Педагогическая статья «Организация совместной творческой деятельности в образовательном учреждении»

3
0
Материал опубликован 7 August

Педагогическая статья "Организация совместной творческой деятельности в образовательном учреждении"

Автор: Царёва Наталья Петровна

Воспитатель, учитель «Охрана безопасности и защиты Родины»

Высшая квалификационная категория.

С-Пб ГКУЗ «Детский туберкулёзный санаторий «Дружба»

Совместная творческая деятельность традиционно используется как средство воспитания.  Для этого обратимся к идеям коллективного творческого воспитания. Эти идеи уходят своими корнями к Ж.Ж. Руссо, педагогам эпохи Возрождения. Большой вклад в их развитие  внесли классики российской педагогики,  прежде всего С.Т. Шацкий, который еще в 1908-1911 гг. в летней коммуне «Бодрая жизнь» выстраивал деятельность подростков по определенной технологии. В 1920-30-х гг. идеи воспитания в коллективной деятельности получили свое развитие в  практике А.С. Макаренко. В 1950-е годы в научной школе, руководимой И.П.Ивановым, идеи воспитания в коллективной деятельности были детализированы до уровня технологии.

Научным базисом технологии совместного творческого воспитания является организация внутренне мотивированной совместной деятельности, диалогического общения и субъектных отношений между воспитателями и воспитанниками.

Психологическим содержанием деятельности, организуемой на основе указанных выше подходов, являются отношения заботы. И.П.Иванов отмечал, что «процесс воспитания  может быть организован только на отношениях истинной заботы о создании условий для развития личности растущего человека. В практической деятельности самих воспитанников эти отношения культивируются в  проявлении заботы друг о друге, об окружающих людях, окружающей среде.

Л.Г. Борисова выделяет следующие принципы использования совместной  творческой деятельности в воспитании:

- «вера в неограниченные потенциальные возможности каждого участника совместного дела, восприятие его как неповторимой индивидуальности, лица активного и инициативного;

учет индивидуальных и типологических  особенностей всех участников совместного творческого дела, а также потребностей и интересов участников  конкретной группы;

- добровольность участия воспитанников, свобода выбора как формы, содержания дела, так и способов его реализации;

- выстраивание всего процесса - от рождения идеи до ее воплощения - с том высказанных участниками предложений на основе принципа  «от мнения каждого - к общему мнению»;

- реализация доминантной (в отличие от авторитарной) позиции  воспитателя, когда он не диктует, но и не наблюдает со стороны,  предоставляя школьникам полную самостоятельность, а включается в совместную работу, являясь, как и все участники, субъектом  целеполагания и организации дела;

- наличие гибких, часто обновляющихся органов самоуправления, позволяющее каждому участнику овладеть управленческими и исполнительскими функциями;

- рефлексивное   осмысление   собственных действий,  что позволяет активно  включить механизмы самовоспитания».

Реализация этих принципов в совокупности позволит при использовании  совместной творческой  деятельности в воспитании.

К.Д.Ушинский был убежден, что предоставление ребенку возможности свободного  выбора, полной, широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для  него, и является истинной целью жизни, так  как цель эта — сама жизнь.

В процессе совместной творческой деятельности решаются различные воспитательные задачи:

 - Формирование и развитие личностных качеств.

-  Развитие творческих способностей.

 - Развитие организаторских навыков.

 - Воспитание коллективизма и укрепление межличностных связей.

- Создание благоприятных условий для возникновения и развития дружного детского коллектива.

В процессе совместной деятельности у школьников закрепляется:

 - Отношение к ней как  интересной, нужной, личностно-значимой. Это  и создает условия для закрепления таких нравственных качеств, как ответственность за общее дело и его результат, целеустремленность, организованность, инициативность, внутренняя дисциплинированность.

 - Отношение к себе как к яркой индивидуальности, проявляется  уверенность в решении достаточно сложных дел, вера в успех, увлеченность, оптимизм, стремление стать лучше.

Таким образом, организация совместной деятельности способствует как развитию личностных, так индивидуальных качеств воспитанников.

Ситуативное лидерство, взаимопомощь в ходе совместной работы создают возможность для творческого самоутверждения участников. Чувство товарищества, защита от некомпетентных оценок, эмоциональный комфорт снимают страх, стимулируют проявление инициативы. В деятельности, как в сотворчестве старших и младших возникают подлинно творческое обучение, товарищеское уважение, требовательность друг к другу, взаимопонимание, взаимовыручка.

Открываются широкие возможности для активизации личностного развития за счет информационного обмена, интенсивного  взаимообогащения воспитанников и воспитателей.

