Паспорт урока литературного чтения во 2 классе: Г.Цыферов «Жил был слонёнок»

8
0
Материал опубликован 30 December 2020 в группе

Паспорт урока литературного чтения

Класс

2

Учебник

Н.А. Чуракова «Литературное чтение 2 класс» (часть2)

Тема урока:

Г. Цыферов «Жил на сете слонёнок»

Учитель

Скоробогатая Н.М.

Образовательная цель

Формирование умений оценивать героев произведения, определять мотивы и последствия поступков, видеть динамику эмоций.


Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

Научится: строить краткий и развёрнутый ответ на вопросы, находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;

Оценивать и характеризовать героев произведения;

Устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного;

Читать по цепочке опираясь на цветовое маркирование.

Ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление».

Работать в паре: распределять работу между собой.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Формы урока

Групповая, фронтальная, парная

Образовательная технология

Развивающего обучения

Оснащение урока

Учебники, раздаточный материал

Мизансцена урока

традиционная


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


Приветствие. Психологический настрой на урок.

Выбор лидера группы

Определение общих правил работы в группе

Вводный этап






С каким разделом учебника мы с вами работаем? Сегодня мы продолжим чтение произведений этого раздела.

Найдите в содержании произведение Г. Цыферова «Жил на свете слонёнок» и откройте учебник на нужной странице.

Приём «антиципация»

Прочитайте ещё раз заглавие, рассмотрите иллюстрацию. О ком мы будем читать? О чём будет идти речь в произведении?

Приём «опорные слова»

Прочитайте опорные слова и сделайте своё предположение о содержании.

Думал, зонтик, загрустил, лейка, обрадовался, пожар.



Давайте уточним, что мы хотим узнать, прочитав текст?

Постановка целей с помощью листа самооценки.

Посмотрите и отметьте в листе самооценки знаком «+» те вопросы, на которые можете ответить, и знаком «-», на которые ответа пока нет. Сформулируйте цели вашего чтения.


Отвечают на вопросы, ориентируются в учебной книге, находят по содержанию учебника необходимую страницу.

Прогнозируют содержание текста по названию и иллюстрации, опорным словам.



Работают с листом самооценки, формулируют цели чтения.

Основной этап



Первичное чтение произведения.

Проверим свои предположения, начнём читать. (Условное обозначение перед текстом предполагает чтение по цепочке).

Понравилось ли вам произведение? Какие чувства вы испытали? Подтвердились ли ваши предположения относительно главных героев, событий?

Какой по жанру текст вы прочитали: рассказ, сказка или стихотворение. Объясните свой выбор.

Сможете ли вы ответить на главный вопрос урока: «Как найти своё дело?»

2.Перечитывание текста. Приём «чтение с остановками».

Вопросы:

- Почему автор о слонёнке написал, что он очень хороший?

-Какая беда была у слонёнка? Как он с ней справлялся?

-С какой точки зрения посмотрел на слонёнка промокший лисёнок? Найдите в тексте и прочитайте.

-Как к этому отнёсся слонёнок? Решилась ли его проблема?

- Подтверди словами текста, какую особенность слонёнка подметил зайчик? Как слонёнок отреагировал на слова зайчика?

-Почему слонёнок вёл себя так странно: то радовался, то вновь грустил?

-Что случилось ночью?

 -Какую свою способность слонёнок сделал профессией?

Докажите словами текста, что это ему очень нравилось.

-Как вы думаете, будет ли теперь грустить слонёнок?

3.Работа после чтения

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. О чём эта сказка?

(Это сказка о добром слонёнке, который помогает зверям.)

 -А какова основная мысль сказки?

(Хорошо тому, кто нашёл в жизни своё дело.)

Какие способности помогли слонёнку найти своё дело?

Сможете ли вы ответить на главный вопрос урока: «Как найти своё дело?»

Нравится ли автору слонёнок? А вам?

Какими качествами он его наделил?

