Открытый урок по теме «Строение цветка» (Биология, 6 класс, УМК В.В. Пасечник)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 пос. Жигалово
Урок по биологии
6 класс
«СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА»
Разработала учитель биологии: Петрова Марина Алексеевна
МКОУ СОШ № 2 п. Жигалово
Тема урока: Строение цветка
Цель: Познакомиться со строением цветка, многообразием цветов, их значением в жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
сформировать у обучающихся новые знания о строении цветка;
дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях;
Воспитательные:
совершенствовать навыки коммуникативного общения в группе;
прививать бережное отношение к природе;
Развивающие:
развить умение анализировать, сравнивать;
развить умение действовать в соответствии с инструкцией;
развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
– формировать умение объяснять особенности строения цветков и их роль в жизнедеятельности растений;
– формировать умения работать с текстом учебника, выделять главное;
формировать умение понимать смысл биологических терминов;
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Формировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений
Коммуникативные УУД
1. Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные УДД:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, экран, презентация; модели цветков; рисунки цветков; рабочие листы обучающихся; раздаточный материал для работы в группах (информационные листы), карточки «Тест-соответствие», инструктивные карточки для лабораторной работы, аудиозапись «Вальс цветов» (П.И.Чайковский).
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично-поисковый, проблемный, практический.
Ход урока
I. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята!
Долгожданный дан звонок, начинается урок. Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Я рада видеть вас на уроке!
-Вы готовы к уроку?
- Тогда начинаем урок. Желаю вам получить новые знания и закрепить полученные знания на сегодняшнем занятии!
II. Актуализация знаний
- Начать наш урок я хочу сказкой: «Однажды маленькое семечко упало на землю. Может быть, его обронила птица? А может, его принесло ветром?
Прошло немного времени, и случилось чудо: из семени появилось растение с крошечными листьями и маленькими корешками. Но благодаря солнцу и воде растение становилось все больше и больше. Наконец оно превращается в настоящее растение со множеством листьев, мощной корневой системой и…»
- А дальше, что же произойдет дальше, как вы думаете?
-Какой ещё орган может появиться на растении?
(Ответы: Вскоре у растения появляется цветок.)
- Ребята, как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
(Ответы обучающихся: цветок, его строение, функции)
- Откроем тетради, сформулируем и запишем тему урока «Цветок».
(Запись числа и темы урока учителем на доске)
- Сегодня у нас с вами самый красивый урок во всем школьном курсе. Предлагаю посмотреть видеофрагмент («Распускающиеся цветы» и послушать звучание музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов»).
Для того чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.
- Какую цель поставим? (Познакомиться со строением цветка, многообразием цветов, их значением в жизни растений)
-Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.
Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.
- Вы дома рисовали свои любимые цветы. (Выставка рисунков)
- Как вы думаете, а можно ли, по-вашему, рисунку изучить строение цветка?
Почему?
- Сможете ли вы это сделать сейчас?
- Достаточно ли у вас знаний для этого?
- Возникла проблема? Как решить возникшую проблему?
Вот на эти вопросы мы сегодня ответим, выполнив лабораторную работу «Строение цветка».
Таким образом, загадочный мир цветковых растении откроет нам свои тайны, если мы безошибочно рассмотрим строение цветка и, используя эти знания, составим модель цветка и рассказ о его строении.
Для этого мы будем работать с текстом учебника § 11 стр.58 и рисунком № 45,46 стр. 59,60. Я предлагаю вам поработать в группах (класс делится на 3 группы и получают карточки с заданиями)
По заданию карточки каждая группа рисует рисунок (части цветка) на доске и заполняет таблицу:
Название частей цветка | Описание |
Цветоножка | |
Цветоложе | |
Чашелистики | |
Лепестки | |
Тычинки | |
Пестик |
1 группа: Что такое цветоножка и цветоложе? Найдите изображение на рисунке в учебнике. Нарисуй на доске свою модель. Представь результаты работы группы. Укажи значение данных частей цветка в таблице.
2 группа: Что такое околоцветник из чего состоит? Найдите изображение на рисунке в учебнике чашечки и венчика. Нарисуй на доске свою модель. Укажи значение данных частей цветка в таблице. Представь результаты работы группы.
3 группа: А что же является главными частями цветка? Найдите изображение на рисунке в учебнике. Нарисуй на доске свою модель. Представь результаты работы группы. Укажи значение данных частей цветка в таблице.
Перенесите данные с доски в тетради на печатной основе.
- Какие выводы мы можем сделать, исходя из цели нашей лабораторной работы? (Вывод работы: Цветок - это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения, состоящий из венчика, цветоложа, цветоножки, пестика, тычинок. Пестик и тычинки – женский и мужские части цветка. Плод созревает в цветоложе)
У нас на столах еще остались нераскрытые конверты с заданиями:
1группа: В начале цветения огурцов распускаются цветки, так называемые «пустоцветы», а затем появляются цветки с «огурчиками». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии пустоцветов? («Пустоцветы» - это тычиночные цветки, в которых образуется пыльца необходимая для опыления и оплодотворения женских цветков.)
2 группа: Для озеленения улиц в городах сажают тополь. Это дерево быстро растет и образует ветвистые кроны. Однако в начале лета люди некоторых улиц бывают, недовольны тополем: с него летит пух, который попадает в глаза, нос, застревает в волосах, залетает в открытые форточки. На других улицах в это же время пуха нет, хотя тополей такого же возраста растет много. Как можно объяснить это явление? (Тополь – это двудомное растение, на одном дереве развиваются женские – пестичные цветки, из которых образуются плоды с семенами, а на другом дереве развиваются мужские (тычиночные) цветки, которые служат для опыления и плодов с семенами не образуют.)
3 группа: Выпускницы школы Аня и Юля посадили возле школы два саженца облепихи. Через несколько лет девочки пришли в школу и увидели свои деревца. Одна облепиха была усыпана ярко-желтыми ягодами, а на другой ягод совсем не было. Расстроилась Аня. Подруга, улыбнувшись, сказала: «Не огорчайся. Без твоей облепихи и на моей ягод не было бы ягод. Права ли Юля? (Да, права. Так как облепиха – двудомное растение, на женском экземпляре выросли ягоды, а на мужском развиваются тычиночные цветки, которые образуют пыльцу, необходимую для опыления и оплодотворения женских цветков.)
Скажите, пожалуйста, на все ли вопросы вы смогли ответить? Что вызвало затруднение?
Закрепление:
Практическое задание на листах: установите соответствие частей цветка их описанию
Название частей цветка | Описание | |
Цветоножка | А) Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления. | |
Цветоложе | Б) Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод. | |
Чашелистики | В) Мужской орган размножения. | |
Лепестки | Г) Похожи на листочки, имеют зеленую окраску. | |
Тычинки | Д) Прикрепляет к стеблю. | |
Пестик | Е) Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик. |
Взаимопроверка: 1 – Д, 2 – Е, 3 – Г, 4 – А, 5 – В, 6 – Б.
Норма — нет ошибок — «5»
1–2 — оценка «4»
3–4 — оценка «3»
V. Рефлексия. Достигнуты ли цель и задачи урока.
сегодня я узнал (а)…
могу рассказать о…
теперь я знаю, что….
Выставление отметок.
VI. Домашнее задание. § 11, творческое задание (на выбор): Сообщение о растениях, занесённых в Красную книгу Иркутской области.