Педагогическая статья «Организация совместной творческой деятельности в образовательном учреждении»
Педагогическая статья "Организация совместной творческой деятельности в образовательном учреждении"
Автор: Царёва Наталья Петровна
Воспитатель, учитель «Охрана безопасности и защиты Родины»
Высшая квалификационная категория.
С-Пб ГКУЗ «Детский туберкулёзный санаторий «Дружба»
Совместная творческая деятельность традиционно используется как средство воспитания. Для этого обратимся к идеям коллективного творческого воспитания. Эти идеи уходят своими корнями к Ж.Ж. Руссо, педагогам эпохи Возрождения. Большой вклад в их развитие внесли классики российской педагогики, прежде всего С.Т. Шацкий, который еще в 1908-1911 гг. в летней коммуне «Бодрая жизнь» выстраивал деятельность подростков по определенной технологии. В 1920-30-х гг. идеи воспитания в коллективной деятельности получили свое развитие в практике А.С. Макаренко. В 1950-е годы в научной школе, руководимой И.П.Ивановым, идеи воспитания в коллективной деятельности были детализированы до уровня технологии.
Научным базисом технологии совместного творческого воспитания является организация внутренне мотивированной совместной деятельности, диалогического общения и субъектных отношений между воспитателями и воспитанниками.
Психологическим содержанием деятельности, организуемой на основе указанных выше подходов, являются отношения заботы. И.П.Иванов отмечал, что «процесс воспитания может быть организован только на отношениях истинной заботы о создании условий для развития личности растущего человека. В практической деятельности самих воспитанников эти отношения культивируются в проявлении заботы друг о друге, об окружающих людях, окружающей среде.
Л.Г. Борисова выделяет следующие принципы использования совместной творческой деятельности в воспитании:
- «вера в неограниченные потенциальные возможности каждого участника совместного дела, восприятие его как неповторимой индивидуальности, лица активного и инициативного;
учет индивидуальных и типологических особенностей всех участников совместного творческого дела, а также потребностей и интересов участников конкретной группы;
- добровольность участия воспитанников, свобода выбора как формы, содержания дела, так и способов его реализации;
- выстраивание всего процесса - от рождения идеи до ее воплощения - с том высказанных участниками предложений на основе принципа «от мнения каждого - к общему мнению»;
- реализация доминантной (в отличие от авторитарной) позиции воспитателя, когда он не диктует, но и не наблюдает со стороны, предоставляя школьникам полную самостоятельность, а включается в совместную работу, являясь, как и все участники, субъектом целеполагания и организации дела;
- наличие гибких, часто обновляющихся органов самоуправления, позволяющее каждому участнику овладеть управленческими и исполнительскими функциями;
- рефлексивное осмысление собственных действий, что позволяет активно включить механизмы самовоспитания».
Реализация этих принципов в совокупности позволит при использовании совместной творческой деятельности в воспитании.
К.Д.Ушинский был убежден, что предоставление ребенку возможности свободного выбора, полной, широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни, так как цель эта — сама жизнь.
В процессе совместной творческой деятельности решаются различные воспитательные задачи:
- Формирование и развитие личностных качеств.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие организаторских навыков.
- Воспитание коллективизма и укрепление межличностных связей.
- Создание благоприятных условий для возникновения и развития дружного детского коллектива.
В процессе совместной деятельности у школьников закрепляется:
- Отношение к ней как интересной, нужной, личностно-значимой. Это и создает условия для закрепления таких нравственных качеств, как ответственность за общее дело и его результат, целеустремленность, организованность, инициативность, внутренняя дисциплинированность.
- Отношение к себе как к яркой индивидуальности, проявляется уверенность в решении достаточно сложных дел, вера в успех, увлеченность, оптимизм, стремление стать лучше.
Таким образом, организация совместной деятельности способствует как развитию личностных, так индивидуальных качеств воспитанников.
Ситуативное лидерство, взаимопомощь в ходе совместной работы создают возможность для творческого самоутверждения участников. Чувство товарищества, защита от некомпетентных оценок, эмоциональный комфорт снимают страх, стимулируют проявление инициативы. В деятельности, как в сотворчестве старших и младших возникают подлинно творческое обучение, товарищеское уважение, требовательность друг к другу, взаимопонимание, взаимовыручка.
Открываются широкие возможности для активизации личностного развития за счет информационного обмена, интенсивного взаимообогащения воспитанников и воспитателей.
В организации совместной творческой деятельности выделим три основных этапа:
Совместное целеполагание и планирование.
