, что означает каждый вид потребностей.

ЗАДАНИЕ: (индив раб с учебником) Откройте учебник на стр. 84 и запишите примеры к каждой группе в тетрадь, дополните своими примерами. (совместное обсуждение)

ЦЕЛЬ удовлетворения этих потребностей – создание условий для жизни и деятельности людей.

Давайте вместе попытаемся понять, как экономика принимает участие в этом…

Учитель: Основная характерная черта потребностей в том, что они могут меняться.

Слайд9. С течением времени или с изменением климатических условий потребности меняются. Например, для человека, живущего в горах будут характерны одни потребности, а для людей, живущих в пустыне совсем иные. Естественно, что меняется общество, меняется время. Но рост человеческих потребностей всегда опережает количество ресурсов. В чём здесь секрет? Приведите примеры возрастающего характера ваших потребностей. (учащиеся приводят свои примеры) (есть сумка, нужны туфли, к туфлям платье, к платью машину)

ВЫВОД, который мы можем сделать: полностью удовлетворить свои потребности невозможно.

Каким образом удовлетворяются потребности человека? (путем создания необходимых благ)


СВОБОДНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА

А что такое благо? (обратимся к словарику в учебнике)

Слайд 10.

Благо – это то, что является полезным для человека и служит удовлетворению его потребностей.

ЗАДАНИЕ: (самост. раб. с текстом учебника) откройте учебник на с. 86-88 и при помощи текста параграфа заполните схему Слайд11-12.


блага


свободные

экономические



Средства

производства

вода

свет воздух

Предметы

потребления



оборудование здания

сырье

транспорт

энергоресурсы



продукты питания, жилье, одежда







СОВМЕСТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ. Экономисты делят все жизненные блага на свободные (даровые) и экономические.

Свободные блага (природные) - доступны для всех нуждающихся в них. Приведите примеры. Слайд13.

Экономические блага - блага, полученные в результате созидательной, экономической деятельности. Приведите примеры. Слайд 14.

ВЫВОД: Человек смог обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что люди создали, облегчило нашу жизнь. Этот процесс будет продолжаться всегда. Таким образом, человеческие потребности безграничны, но, к сожалению, ресурсы планеты ограничены. Этот вопрос не разрешим в экономике.

3. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ

Человек тратит ресурсы и зарабатывает деньги с одной- единственной целью - удовлетворить  свои  материальные  и духовные потребности. Слайд15.

Слайд16. РЕСУРСЫ (от франц. ressource - вспомогательное средство) - денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (природные ресурсы, экономические ресурсы).

В 7 классе мы с вами говорили о том, что ресурсы бывают исчерпаемые и неисчерпаемые. Приведите, пожалуйста, примеры к каждой группе ресурсов.

Слайд17.

Экономисты различают четыре основных ресурса:  

земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.  Иногда выделяют и пятый - информацию. Их еще называют факторами производства.

1. Труд - физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг. Доход, получаемый при этом, называется зарплатой, процентом с капитала.

2. Земля - природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т.е. все то, что используется в натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые). Доходом является рента.

3. Капитал, или инвестиционные ресурсы, - средства производства, нужные при создании экономических благ, включая промышленное оборудование, инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.). Экономический доход с капитала - прибыль.

4. Предпринимательская деятельность - управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства. Доход -  прибыль.

5. Информация - знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности.  Ею можно обмениваться и торговать, как любым ресурсом.


Проблемная ситуация: Африканские бушмены, живущие впроголодь и с пользой расходующие свои немногочисленные природные ресурсы, стоят намного ближе к пониманию того, что такое экономика, нежели самая большая по территории и природным запасам держава мира Россия, бездумно расходующая дефицитные ресурсы, но так и не сумевшая поднять население на более высокий уровень жизни.  Редкость -  важнейшее качество ресурсов.

Работа в группах: (4 человека) разработайте правила или советы как можно разумно распоряжаться или экономить ресурсы. (5 минут)


4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ

Каждый день, идя в магазин, вы сталкиваетесь с проблемой выбора товара хорошего качества по подходящей цене – это и есть экономический выбор. Экономический выбор очень тесно связан с понятием бюджет. Как вы думаете почему? (предполагаемые ответы детей)

Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива.

Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Теперь давайте рассмотрим ситуацию и ответим на вопросы: (с.90)

Выпускница школы мечтала стать детским врачом. После окончания она могла бы работать санитаркой в больнице, получая зарплату 2000руб в месяц, регистратором в детской поликлинике с окладом в 3000руб. или ночной няней в детском санатории, имея доход 4000руб. в месяц. Однако, оценив перспективы будущей профессии, она поступила на конкурсной основе в Медицинскую академию. Альтернативная стоимость ее выбора составила 4000руб.

ЗАДАНИЕ: (работа в парах) прочитайте внимательно задание. Подумайте и обсудите в парах, почему альтернативная стоимость равна 4000руб.

Ответы детей.

Учитель: объясните, как вы понимаете высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

Выводы:

Учитель:

1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ.

2. Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры.

3. Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества.

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.



3.

Закрепление учебного материала.

Цель для педагога:

- выявить уровень усвоения учебного материала; научить применять полученные знания самостоятельно на практике

Цель для обучающихся:

формирование специальных умений: целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Слайд18. Для закрепления изученного материала мы с вами выполним задание №10 из ВПР.

Или с.91. Таблица на доске.

Учитель: Для закрепления изученного материала мы с вами попробуем составить синквейн со словами для первого варианта «экономика», для второго варианта «хозяйство».

Также учащимся для закрепления предлагается выполнить по 5 тестовых заданий к параграфу.




Учитель: объясните, как вы понимаете высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

Выводы:

Учитель:

1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ.

2. Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры.

3. Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества.

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.


4.

Рефлексия в конце урока

Цель для обучающихся:

Показать свое отношение к изученному материалу на уроке

Цель для педагога: создание благоприятных психологических условий для дальнейшего изучения темы.

Учитель: А теперь вернемся к поставленным целям! Всего добились? Все у нас получилось? Ребята, это только 1 урок по большой теме: ЭКОНОМИКА.

Небольшой тест.




5.

Задание на дом.

Цель для обучающегося:

- стимулирование к личным достижениям; развитие умения работать самостоятельно, творчески подходить к любому делу.

Слайд19.Домашнее задание: пар.11, вопросы и задания, документ, написать сочинение-рассуждение на тему: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:


1.Вспомнить что такое экономика

2.Расширить представление о понятии «экономика»

3.Выяснить, какова роль экономики в жизни общества


ИСЧЕРПАЕМЫЕ


НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ


СВОБОДНЫЕ


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Экономика и ее роль в жизни общества

1. Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и раз­вития его личности, называется

1) потребностью
2) регулятором
3) ценностью
4) деятельностью


2. К материальным потребностям не относится

1) потребность в пище
2) потребность в жилище
3) потребность в общественном признании
4) потребность в одежде


3. К возобновляемым природным ресурсам относится

1) лес
2) нефть
3) газ
4) уголь


4. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика — наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.
Б. Экономика в буквальном переводе с древнегреческого означает «искусство управления хозяйством».

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны


5. К экономическим благам относят

1) воздух
2) услуги
3) солнечный свет
4) морскую воду




ОЦЕНКА ЗА УРОК –

ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ –

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.