Технологическая карта урока биологии «Папоротники»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Новгородская Наталья Юрьевна
Класс: 6 Дата: Предмет «Живая природа Иркутской области»
Тема урока: Папоротники
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: расширение представления обучающихся о строении и многообразии растительных форм на примере папоротника.
Задачи: создать условия для знакомства обучающихся с представителями споровых растений;
способствовать развитию общеучебных умений:интеллектуальных, информационных, коммуникативных;
развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности: сравнения и обобщения.
способствовать формированию научного мировоззрения, умения работать в парах, культуры учебного труда.
7. Планируемые результаты:
Предметные.
1. Обучающиеся должны знать особенности строения изученных растений, их многообразие, среды обитания, условия жизни и биологическое значение.
2.Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязь строения, условий жизни и среды обитания растений;
3. Учащиеся должны уметь правильно писать термины и использовать их при ответах (основные понятия урока- вайи, заросток).
Метапредметные.
4.Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
5. Познавательные УУД: Знания общей характеристики Папоротников. Знания о местообитании, строении и условиях жизни представителей Папоротникообразных.
6. Коммуникативные УУД: В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)
Личностные.
7. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
8. целеполагание.
Оборудование: гербарии споровых растений, раздаточный материал, лабораторное оборудование, фотографии Папоротникообразных.
Характеристика и содержание этапов урока
Этап урока | Время, мин. | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД * | Содержание педагогического взаимодействия | Образовательные результаты | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Предмет- ные | Личност- ные | Метапред- метные | |||||
1) Организационный этап. | 1 мин | | | | Приветствие учащихся | Приветствие учителя | | 8 | 4 |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 5-7 мин | Мотивация к учебной деятельности. Эпиграф нашего урока: Сказка ложь да в ней намек. А почему это эпиграф нашего урока вы мне ответите в конце урока. Постановка проблемного вопроса. Путешествие наше будет в далекие времена, когда на земле не было человека, а были динозавры и огромные растения, с которыми мы сегодня и познакомимся. Но в начале давайте послушаем легенду: Легенда: «С древних времен наш народ хранит память о древнем языческом празднике славян – Дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника откроются любые клады, где бы они не были спрятаны. Волшебный папоротника цветок. Из года в год славяне отыскать хотели. В ночь на Иванов день он по приданию цветет, но до сих пор никому не удалось его найти.» - Почему до сих пор не нашли цветок папоротника? Стадия осмысления - Прежде, чем искать цветок папоротника, надо знать, что такое папоротники. Что же мы будем искать? (Обучающиеся выбирают Папоротники, объясняя свой выбор). Постановка темы и задач урока Сформулируйте цель нашего урока и вопросы на которые необходимо ответить, чтобы достичь цели. | Биологический диктант (проверка д/з) | Ф | Зачитывает информацию Предлагает сформулировать цель занятия и задачи (вопросы) на которые учащиеся должны ответить в течении занятия, чтобы достичь цели. | Слушают и предлагают варианты Формулируют цель урока, и вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы достичь цели. | 1,2 | 8 | 4 |
3) Актуализация знаний. | 3 мин | Что вы знаете о папоротниках? Где вы встречались с данными представителями? | диалог | Ф | Предлагает вопросы для обсуждения и демонстрирует различных представителей данной группы. | Отвечают на вопросы, рассказывают, где они видели данных представителей в своей жизни. | | | 4, 5 |
4) Первичное усвоение новых знаний. | 10-12 | Лабораторная работа «Строение папоротника». Приложение 1 | Практическая работа | П | Инструктаж по выполнению лабораторной работы. Контроль за выполнением лабораторной работы. Помощь в выполнении практической части | Выполняют задания, согласно инструктивной карте к лабораторной работе. | 1,2,3 | | 5,6 |
| | Всем ли удалось найти по рисунку органы папоротника, предложенные в лабораторной работе? | диалог | Ф | Предлагает обсуждение выполнения лабораторной работы | Обсуждают, все ли органы удалось найти согласно схеме. | 1,2,3 | | 4,6 |
| | Работа с учебником: Папоротники | Работа с текстом – смысловое чтение | Г | Предлагает поработать с учебником «Живая природа Иркутской области» (стр.79-82) и познакомиться с представителями Папоротникообразных нашего региона, ответив на вопросы стр.82 | Работают в группе с текстом учебника, совместно отвечают на вопросы. | 1,2,3 | | 5,6 |
5) Первичная проверка понимания | 5-7 | Вывод об особенностях строения папоротников и их многообразии в Иркутской области. (Папоротники в отличии от мхов имеют корневище, укороченный стебель и вайи (резные листья). - Итак, мы знаем, как выглядят папоротники, но где их искать, где они обитают? - Попробуйте предложить, каким должен быть цветок папоротника, исходя из времени суток, места обитания, возможного опылителя.(Цветок цветет ночью в темных и сырых местах, поэтому должен быть белым, с запахом, чтобы привлечь опылителя) - По народным преданиям, на поляне среди дремучего леса распускается перунов огнецвет. Посередине раскинувшихся перистых листьев, словно светящийся уголек, появляется цветочная почка. Растет это диво прямо на глазах и ровно в полночь с треском раскрывается, озаряя дивным светом всю поляну и громом сотрясая воздух и землю. Цветок яркий, алый. Верно ли это? (Нет) - Итак, это цветение папоротника неправдоподобно. | диалог | Ф | Предлагает группам обсудить варианты выводов, сделанных в результате лабораторной работы и чтения учебника | Каждая мини-группа выступает с выводами, сделанными в ходе лабораторной работы и по результатам групповой работы | 1,2,3 | | 4,6 |
6) Первичное закрепление. | 5 | Работа в тетради: Где сейчас встречаются древовидные папоротники Тропики Иркутская область Тундра Как называются листья папоротников Иголки Вайи Сорусы 3. Самый известный и заметный в лесах Иркутской области папоротник 1. Орляк Сибирский 2. Многоножка сибирская 3. Вудсия эльбская 4. Крупный папоротник с листьями 1,5 м в длину 1. Страусник обыкновенный 2. Вудсия эльбская 3. Кочедыжник женский 5. Самый красивый и декоративный папоротник 1. Пузырник ломкий 2. Голокучник трехраздельный 3. Страусник обыкновенный | Биологический диктант | Ф | Предлагает письменно ответить на вопросы диктанта в тетради. | Отмечают варианты ответов в тетради. | 1,2,3 | | 4,5 |
Обсуждение роли папоротников в природе и жизни человека. | диалог | Ф | Предлагает обсуждение вопроса о значении папоротников в природе и жизни человека. | Обсуждают вопросы и выводы о значении папоротников в природе и жизни человека. | | 7 | | ||
| | | | | | | | | |
7) Информация о домашнем задании | 2 | Домашняя работа | | И | Передлагает записать д/з: стр.79-84, выполнить по рядам: -сделать презентацию о различных видах папоротников; -составить кроссворд; -написать мини-сочинение на тему: “Путешествие в лес каменноугольного периода”. | Записывают дом.работу | | | 4,5 |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) | 3 | О чем уже узнали? (о строении) Почему все растения о которых мы говорили, обитают во влажных местах? (вода нужна для размножения) Вы обнаружили цветки у какого-либо растения при изучении строения? (нет). Какую цель или какую гипотезу вы выдвигали в начале урока? (что у папоротников. нет цветков) Мы достигли нашей цели? Итак, где в сказке биологическая ошибка? ( про цветок папоротника) Какие методы познания мы использовали на уроке, что бы достичь своей цели? ( работа с текстом,.) Какой общенаучный метод мы применяли на уроке? (наблюдение, измерение, описание) Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке? Вы достигли этой цели? Что нового вы узнали на уроке? Какие источники вы использовали для получения информации? Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента). Я начала наш урок с фрагмента сказки. Это народный фольклор. Еще существуют пословицы и поговорки в народном фольклоре. Предлагаю вашу работу на уроке оценить поговоркой: Шевелил мозгами Краем уха Хлопал ушами | | | Предлагает выставить оценку себе на полях тетради | Выставляют оценку себе на полях тетради. | | | 5 |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая