«Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в КДШИ»

2
0
Материал опубликован 18 January

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Кольцовская детская школа искусств»









Тема статьи: «Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в КДШИ»







Подготовила: преподаватель Дурандина Лидия Юрьевна















2024

Уникальными возможностями гражданско-патриотического воспитания учащихся обладают уроки изобразительного искусства, в нашей школе этому уделяется особое внимание.

Проводя уроки по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» по предмету «Основы изобразительного искусства» в Кольцовской детской школе искусств, кроме образовательных задач, мы ориентируемся на патриотическое воспитание наших детей. Большая часть содержания программы опирается на воспитание у учащихся любви к Родине, к своему краю, поселку. Некоторые темы программы, а также мероприятия школы, такие как выставки и конкурсы, проводимые в Новосибирской области и конкретно в р.п. Кольцово, учат чувствовать, думать, эмоционально сопереживать, образно познавая окружающий мир, т.е. развиваются духовно. Особенно это становится актуальным именно сегодня, в непростое время.

На уроках дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России. Для этого начинаем знакомство детей с малой Родиной – нашим поселком Кольцово, где они живут и постепенно приходит понимание того, что поселок часть большой страны.

Изобразительное искусство, наряду с другими видами искусств, занимает свое особое место, обусловленное спецификой. Зрительно воспринимаемые образы живописи, графики, скульптуры наиболее четко фиксируются в памяти человека, способствуют формированию чувства прекрасного и правильного отношения к миру, активно формируют сознание, особенно в юном возрасте. Изобразительное искусство содержит богатый наглядный материал для бесед на патриотические темы, поскольку почти все значительные события в истории нашей страны нашли отражение в изобразительном искусстве.

Прикоснувшись к искусству, ребенку сложно быть равнодушным. Художественные произведения учат мыслить, домысливать, фантазировать. Становление общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности, которая, в свою очередь, возникает у ребенка под влиянием какого-либо произведения искусства: картин И.И. Левитана, И.И. Шишкина, В.Г. Перова, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова. Ребята сами приобщаются путем выполнения заданий под впечатлением картин великих русских художников.

В этой связи, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие».

Восприятие — это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Каждый ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Поэтому главной задачей в этом направлении становится развитие эмоциональной отзывчивости. Именно через сопереживание происходит формирование основ художественно-эстетической культуры ребенка.

На уроках предмета «Основы изобразительного искусства» учащиеся знакомятся с историей и культурой своего народа, с произведениями искусства русских художников, иллюстрациями, выполняют различные задания.

Например, изучая тему «Нюанс» познакомились с этим понятием на примере деревянного дома, рассмотрев зодчество Сибири (Новосибирска, Томска, Красноярска). Выполнили работы с изображением деревянных домов деревень и сказок (Теремок, дом Бабы Яги).

Проходя тему «Городской пейзаж» (загораживание), ребята воплотили своё видение улиц поселка.

Во внеклассной деятельности мы провели выездное мероприятие и посетили с экскурсией Новосибирский театре кукол, познакомившись с закулисьем, ребята выполнили творческие работы, в которых отобразили: жизнь театра от гримерки до сцены, сюжеты спектакля.

Кроме перечисленного, в течение учебного года, ребята активно участвуют в онлайн и офлайн выставках и мероприятиях школы, поселка, для которых предоставляют свои работы, оформляют открытки, подписывают их: День Победы, Письмо солдату СВО, 8 марта, День поселка, др.

Среди важнейших направлений по патриотическому воспитанию на уроках изобразительного искусства необходимо выделить следующие:

воспитание чувства солидарности, мужества и любви к Отчизне.

изучение основ этнокультуры;

художественная культура своего региона;

развитие интереса, уважения толерантного отношения к другой культуре;

Таким образом, изобразительное искусство позволяет формировать социальную ответственность и гражданскую позицию в рамках предмета «Основам изобразительного искусства», так как многие темы, связанные с историей и культурным наследием, стимулируют интерес учащихся к общественным вопросам и вдохновляют на активные действия.

Как уже говорилось выше, преподаватели и учащиеся нашего отделения регулярно участвуют в мероприятиях по поддержке воинов СВО, посвящают им свои работы, тем самым развивая и укрепляя свое патриотическое отношение к нашей стране. Искусство воспитывает, облагораживает, взращивает в человеке дух патриотизма. Так, несколько дней назад, в поддержку участников СВО, были закончены, оцифрованы и оформлены в открытки - работы учащихся нашего отделения. Кроме того, что дети сами нарисовали работы, после изготовления открыток они их подписали, от души выразив свое отношение к нашим солдатам, пожелав им Победы и скорейшего возвращения домой. На открытке изображены детская работа, герб р.п. Кольцово и эмблема МБУДО «КДШИ». Администрация МБУДО «КДШИ» передали 17 октября на СВО нашим кольцовским ребятам-солдатам.

t1737214108aa.jpgработа Коржовой Александры, 3 класс, 3 группа отделение ИЗО, 9 лет









t1737214108ab.png

t1737214108ac.gif


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации