Открытое занятие по математике в старшей группе «Состав числа 3 и цифра 8»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 85 г. Челябинска»
(МАДОУ «ДС №С 85 г. Челябинска»)
ИНН 7452027508 КПП 745201001
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Тема занятия: «Состав числа 3 и цифра 8»(«Морское путешествие на остров Мадагаскар»)
Воспитатель:
Хайбуллина Гульнара Алексеевна
г. Челябинск, 2021 год
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция видов деятельности: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Вид занятия: занятие-путешествие
Формы образовательной деятельности: совместная коммуникативно-игровая.
Цель: продолжать формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности, обобщить и систематизировать знания детей.
Задачи:
Образовательные: познакомить с количественным составом числа 3 из единиц; познакомить с цифрой 8.
Воспитательные: воспитывать сострадание попавшим в беду, желание прийти на помощь …………………………………………
Развивающие: совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Словарная работа: остров Мадагаскар, порт, каюта, штурвал.
Подготовительная работа: беседы о животных жарких стран, рассматривание иллюстраций с этими животными
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, 3 игрушки (лев, бегемот, жираф), слайды с изображением острова Мадагаскар, порта, корабля, анимационный слайд для показа состава числа 3, видео-слайд с животными жарких стран, штурвал, фуражка капитана корабля;
раздаточный материал на каждого ребенка: наборы плоских геометрических фигур, карандаши и листочки с точечным изображением цифры 8, карточки с цифрами от 1 до 8, салфетка и по 10 кругов (тарелочек).
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия | Содержание деятельности | Действия, Деятельность педагога | Действия, Деятельность детей | Планируемый результат | Время |
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить морское путешествие на далекий остров Мадагаскар. Только как же на него можно попасть, если он со всех сторон окружен водой? А тогда может кто-то знает, как называется место откуда корабли отправляются в путь? Молодцы! Скорее закройте глазки и произнесите волшебные слова: Глазки дружно закрываем, На корабль попасть желаем. 1,2,3,4,5 Воспитатель в образе капитана: Рад, я вас в порту встречать! Ребята, я капитан корабля «Быстрый», который доставит вас на остров, а это мои помощники –матросы. Сейчас я раздам вам билеты, на которых указаны номера ваших кают. Вы знаете, что такое каюта? Разбирайте, пожалуйста, ваши билеты, и находите свое место. | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность (обратить внимание на экран слайд № 2 (остров Мадагаскар) Слайд № 3 (корабль) Слайд №4 (порт) Преображается в капитана корабля Слайд №5 Раздает конверты-билеты | Дети встают в полукруг и обращают внимание на экран. Ответы детей Ответы детей Закрывают глазки, повторяют слова за воспитателем Ответы детей Занимают свои места | Готовность к предстоящей деятельности, внутренняя мотивация на деятельность Сюрпризный момент | 3 мин. |
| ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Проблемная ситуация: Ого! Непорядок! Это кто у нас без билетов решил на остров попасть? Это все какие животные? Зачем они пробрались на наш корабль? Возьмем их с собой? Сколько у нас безбилетных пассажиров? сколько львов? Сколько бегемотов? Сколько жирафов? Как мы составили число 3? Хорошо! Но у наших животных нет билетов! И моя команда предлагает выполнить их задания, тогда они разрешат животным остаться на корабле. Поможем? Итак, перед вами геометрические фигуры, составьте из них число 3, но так, чтобы ни одна фигура не повторялась. Сколько всего геометрических фигур? Сколько геометрических фигур вы взяли? Сколько каких геометрических фигур вы взяли? Как вы составили число три? Назовите мне все плоские геометрические фигуры, которые вы знаете. А какие объемные геометрические фигуры вам знакомы? Сейчас я предлагаю вам выбрать любую из геометрических фигур на вашем столе. Прогуляйтесь по нашему «кораблю» и найдите предметы, формы которых похожи на выбранную вами фигуру. Какие фигуры вы выбрали и почему?
