12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ситникова Татьяна Владимировна41
Ученая степень: кандидат филологических наук (специальность 10.01.10. Журналистика) РУДН (2018). Образование: Волгоградский государственный педагогический университет (1996), аспирантура Волгоградский государственный университет (2017). Категория: выс
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Патриотизм – превыше всего!

Ситникова Татьяна Владимировна,

кандидат филологических наук,

преподаватель кафедры русского языка и литературы Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Волгоградский социально-педагогический колледж», sitnikovavspk2020@mail.ru


Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области воспитания является «формирование высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России» [1, С.3].

Главной целью гражданско-патриотического воспитания является воспитание высоконравственного гражданина России, имеющего активную жизненную позицию, разделяющего российские традиционные духовные ценности, обладающего актуальными знаниями и умениями, способного реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готового к мирному созиданию и защите Родины посредством использования ресурсов воспитательного потенциала студенческого самоуправления.

Новое время требует от системы СПО формирования не только профессиональных качеств у студентов, но и активной жизненной позиции подрастающего поколения России.

Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества не может формироваться без патриотического воспитания. Основными ориентирами патриотического воспитания являются гражданско-патриотическая зрелость студентов, высокие этические нормы поведения, активная гражданская позиция, стремление к духовному обогащению и развитию, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности, почитание лучших традиций семьи, народа и др. [2].

Основополагающими документами для осуществления описываемого мной опыта воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию являются следующие нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.08.2013);

2. Федеральный Закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О днях воинской славы и памятных датах России»;

3. Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 (ред. от 05.04.2013) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Правительством России 29 мая 2015 года (постановление № 996-р);

5. Закон Волгоградской области «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Волгоградской области» от 05 декабря 2016 года № 123-ОД;

6. Программа воспитания и социализации студентов ГАПОУ «ВСПК» в рамках реализации ФГОС СПО.

На уровне данных нормативно-правовых документов можно выделить наиболее приоритетные для воспитательной работы со студенческой группой направления деятельности:

1. организация и проведение мероприятий, связанных с днями воинской славы России, праздничными и памятными датами России и Волгоградской области;

2. организация и проведение акций вахты памяти и поисковых мероприятий;

3. развитие волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания студентов;

4. формирование стойкого неприятия идеологии насилия, а также привлечение студентов к участию в противодействии терроризму;

5. сохранение и восстановление исторической преемственности поколений, семейно-родовой истории, воспитание уважения к собственной профессии;

6. заключение договоров о социальном партнерстве с образовательными организациями, учреждениями культуры, молодежной политики, необщественными и некоммерческими организациями по популяризации идей патриотизма.

Одним из важных субъектов воспитания студента является семья и семейные взаимоотношения. Семья – одна из основных базовых национальных ценностей российского народа, а поэтому выступает значимым элементом в осуществлении гражданско-патриотического воспитания. Исходя из этого, воспитательная работа была нацелена на формирование ключевой базовой национальной ценности – российской семьи. Основным направлением деятельности является изучение ребятами собственной семейной истории, связанной с событиями Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы. Это направление помогло решить и такую важную для куратора студенческой группы задачу, как выстраивание системы работы с родителями, которые стали активными участниками жизни группы. Совместно с родителями и детьми происходит изучение семейных фотоархивов, ребята расспрашивают родственников старшего поколения, чтобы собрать по крупицам и систематизировать историю жизни родных людей. Ведется активная работа с открытыми сайтами, содержащими информацию об участниках Великой Отечественной войны, на которых студенты смогли найти своих предков и узнать об их подвигах и наградах.

На практике это реализовывалось через следующие формы работы:

1. Тематические классные часы «Азбука гражданина», «Символика Российского государства», «Герои моей страны», «Что значит Родину любить?», «Духовное наследие России». Одним из самых удачных стал открытый классный час «Мир без нацизма».

Ребята сами рассуждают о преступности идеи, которая возвеличивала одну нацию или группу за счет уничтожения или подавления других. Приводят многочисленные примеры вредности и ничтожности данной идеологии в истории России, других стран.

2. Подготовка семейных презентаций «Поколение победителей» о своих родственниках, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.

3. Участие волонтеров группы совместно в общенациональной акции «Бессмертный полк», для которой были создаются плакаты с фотографиями и информацией о подвигах и наградах родственников студентов (ежегодно).

Таким образом, изучение семейной истории является стержнем воспитательной работы со студентами и позволяет решить ряд задач:

воспитание у студентов чувства гордости за своих предков, а через это формирование сопричастности к событиям Отечественной истории;

формирование студенческого коллектива в ходе совместной деятельности;

выстраивание системы работы с родителями, включение их в активную жизнь группы.

Таким образом, рассматривая весь комплекс мероприятий и форм организации воспитательной работы в группе, можно говорить о целесообразности и эффективности деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию. В результате среди студентов наблюдается повышение интереса к изучению истории семьи, города и страны, более ответственное отношение к исторической памяти, повышение осознанности представлений о происходивших в истории событий. Студенты группы активно принимают участие во всех мероприятиях гражданско-патриотической направленности колледжа, города, региона, что особенно ценно, выступают со своими инициативами.

Опыт гражданско-патриотического воспитания, реализуемый кураторами студенческих групп на базе ГАПОУ «ВСПК», может быть активно использован, транслируем в других студенческих коллективах.

Список литературы и источников:

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Правительством России 29 мая 2015 года (постановление № 996-р).

Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172с.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Правительством России 29 мая 2015 года (постановление № 996-р).


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.