Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "ПАСТЕЛЬ"
Программа внеурочной деятельности
по изобразительному искусству
"ПАСТЕЛЬ"
Программа предназначена для школьников во внеурочной деятельности. Методический конструктор: пособие для учителя. Программа разработана на основе планируемых резльтатов освоения. На изучение данного курса отводится 1 час в неделю.
Цель: состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразитвельного искусства.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что ее содержание позволяет детям получить более целостное представление образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Дети имеют возможность знакомиться шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением, которая лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса художественно-эстетического воспитания детей средствами народного искусства выступают интегрированные занятия, вобравшие в себя сведения из истории, литературы, технологии, изобразительного искусства, черчения. Программа включает в себя 4 модуля:
1. «Разноцветный мир» ИЗО
2. «Нетрадиционные техники рисования»
Срок реализации программы: учебный год
Ожидаемый результат: в процессе освоения содержания программы дети должны:
- получить представление о народных промыслах;
- научиться различать изделия разных народных промыслов;
- приобрести практические умения с различными изобразительными материалами;
- проявлять интерес к истории и культуре нашего народа;
- научиться видеть красивое вокруг себя, передавать свои впечатления, проявлять эмоциональное отношение к окружающей действительности и выражать его через свое творчество;
- приобрести трудовые навыки и умения, для овладения традиционными способами обработки различных материалов.
Способы определения результативности программы:
· Посещаемость, активность на занятиях, личные достижения детей в области проектирования декоративных изделий.
· Отслеживание результатов обучения и воспитания (беседа, тестирование, наблюдение, диагностика);
· Практические работы детей, отбор проектных изделий для участия в выставках, конкурсах.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные; выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства; выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском доме и в поселке, участие в конкурсах районных и краевых, экскурсии.
На начальном этапе организуется индивидуальная работа с детьми в процессе занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством это проводиться, для того чтобы:
1. Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
2. Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
3. Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
В дальнейшем на занятиях используются различные методы и приемы:
o наглядные методы (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
o словесные методы (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
o практические методы (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, упражнения);
o эвристический;
o частично-поисковый (исследование; экспериментирование с различными художественными материалами);
o проблемное обучение;
o метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
o метод проектов;
o дидактические игры.
1. «Разноцветный мир» ИЗО
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. И для одаренных детей, и для детей, которые впоследствии не собираются быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда ребенок овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Кол-во часов | Теория | Прак- тика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. | 3 | 1 | 2 |
3 | Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. | 3 | 0,5 | 2,5 |
4 | Изображение растительного и животного мира. | 3 | 0,5 | 2,5 |
5 | Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. | 3 | 0,5 | 2,5 |
6 | Орнамент. Стилизация. | 3 | 0,5 | 2,5 |
7 | Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. | 3 | 0,5 | 2,5 |
8 | Практические упражнения: основа, обводка, подмалевок, оживка | 3 | 0,5 | 2,5 |
9 | Композиция на выбор: Городец, гжель, хохлома | 4,5 | 0 | 4,5 |
2. «Нетрадиционные техники рисования»
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о нетрадиционных художественных техниках в изобразительном искусстве, которые посильны детям 6 – 10-летнего возраста. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Кол-во часов | Теория | Прак тика |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности при работе с воском, иглами, канц. ножом, шилом. | 1,5 | 1,5 | 0 |
2 | Техника трафарет. Композиция «Зимний лес». | 3 | 0,5 | 2,5 |
3 | Техника граттаж. Композиция «Космос». | 3 | 0 | 3 |
4 | Создание коллективного панно в технике граттажа. | 3 | 0 | 3 |
5 | Техника монотипии. Композиция «Бабочка». | 1,5 | 0,5 | 1 |
6 | Техника пальцеграфии. Композиция «Букет для мамы». | 3 | 0,5 | 2,5 |
7 | Аппликация из нетрадиционных материалов. Аппликация с использованием различных круп. Материалы и инструменты. Приемы работы. Т/б | 4,5 | 0,5 | 4 |
8 | Создание коллективной композиции «Цветы». | 3 | 0 | 3 |
9 | Изонить. Техника выполнения и способы построения композиций. Материалы и инструменты. Т/б | 3 | 1 | 2 |
10 | Изонить. Композиция по выбору: цветы, птицы или животное | 4,5 | 0 | 4,5 |
Всего: | 30 | 4,5 | 25,5 |