Совместная подготовка и осуществление
Совместный анализ достигнутых результатов (самооценка).
Целостный цикл полного осуществления коллективной творческой деятельности И.П. Ивановым и его учениками был обозначен как коллективное творческое дело - КТД.
Выделяют шесть стадий коллективного творческого дела:
1-я стадия - предварительная работа воспитателей.
2-я стадия - совместное планирование дела.
3-я стадия - совместная подготовка дела.
4-я стадия - проведение совместного творческого дела.
5-я стадия - совместный анализ дела.
6-я стадия - ближайшие последствия проведенного дела.
Л.Г.Борисова дает представление (таблица 1) о деятельности воспитанников воспитателей на каждой из шести стадий КТД.
Таблица 1
Технология деятельности воспитателя и воспитанников в процессе организации совместного творческого дела (КТД)
Действия руководителя КТД |
Действия участников КТД |
1-я стадия - предварительная работа |
|
Осмысливает воспитательные задачи в работе с конкретной группой школьников, обдумывает идею предстоящего дела, приемы, обеспечивающие осознание всеми участниками потребности в проведении очередного дела. |
Включаются в предварительную работу по выбору и осмыслению идеи очередного КТД |
Конкретизирует воспитательные задачи (групповые и индивидуальные), а также определяет предполагаемый характер воспитательных отношений в процессе его осуществления. |
Разбиваются на микрогруппы, выбирают старшего для ведения дискуссии. |
Намечает программу своих исходных действий для обеспечения взаимодействия всех участников СТД при составлении проекта будущего дела, определении его цели и задач. |
В процессе групповой, а затем общей дискуссии решают организационные вопросы: с какой целью и для кого будем проводить СТД; кто будет его организатором; кто примет участие в его проведении. |
Стимулирует воспитанников к подготовке планирования СТД, готовится к этой процедуре сам (продумывает конкретные предложения, варианты проведения дела, приемы активизации участников). |
Продумывают предложения, которые выскажут при обсуждении общего плана проведения СТД.
|
2-я стадия - совместное планирование |
|
Обеспечивает процедуру совместного планирования: ставит на общее обсуждение проблемные вопросы, стимулирующие воспитанников на размышление о содержании и организации готовящегося СТД. |
Каждый участник включается в мозговую атаку в своей микрогруппе, высказывает предложения, выражает свое мнение по поводу готовящегося дела. |
Включает всех участников дела через работу в микрогруппах в мозговую атаку; заботится о тех, у кого медленно продвигается дело, помогает своими предложениями «на выбор». |
По результатам обсуждения в микрогруппах моделируется несколько вариантов проведения СТД. |
Организует общее обсуждение вариантов проведения СТД, выработанных в группах.
После заслушивания выступлений представителей микрогрупп по выдвинутым вопросам помогает отобрать наиболее целесообразные предложения, в общей дискуссии высказывает свои идеи по проведению дела. |
Разработанные в группах варианты предлагаются на общее обсуждение. По завершении обсуждения выбирается или компонуется из нескольких предложений один наиболее удачный для данных условий вариант проведения СТД. |
Организует дискуссию с целью выбора органов самоуправления на проводимое СТД. |
Определяют организаторов СТД (совет дела, творческая группа), которым и доверяются его детализация и проведение. |
Все больше увлекает ребят перспективой предстоящего дела, повышает его социальную значимость, радуется интересным находкам, со всеми ищет оптимальный вариант его проведения. |
Высказывают предложения по содержанию и процессу подготовки дела, выбирают из общей копилки идей наиболее понравившиеся, доказывают их целесообразность для данного СТД. |
3-я стадия - совместная подготовка |
|
Оказывает консультативную помощь совету дела, при необходимости способствует созданию отдельных творческих групп. |
Созданный сообща проект детализируется, уточняется советом дела, составляется план его проведения. |
При затруднении работает с отдельными микро-группами и участниками, ищет и реализует приемы для поддержания общего интереса к предстоящему делу, сам включается в подготовку одного из фрагментов дела. |
Конкретизированный план обсуждается в микро-группах, которые выбирают определенный участок работы, планируют его и начинают конкретную деятельность по воплощению избранного фрагмента СТД. |
4-я стадия - совместное проведение дела |
|
Наблюдает за самочувствием участников Дела, их взаимоотношениями. |
В процессе общения с советом дела определяют место своего фрагмента в общей сборке. |
Воодушевляет воспитанников, помогает сосредоточиться, преодолеть волнение, способствует созданию бодрого настроения, мажорного тона. |
Каждый участник выполняет свою роль в микрогруппе, а группа - определенный фрагмент общего дела. |