Какой предмет на вашем столе имеет форму квадрата? Пусть это будет скатерть. А тогда какие геометрические фигуры имею форму тарелки? Отсчитайте 7 тарелочек Какой цифрой можно обозначить число 7? Найдите ее. А если мы добавим к семи тарелочкам еще одну, посчитайте сколько стало тарелочек? Какой цифрой можно обозначить число 8? Давайте нарисуем ее пальчиком в воздухе Посмотрите, внимательно на ваши билеты, в них есть листочки, достаньте их, пожалуйста. Какую цифру вы видите? Возьмите карандаш и обведите все цифры, которые находятся внутри большой цифры 8. Итак, какой цифрой обозначают число 8? На что она похожа? А давайте теперь посмотрим, какое же красивое море у нас за бортом. Повторяйте слова и движения за мной.
|
Воспитатель(капитан) достает игрушечных жирафа, бегемота и льва. Работа по анимированному слайду №6 Обращает внимание детей на геометрические фигуры, следит за правильностью выполнения задания Уточняет, какие геометрические фигуры знают дети. Предлагает выполнить задание | Ответы детей ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации: ответы детей Ответы детей Работа с раздаточным материалом Ответы детей Ответы детей Выполняют задание | Выявить интерес Показать состав числа 3 Вызвать желание прийти на помощь. Формировать умение составлять число 3 на примере геометрических фигур Повторение знакомых детям плоских и объемных геометрических фигур | |
2. | Предлагает ряд заданий для ознакомления с цифрой 8 Показывает, как нужно рисовать цифру 8 Слайд № 7 Показывает карточку с цифрой 8 Слайд №8 (физминутка) | Выполняют задание воспитателя. Рассказывают о форме предметов, сравнивая их с выбранной фигурой Дети выполняют задание воспитателя и отвечают на вопросы Выполняют задания воспитателя Находят и выкладывают цифру 7 Выполняют задания воспитателя Находят и выкладывают цифру 8, ответы детей Повторяют движения за воспитателем Достают листочки с напечатанными трафаретами для закрепления написания цифры 8, выполняют задание. Ответы детей Ответы детей | Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур Формировать навык написания цифры 8 Снятие психологической и умственной нагрузки | 16 мин 1мин | ||
| | Физминутка: Море очень широко, Море очень глубоко, Рыбки там живут, друзья, Ну а воду пить нельзя. Почему нельзя пить морскую воду? Вы хорошо потрудились, а теперь устроим обед на корабле. Приготовим наш «стол», разложите салфетку на столе, и начнем накрывать: Одну тарелочку ставим в центр, на ней будет наш обед. Следующую тарелочку поставьте в верхний правый угол (куда поставили тарелочку), еще одну в нижний левый угол (куда поставили тарелочку?) И т.д. Молодцы, вы очень красиво накрыли на стол. | Показывает движения Предлагает разложить «тарелочки» в определенном порядке и на определенное место. Следит за правильностью выполнения задания и задает уточняющие вопросы. | Широко разводят руки в стороны Приседают, касаясь пола руками, Выполняют движение «Рыбка» руками Пожимают плечами, разводят руки в стороны. Ответы детей Выполняют задание, согласно инструкции воспитателя. Ответы детей | Формирование умения ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его углы | 3 мин |
5. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | Вот мы и добрались до острова Мадагаскар, посмотрите, какие здесь красивые и необычные виды. А как весело встречают здесь наших друзей! Ну а нам пора вернуться в садик. Закроем глазки и произнесем: 1,2,3 Корабль в садик нас верни. | Слайды №9-12 Слайд 13 (видео)
Снимает фуражку капитана | Просмотр отрывка мультфильма Закрывают глаза Повторяют за воспитателем слова | Сюрпризный момент | 1 мин |
6. | Рефлексия | Ребята, понравилось вам наше путешествие? Где мы побывали? Кому помогли? А почему мы смогли помочь? |
| Ответы детей | Закрепить полученный опыт | 1 мин |
6