Приём «черты характера»

Выберите из предложенный те черты характера, которыми обладает слонёнок. Подтвердите своё мнение тестом.

ленивый

добрый

хвастливый

ответственный

нерешительный

замкнутый

хитрый

скучный

смелый

Приём «синквейн»

Творческое задание: поработайте в группе и составьте синквейн к сказке.

Рассматривают условное обозначение и определяют вид чтения «по цепочке».

Высказывают своё отношение к прочитанному.



Строят краткий или развёрнутый ответ на вопросы, находят в тексте подтверждение.














Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения









Работают в паре, отмечают черты характера слонёнка.




Работают в группе



Заключительный этап

Представление составленных синквейнов.

С места зачитывают синквейн.

Подведение итогов урока

Коллективное обсуждение:

Содержательная оценка работы учащихся на уроке. Итоги коллективной работы.


Работают с листами самооценки, говорят, что удалось.





Приложение 1

ЖИЛ НА СВЕТЕ СЛОНЕНОК

Жил на свете слонёнок.

Это был очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел и думал, думал…

Однажды на улице пошёл дождь.

— У-у! — сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. — Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!

Слонёнок обрадовался и стал большим зонтиком. И лисята, и зайчата, и ежата — все прятались под его большими ушами от дождя.

Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть. И снова он сел у окошка и стал думать.

Мимо пробегал зайчик.

— О-о! Какой прекрасный длинный нос! — сказал он слонёнку. — Вы вполне могли бы быть лейкой!

Добрый слонёнок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья.

А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился…

Ушло на закат солнце, зажглись звёзды. Наступила ночь.

Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать.

Только слонёнок не спал: он всё думал и думал, кем же ему быть?

И вдруг он увидел огонь! «Пожар!» — подумал слонёнок.

Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке, набрал побольше воды и сразу потушил три уголька и горящий пень.

Звери проснулись, увидели слонёнка, поблагодарили его за то, что он потушил огонь, и сделали его лесным пожарником.

Слонёнок был очень горд. Теперь он ходит в золотой каске и следит за тем, чтобы в лесу не было пожара.

Иногда он разрешает зайчику и лисёнку пускать в каске кораблики.



Геннадий Цыферов

Приложение 2

Методические рекомендации работы с текстом

I.Работа с текстом до чтения.

Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.

Первичное чтение

Дети по цепочке читают текст (главу, законченный фрагмент) про себяс установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

Алгоритм чтения по цепочке:

Чтение по очереди по абзацам. Задача читающего – читать с пониманием, слушающих – задать чтецу вопрос, чтобы проверить понимает ли он читаемый текст.

Перечитывание текста.

Приём «чтение с остановками»

Чтение с остановками.

Алгоритм.

Будем читать текст с остановками, вовремя которых будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на понимание прочитанного, а другие на прогнозирование содержания.

Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем на совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?

Ш. Работа с текстом после чтения.

Цель: обобщение изученного и выводы по теме урока.

1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, "спрятанного между строк".

2.Приём «синквейн» (пятистишие) быстрый и мощный инструмент для рефлексии и обобщения информации.

Алгоритм:

1 строчка – тема (понятие)

2 строчка – описание темы двумя прилагательными

3 строчка – описание действий тремя глаголами

4 строчка – фраза, крылатое выражение (4-5слов)

5 строчка - ассоциация, синоним темы (обычно существительное)




























Приложение 3



Лист самооценки

п/п

Знаю/могу

Начало урока

Конец урока

1

Название произведения и автора



2

Могу определить жанр произведения



3

Могу назвать главных героев



4

Знаю, что случилось со слонёнком



5

Могу найти в тексте слова, выражающие точку зрения героев



6

Знаю об эмоциях, которые испытывал герой



7

Могу ответить на главный вопрос урока: ««Как найти своё дело?»



Критерии оценивания: 7-6 знаков «+» - отличная работа на уроке; 5-4 «+» - хорошая работа на уроке; 3-2 «+» - надо ещё потренироваться.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.