Увлекает личным примером участия в СТД. |
Готовят в тайне приятный сюрприз для микрогрупп. |
5-я стадия - совместное подведение итогов |
|
Продумывает логику анализа СТД, форму, место проведения, выделяет основные вопросы для совместного обсуждения, тщательно обдумывает персонализацию в этой процедуре. |
В микрогруппах обсуждают предложенные для анализа вопросы, определяют причины успехов и неудач, намечают пути устранения встретившихся ошибок. |
В ходе анализа направляет мысль участников обсуждения, сопоставляет мнения и предложения, задает уточняющие вопросы, стимулирующие поиск причин успехов и неудач, развивает и обобщает высказанные мнения. |
Отмечают удачи каждой микрогруппы, осторожно намекают на ожидаемое, но не совершенное действие, высказывают комплиментарное отношение к отдельным поступкам участников СТД. |
Заботится о том, чтобы каждый участник включился в размышление об опыте своих товарищей, своем собственном, извлек уроки на будущее. |
Подчеркивают, чем обогатился каждый воспитанник при подготовке и проведении СТД. |
В общей дискуссии выражает свое отношение к делу, отдельным поступкам участников, радуется успехам, огорчается неудачам, раздумывает, советуется, организует процесс индивидуальной рефлексии. |
Проводят индивидуальную рефлексию, определяют «Я - позицию», причину «Я-позиции»; «Я-позицию» мысленно сопоставляют с общественно значимой нормой, обеспечивая свободный выбор сегодняшней позиции. |
Благодарит всех за желание и умение поддержать общее начинание и довести его до конца. |
Благодарят всех, кто помог при подготовке и проведении дела. |
6-я стадия - ближайшее последействие |
|
Поддерживая общий эмоциональный настрой участников, переключает внимание воспитанников на следующее КТД. |
Делают осторожные наброски к следующему КТД. |
Способствует реализации выводов и предложений, выдвинутых при анализе, особое внимание уделяет вопросам, которые не удалось по той или иной причине полностью решить во время подготовки и проведения КТД. |
Завершают то, что не успели при подготовке совместного дела: продолжают работу с архивными материалами, организуют несостоявшуюся встречу или экскурсию, читают заинтересовавшую их литературу. |
На первом этапе - совместного целеполагания и планирования важнейшим элементом становится процесс выбора смысла деятельности. Он происходит как согласование результатов ценностно-смыслового самоопределения каждого участника групповой или коллективной работы.
Планирование работы со школьниками, выбор наиболее интересных и нужных дел, как, впрочем, и планирование самого дела, всегда вызывали значительные трудности в работе воспитателя. По всей видимости, это связано с тем, что правильно организованная процедура совместного планирования является процессом целеполагания, внутреннего принятия цели ее участниками, а руководство этим процессом - одна из самых сложных педагогических задач.
Хорошо известно, что в случае формального подхода к планированию, участнику может быть обеспечена только позиция исполнителя, а не самостоятельного творца. Если воспитанник внутренне не приобщен к целям предстоящей деятельности, если он не осознал необходимость своего участия в ней, он оказывается в позиции объекта воздействия, который может работать рядом с педагогом, выполнять порученные ему задания, но самостоятельности и творчества он не проявит. Более того, в этом случае, как правило, провоцируется противопоставление инициаторов (участников разработки идеи) остальной массе участников, что вызывает отчуждение значительной части школьников от воспитательной работы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс совместного планирования является очень значимым в организации предстоящей деятельности. Педагогически неэффективно организованный процесс целеполагания приводит к понижению уровня воспитательной работы, искаженный - к полному ее разрушению.
Демократический способ работы воспитателя заключается в следующих умениях:
- проявить потребности и возможности школьников, их запросы;
- неформально отнестись к идее школьника, поддержать ее, показать (подчеркнуть, усилить) ее значимость, помочь оформить в качестве конкретного предложения;
- создать реальную ситуацию свободного выбора содержания дела, форм, способов его реализации, а также места, времени проведения, состава участников;
- оказать в случае затруднения поддержку воспитанникам, помощь в реализации идеи.
Значимыми в этой процедуре оказываются защита своей идеи и реально предоставленный выбор наиболее удачных предложений, поскольку в ходе их осуществления и происходит принятие цели предстоящей деятельности. Ученик, участвуя в этом процессе, переводит ее с внешнего плана во внутренний, т.е. формулирует заказ самому себе. Внутреннее принятие цели деятельности определяет успех ее осуществления и воспитательную эффективность для участников.