В организации совместной творческой деятельности выделим  три основных этапа:

Совместное целеполагание и планирование.

Совместная подготовка и осуществление

Совместный анализ достигнутых результатов (самооценка).

Целостный цикл полного осуществления коллективной творческой деятельности  И.П. Ивановым и его учениками был обозначен как коллективное творческое дело - КТД.

Выделяют шесть стадий коллективного творческого дела:

1-я стадия - предварительная работа воспитателей.

2-я стадия - совместное планирование дела.

3-я стадия - совместная подготовка дела.

4-я стадия - проведение совместного творческого дела.

5-я стадия - совместный анализ дела.

6-я стадия - ближайшие последствия проведенного дела.

Л.Г.Борисова дает представление (таблица 1) о деятельности воспитанников воспитателей на каждой из шести стадий КТД.

                                                                   Таблица 1

Технология деятельности воспитателя и воспитанников в процессе организации совместного творческого дела (КТД)

Действия руководителя КТД

Действия участников КТД

1-я стадия - предварительная работа

Осмысливает воспитательные  задачи в работе с конкретной группой  школьников, обдумывает идею предстоящего дела, приемы, обеспечивающие осознание всеми участниками  потребности в проведении очередного дела.

Включаются в предварительную  работу по выбору и осмыслению идеи  очередного КТД

Конкретизирует воспитательные задачи  (групповые и индивидуальные), а также определяет предполагаемый характер воспитательных отношений в процессе его осуществления.

Разбиваются на микрогруппы, выбирают старшего для ведения дискуссии.

Намечает программу своих исходных действий для обеспечения взаимодействия всех участников СТД при составлении проекта будущего дела, определении его цели и задач.

В процессе групповой, а затем общей дискуссии решают организационные вопросы: с какой целью и для кого  будем проводить СТД; кто будет его организатором; кто примет участие в  его проведении.

Стимулирует воспитанников к подготовке планирования СТД, готовится к этой процедуре сам  (продумывает конкретные предложения, варианты проведения дела, приемы активизации участников).

Продумывают предложения, которые выскажут при обсуждении общего  плана проведения СТД.

 

2-я стадия - совместное планирование

Обеспечивает процедуру  совместного планирования: ставит на общее обсуждение проблемные вопросы, стимулирующие воспитанников на размышление о содержании и организации готовящегося СТД.

Каждый участник включается в мозговую атаку в своей микрогруппе, высказывает предложения, выражает  свое мнение по поводу готовящегося  дела.

Включает всех участников дела через работу в микрогруппах в мозговую атаку; заботится о тех, у кого медленно продвигается дело, помогает своими предложениями «на выбор».

По результатам обсуждения в микрогруппах моделируется несколько  вариантов проведения СТД.

Организует общее  обсуждение вариантов проведения СТД, выработанных в группах.


 

После заслушивания выступлений представителей микрогрупп по выдвинутым вопросам помогает отобрать наиболее целесообразные предложения, в общей дискуссии высказывает   свои идеи по проведению дела.

Разработанные в группах варианты  предлагаются на общее обсуждение.

По завершении обсуждения выбирается или компонуется из нескольких  предложений один наиболее удачный  для данных условий вариант проведения СТД.

Организует дискуссию с целью выбора органов самоуправления на проводимое СТД.

Определяют организаторов СТД  (совет дела, творческая группа), которым и доверяются его детализация и  проведение.

Все больше увлекает ребят перспективой  предстоящего дела, повышает его социальную значимость, радуется интересным находкам, со  всеми ищет оптимальный вариант его проведения.

Высказывают предложения по содержанию и процессу подготовки дела,  выбирают из общей копилки идей наиболее понравившиеся, доказывают их  целесообразность  для  данного СТД.

3-я стадия - совместная подготовка

Оказывает  консультативную помощь совету   дела, при необходимости  способствует созданию отдельных творческих групп.

Созданный сообща проект детализируется, уточняется советом дела,  составляется план его проведения.

При затруднении работает с отдельными микро-группами и участниками, ищет и реализует приемы для поддержания общего интереса к  предстоящему делу, сам включается в подготовку одного из фрагментов дела.

Конкретизированный план обсуждается в микро-группах, которые выбирают определенный участок работы,  планируют его и начинают конкретную  деятельность по воплощению избранного фрагмента СТД.

4-я стадия - совместное проведение дела

Наблюдает за самочувствием участников Дела, их взаимоотношениями.

В процессе общения с советом дела  определяют место своего фрагмента  в общей сборке.

Воодушевляет воспитанников, помогает сосредоточиться, преодолеть  волнение, способствует созданию бодрого настроения, мажорного тона.

Каждый участник выполняет свою роль в микрогруппе, а группа - определенный фрагмент общего дела.

Увлекает личным примером участия в СТД.

Готовят в тайне приятный сюрприз  для микрогрупп.

5-я стадия - совместное подведение итогов

Продумывает логику анализа СТД, форму,  место проведения, выделяет основные вопросы для совместного обсуждения,  тщательно  обдумывает персонализацию в этой  процедуре.

В микрогруппах обсуждают предложенные для анализа вопросы, определяют причины успехов и неудач,  намечают пути устранения встретившихся ошибок.

В ходе анализа направляет мысль участников  обсуждения, сопоставляет мнения и предложения, задает уточняющие вопросы, стимулирующие поиск причин успехов и неудач, развивает и обобщает высказанные мнения.

Отмечают удачи каждой микрогруппы, осторожно намекают на ожидаемое, но не совершенное действие,  высказывают комплиментарное отношение к отдельным поступкам участников СТД.

Заботится о том, чтобы каждый участник  включился в размышление об опыте своих товарищей, своем собственном, извлек уроки на  будущее.

Подчеркивают, чем обогатился каждый воспитанник при подготовке и  проведении СТД.

В общей дискуссии выражает свое отношение к делу, отдельным поступкам  участников,   радуется  успехам, огорчается неудачам, раздумывает, советуется, организует процесс индивидуальной рефлексии.

Проводят индивидуальную рефлексию, определяют  «Я - позицию»,  причину   «Я-позиции»; «Я-позицию» мысленно сопоставляют с общественно  значимой нормой, обеспечивая свободный выбор сегодняшней позиции.

Благодарит всех за желание и умение поддержать общее начинание и довести его до конца.

Благодарят всех, кто помог при подготовке и проведении дела.

6-я стадия - ближайшее последействие

Поддерживая общий эмоциональный настрой  участников, переключает внимание воспитанников на следующее КТД.

Делают осторожные  наброски к следующему КТД.

Способствует реализации выводов и предложений, выдвинутых при анализе, особое внимание уделяет вопросам, которые не удалось по той или иной причине полностью решить во  время подготовки и  проведения КТД.

Завершают то, что не успели при  подготовке совместного дела: продолжают работу с архивными материалами, организуют несостоявшуюся встречу или экскурсию, читают заинтересовавшую их литературу.

На первом этапе  - совместного целеполагания и планирования важнейшим элементом становится  процесс выбора смысла деятельности.  Он происходит как согласование результатов ценностно-смыслового самоопределения каждого участника групповой или коллективной работы.

Планирование работы со школьниками, выбор наиболее интересных и нужных дел, как, впрочем, и планирование самого дела, всегда вызывали значительные  трудности в работе воспитателя. По всей  видимости,  это связано с тем,  что правильно   организованная   процедура   совместного    планирования    является процессом целеполагания,  внутреннего  принятия цели ее участниками, а руководство этим процессом - одна из самых сложных педагогических задач.

Хорошо известно, что в случае формального подхода к планированию, участнику может быть обеспечена только позиция исполнителя, а не самостоятельного творца. Если воспитанник внутренне не  приобщен к целям предстоящей деятельности, если он не осознал необходимость  своего участия в ней, он оказывается в  позиции объекта воздействия, который  может работать рядом с педагогом, выполнять порученные ему задания, но самостоятельности и творчества он не проявит. Более того, в этом случае, как правило, провоцируется противопоставление инициаторов  (участников разработки идеи) остальной массе участников, что вызывает отчуждение значительной части школьников от воспитательной  работы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс совместного планирования является очень значимым в организации предстоящей деятельности. Педагогически неэффективно организованный  процесс целеполагания приводит к понижению уровня воспитательной работы, искаженный - к полному ее разрушению.

Демократический способ работы воспитателя заключается в следующих умениях:

-  проявить потребности и возможности школьников, их запросы;

- неформально отнестись к идее школьника, поддержать ее,  показать   (подчеркнуть,   усилить)   ее  значимость,   помочь  оформить в качестве конкретного предложения;

- создать реальную ситуацию свободного выбора содержания  дела, форм, способов его реализации, а также места, времени  проведения, состава участников;

- оказать в случае затруднения поддержку воспитанникам, помощь в реализации идеи.

Значимыми в этой процедуре оказываются защита своей идеи и реально предоставленный выбор наиболее удачных  предложений, поскольку в ходе их осуществления и происходит принятие цели  предстоящей деятельности. Ученик, участвуя в этом процессе, переводит ее с внешнего плана во внутренний,  т.е. формулирует заказ самому себе. Внутреннее принятие цели деятельности определяет успех ее осуществления и воспитательную эффективность для участников.

Для поддержания интереса школьников к процедуре планирования формы проведения совместного планирования лучше разнообразить. С этой  целью могут быть использованы метод  «мозгового штурма», различные формы  совместной организаторской деятельности типа «журнал-эстафета», «смотр дружбы», «эстафета интересных дел», «рисованные фильмы»,  другие приемы, помогающие обеспечить выбор и защиту  предложений.

Завершается этот технологический фрагмент рефлексией всего  события, в ходе которой создаются условия для осмысления каждым воспитанником и всеми участниками общего дела  значения участия в планировании. Чём глубже будет анализироваться  собственный опыт планирования, активнее извлекаться из этого события уроки на будущее, тем успешнее с каждым разом будет происходить совместное планирование.

Значение правильно организованной процедуры совместного  планирования велико, оно заключается в следующем:

- у воспитанников формируется положительное отношение к  предстоящему делу, к сообществу, в котором оно осуществляется,  к самому себе как субъекту деятельности.

- возникает чувство общей ответственности за принятие  правильного решения, продуманного действия.

- программа,   которая рождается вместе  со  школьниками, становится для них прочувствованным, интересным делом.

- в процессе реализации совместно составленного плана снимается тревога, порожденная ожиданием неизведанного, создается  ситуация ожидания радостной перспективы.

- укрепляются связи между участниками  общего замысла, поддерживается дух творчества, желание участвовать в деле.

Выделим следующие составляющие этого этапа:

- Создание точки разрыва-точки размышления

- Индивидуальное ценностно-смысловое самоопределение

- Согласование заявленных позиций

- Выбор цели

- Планирование пути достижения цели.

На втором этапе – совместной  подготовки и осуществления становится индивидуальное и групповое творчество, дающее богатые возможности для самовыражения.

Действуя  сообща,  воспитатели  и  воспитанники  находятся  в  непрерывном  поиске:  думают  над  тем,  что  и  как  сделать  лучше,  ищут  и  находят  способы  преодоления  возникших  трудностей,  не  останавливаются  на  достигнутом,  не  удовлетворяются  совершенным,  а  извлекают  уроки  на  будущее,  поэтому  их  деятельность  и  становится  творческим  делом.

Выделим следующие составляющие этого этапа:

- Создание ситуаций, требующих творческого решения

- Индивидуальное творчество

- Согласование полученных творческих результатов

- Творческие сюрпризы-подарки

На третьем этапе  - совместного анализа достигнутых результатов ведущим становится рефлексия внутреннего мира, анализ собственных ценностей и их воплощения в деятельности.

Выделим следующие составляющие этого этапа:

- Рефлексия полученного продукта

- Индивидуальная самооценка

- Проявление сформировавшейся позиции.

В целом, можно отметить, что для того чтобы при организации совместной творческой деятельности подростков происходило воспитание культуры самовыражения педагогу следует:

- На этапе совместного целеполагания  и планирования каждое дело строится на основе реальной проблемы, которую необходимо решить. При определении цели предлагать детям придумать свой девиз, осуществляемой деятельности. Регулярно организовывать дискуссии по ценностям и смыслам деятельности. Соотносить совместную деятельность с желаниями учащихся. Предоставлять возможность каждому выдвигать и защищать идеи организации совместной деятельности. 

- На этапе совместной  подготовки и осуществления важно предоставить каждому участнику свободу выбора вида действий и партнеров по работе. Создать условия для того, чтобы каждый что-то придумал и показал свой результат всем. В случае несогласия ребенка с внешней оценкой, давать ему возможность выступить в жанре «особое мнение». В процессе демонстрации результатов предоставлять подросткам большие возможности для переодевания и изменения собственной внешности. Стремиться к тому, чтобы яркое проявление индивидуальности сопровождалось положительной внешней оценкой.

- На этапе совместного анализа достигнутых результатов позволять подросткам эмоционально и чувственно выражать свое отношение к результатам деятельности с помощью различных тренинговых упражнений. Создать условия для того, чтобы каждый подросток высказал свое мнение, прежде всего, связанное с оценкой собственных действий. Давать возможность подросткам выбирать свой стиль поведения и самовыражения в будущем.​​​​​​​

Используемая  литература:

 Байкова Л.А. Гуманизация школы: теория и опыт. Рязань.: Изд-во РГПУ, 1999-162с.

 Барышникова Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие.- СПб., 2005 г.  242с..

Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя: Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе. СПб.: КАРО, 2003.-208с.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.-144с.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.

Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. /Под ред. Н.Е. Щурковой. М., Новая школа, 1998, –208


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации