Парциальная программа " Юный эколог" под. ред. Николаева С.Н.
Парциальная программа экологического воспитания «Юный эколог» Николаева С.Н. старшая группа
Цель: формирование начал экологической культуры(правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
Задачи:
• формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;
• накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
• формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;
• воспитание потребности в созидании и творчестве;
• создание условий для полноценного экологического воспитания;
• воспитание любви к природе через прямое общение с ней.
Планируемые результаты (с 5 до 6 лет):
• соблюдение правил поведения в окружающей среде;
• контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
• выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;
• способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
• доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
Формы и методы работы с детьми:
• циклы наблюдений за растениями и животными,
• занятия,
• целевые прогулки,
• экскурсии,
• игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.
Содержание работы:
Задачи | Содержание |
Формировать у детей обобщенные представления о временах года, о домашних животных и др. | • учить детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому через систематическое знакомство с произведениями В. Бианки • рисование иллюстраций к рассказам и сказкам В. Бианки, изготовление самодельных книг, организация выставок. |
Режим занятий
Форма обучения: традиционная – групповая.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью: 25 минут.
Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой-расписанием. Занятия проводятся во второй половине дня.
Воспитатель дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми согласно парциальной программы экологического воспитания «Юный эколог» Николаева С.Н. (5-6 лет)
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
сентябрь | Наблюдение «Что цветёт на нашем участке в начале сентября?» | Чтение книги В. Бианки «Мышонок Пик» | Наблюдение «Где ещё растут садовые цветы?» | Чтение рассказа С. Воронина «Моя берёза». Наблюдение за берёзой на участке. Сбор листьев с деревьев и кустарников для засушивания. |
октябрь | Занятие «Делаем книгу Приключения мышонка Пика» | Занятие «Растения в нашем уголке природы» | Чтение рассказов В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме». Изготовление самодельных книг. | Занятие «Корова и коза – домашние животные» |
ноябрь | Начало зимней подкормки птиц. Обустройство кормушек. | Занятие «Как медведь и белка готовятся к зиме». | Занятие «Лошадь и овца – домашние животные» | Занятие «Уходит золотая осень» |
декабрь | Наблюдение «Какие у ели иголки?» Чтение сказки С. Михалкова «Ёлочка» | Чтение рассказа В. Бианки «Приспособился» | Занятие «Как лесные звери проводят зиму в лесу» | Наблюдение «Какой снег?» |
январь | Наблюдение «Получаем талую воду» | Наблюдение «Ищем птичьи следы» | Чтение книги В. Бианки «Синичкин календарь», изготовление модели года. | Занятие «Лес – это дом для многих жильцов» |
февраль | Наблюдение «Выращиваем лук» | Праздник «Творчество В. Бианки» | Продолжение чтения произведения В. Бианки «Синичкин календарь», изготовление модели года. Наблюдение «Выращиваем лук» | Занятие «Прошла зима холодная» |
март | Занятие «Наши четвероногие друзья» Наблюдение «Выращиваем лук» | Занятие «Как люди заботятся о своём здоровье весной». Последнее наблюдение за луком и его зарисовка. | Наблюдение «Какие условия нужны золотым рыбкам для жизни?» | Занятие «Сравним кошку с собакой» |
апрель | Чтение произведения В. Бианки «Лесные домишки», изготовление книги. | Наблюдение «Как божья коровка передвигается?» | Наблюдение «Как божья коровка защищается от врагов?» | Продолжение наблюдений за рыбами в аквариуме. |
май | Чтение произведения В. Пришвина «Этажи леса» | Наблюдение «Чем караси отличаются от золотых рыбок?» | Занятие «Золотые рыбки – декоративные рыбки» | Занятие «Как человек охраняет природу» |
июнь | Занятие «Весна кончается – лето начинается» | Создание Красной книги своей местности. | Цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. | Чтение знакомых и новых произведений В. Бианки «Синичкин календарь», «Сова» и др. Изготовление модели года. |
июль | Чтение рассказа С. Воронина «Моя берёза» | Завершение чтения рассказа С. Воронина «Моя берёза» | Цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. | Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиками, их сравнение. Наблюдения в цветнике. |
август | Сбор листьев с деревьев и кустарников, изготовление гербария. | Инсценировка произведения Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» | Цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарём. | Праздник «Бесценная и всем необходимая вода». |