Для поддержания интереса школьников к процедуре планирования формы проведения совместного планирования лучше разнообразить. С этой целью могут быть использованы метод «мозгового штурма», различные формы совместной организаторской деятельности типа «журнал-эстафета», «смотр дружбы», «эстафета интересных дел», «рисованные фильмы», другие приемы, помогающие обеспечить выбор и защиту предложений.
Завершается этот технологический фрагмент рефлексией всего события, в ходе которой создаются условия для осмысления каждым воспитанником и всеми участниками общего дела значения участия в планировании. Чём глубже будет анализироваться собственный опыт планирования, активнее извлекаться из этого события уроки на будущее, тем успешнее с каждым разом будет происходить совместное планирование.
Значение правильно организованной процедуры совместного планирования велико, оно заключается в следующем:
- у воспитанников формируется положительное отношение к предстоящему делу, к сообществу, в котором оно осуществляется, к самому себе как субъекту деятельности.
- возникает чувство общей ответственности за принятие правильного решения, продуманного действия.
- программа, которая рождается вместе со школьниками, становится для них прочувствованным, интересным делом.
- в процессе реализации совместно составленного плана снимается тревога, порожденная ожиданием неизведанного, создается ситуация ожидания радостной перспективы.
- укрепляются связи между участниками общего замысла, поддерживается дух творчества, желание участвовать в деле.
Выделим следующие составляющие этого этапа:
- Создание точки разрыва-точки размышления
- Индивидуальное ценностно-смысловое самоопределение
- Согласование заявленных позиций
- Выбор цели
- Планирование пути достижения цели.
На втором этапе – совместной подготовки и осуществления становится индивидуальное и групповое творчество, дающее богатые возможности для самовыражения.
Действуя сообща, воспитатели и воспитанники находятся в непрерывном поиске: думают над тем, что и как сделать лучше, ищут и находят способы преодоления возникших трудностей, не останавливаются на достигнутом, не удовлетворяются совершенным, а извлекают уроки на будущее, поэтому их деятельность и становится творческим делом.
Выделим следующие составляющие этого этапа:
- Создание ситуаций, требующих творческого решения
- Индивидуальное творчество
- Согласование полученных творческих результатов
- Творческие сюрпризы-подарки
На третьем этапе - совместного анализа достигнутых результатов ведущим становится рефлексия внутреннего мира, анализ собственных ценностей и их воплощения в деятельности.
Выделим следующие составляющие этого этапа:
- Рефлексия полученного продукта
- Индивидуальная самооценка
- Проявление сформировавшейся позиции.
В целом, можно отметить, что для того чтобы при организации совместной творческой деятельности подростков происходило воспитание культуры самовыражения педагогу следует:
- На этапе совместного целеполагания и планирования каждое дело строится на основе реальной проблемы, которую необходимо решить. При определении цели предлагать детям придумать свой девиз, осуществляемой деятельности. Регулярно организовывать дискуссии по ценностям и смыслам деятельности. Соотносить совместную деятельность с желаниями учащихся. Предоставлять возможность каждому выдвигать и защищать идеи организации совместной деятельности.
- На этапе совместной подготовки и осуществления важно предоставить каждому участнику свободу выбора вида действий и партнеров по работе. Создать условия для того, чтобы каждый что-то придумал и показал свой результат всем. В случае несогласия ребенка с внешней оценкой, давать ему возможность выступить в жанре «особое мнение». В процессе демонстрации результатов предоставлять подросткам большие возможности для переодевания и изменения собственной внешности. Стремиться к тому, чтобы яркое проявление индивидуальности сопровождалось положительной внешней оценкой.
- На этапе совместного анализа достигнутых результатов позволять подросткам эмоционально и чувственно выражать свое отношение к результатам деятельности с помощью различных тренинговых упражнений. Создать условия для того, чтобы каждый подросток высказал свое мнение, прежде всего, связанное с оценкой собственных действий. Давать возможность подросткам выбирать свой стиль поведения и самовыражения в будущем.
Используемая литература:
Байкова Л.А. Гуманизация школы: теория и опыт. Рязань.: Изд-во РГПУ, 1999-162с.
Барышникова Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие.- СПб., 2005 г. 242с..
Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя: Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе. СПб.: КАРО, 2003.-208с.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.-144с.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.
Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. /Под ред. Н.Е. Щурковой. М., Новая школа, 1998, –208