Материал на проверке

Патриотическое воспитание в работе школьного музея как способ сохранения семейных традиций

4
0
Материал опубликован Вчера в 21:54 в группе

Патриотическое воспитание в работе школьного музея как способ сохранения семейных традиций

Дмитриенко В.Н.

руководитель историко-краеведческого музея «Родники»

МБОУ Одинцовской лингвистической гимназии


        По мнению нашего президента В.В. Путина, «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». Наши педагоги понимают, что формирование гражданского и патриотического самосознания личности должно стать первостепенной задачей. Решить эту задачу можно через распространение знаний истории и культуры нашего народа. Поэтому учебные заведения стоят на первом месте по реализации данной задачи. Новые ФГОС определяют работу в этом направлении – «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека». В связи с этим особое значение приобретает музейная педагогика.

      В условиях большой городской школы, которая находится в эпицентре самых разных событий, деятельность школьного музея является социально-значимой, она сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Мы все понимаем, что не сам Музей, а деятельность в музее формирует чувство причастности и уважения к прошлому.

      В прошлом учебном году с учениками 5 класса мы работали над проектом «Имена героев на улицах города Одинцово». Собирая и оформляя материал об известных героях, мы вместе подумали, а почему не сделать направление в работе музея, посвященного нашим героям – прадедушкам и прапрадедушкам, которые отдали свои жизни за наш мир. История каждой семьи уникальна, и ее для наших ребят важно знать. Эти знания могут помочь выстроить собственную жизнь и узнать главное – кто мы, откуда и благодаря кому живём.

      Музей инициативу пятиклассников распространил на всю гимназию. Началась работа по сбору информации. Огромную роль в сборе материалов сыграли мамы и папы, дедушки и бабушки, ведь именно они помнили своих близких – участников войны. Конечно, в некоторых семьях было несложно оформить информацию, потому что её хранят, обсуждают и передают по наследству. Представляете, один из учеников принес материал о пяти героях – своих прадедах. Более 20 человек о двоих – о прадедушке и прабабушке. 15 человек – о прапрадедушках.

      Были ребята, которые вместе с родителями только знали, что были прадеды, но о них информации не было. И тогда они обратились на сайты ветеранов. Сделали скриншоты статей с перечнем мест службы, подвигов, наград. Потом родители благодарили, что мы организовали такую работу, потому что и они не знали о своих предках.

    Среди учеников оказался парнишка, который рассказал следующую историю. Его прабабушка умерла в год его рождения. Её фотография стоит дома за стеклом, вся семья знает, что она воевала. И вот два года назад они семьёй поехали в Парк Патриот, и в музее на стене, где представлены фотографии воинов, он вдруг увидел фото прабабушки. Конечно, он подбежал к ней, чтобы убедиться, что это она. Там интерактивная выставка – нажимаешь на фото, и высвечивается вся информация о человеке. Арсений сделал фото этой информации, и теперь вся семья знает историю своего героя, и нам рассказал историю медсестры, которая вынесла с поля боя более ста раненых.

     Обращение к семейным реликвиям в совместной деятельности детей и родителей побуждает к познанию своих истоков и осмыслению своей сопричастности к истории своей родины.

      Еще один пример. Ученица 8 класса с родителями давно занимается сбором информации о своем прадеде. Оказалось, что он воевал в 108 стрелковой Бобруйской Краснознаменной, ордена Ленина, ордена Суворова II степени дивизии. Дивизия была сформирована в 1939 году и входила в 44-й стрелковый корпус, дислоцировалась в Вязьме. Сейчас в Вязьме есть музей, куда вся семья отправилась на поиски информации. Увидев в экспозиции Знамя дивизии, родители загорелись желанием сделать точную копию его. Они получили разрешение на это действие и обратились в военное ателье. Почему Знамя?

t1736880838aa.png

     Знамя, овеянное славой великих побед наших дедов и прадедов, украшено знамёнными лентами орденов, которые получила дивизия за храбрость и мужество ее бойцов. Солдаты обескровленной в боях дивизии, оказались последним бастионом обороны на рубеже деревни Падиково, Почти 1000 бойцов и командиров отдали свои жизни на последнем оборонительном рубеже перед Москвой и погнали проклятого врага из пределов нашей Родины.

     Семья Репиных, собирая материал о своем прадеде, узнала много о дивизии, в которой он служил. Теперь это Знамя находится в школьном музее. Учителя и ученики нашей школы свято хранят святыню, переданную в наш музей потомками солдат 108 дивизии.

t1736880838ab.png

     Собранный материал оформляется в едином стиле. Ученики классов готовят выступления с рассказами о своих героях. К сожалению, фотографий не много. А те, которые есть, ценны тем, что каждый ученик школы понимает, что и его семья принимала участие в Великой Победе.

     Великая отечественная война уходит в историю, и если нынешнее поколение её забудет, то мы потеряем связь между поколениями. В системе воспитательной работы назначение музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Погружение подростков в деятельность школьного музея затрагивает такую важную сферу в жизни ребенка, как семья. А совместная работа по сбору материалов содействует возрождению семейных ценностей.

t1736880838ac.png

С помощью музейных средств можно приобщить маленького человека к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы и позволяет выделить общую тенденцию: систематичность в работе, массовое приобщение учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграцию и творческое развитие личности. А если эта работа будет поддерживаться родителями, то в семье сложатся доверительные отношения, и воспитательные задачи будут достигнуты гораздо легче и быстрее.

На данный момент оформлены материалы о героях – прадедах восьмью кассами, память о более ста предках учеников и учителей теперь хранится в нашем музее. И мы на этом не остановимся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.