12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44207
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Классное руководство»
2

Педагогические ситуации для беседы со школьниками по рассказу О.Павлова «Вниз по лестнице в небеса» и по повести С. Лобунец «Любовь в сети и наяву»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Педагогические ситуации для беседы со школьниками

по рассказу О.Павлова «Вниз по лестнице в небеса» и по повести

С. Лобунец «Любовь в сети и наяву»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017

Пояснительная записка

Для организации беседы со школьниками на классном часу или во время внеурочной деятельности предлагаю обратиться к небольшим по объему отрывкам («по произведению», т.е. с вычленением самого важного в тексте), которые помогут классному руководителю (или родителям!) интересно и эффективно организовать проблемную беседу, дискуссию, свободный разговор с классным коллективом или с группой подростков). Учитель может прочитать текст вслух, но лучше, если перед каждым ребенком будет и распечатанный вариант, чтобы можно было обратить внимание на детали, выделить ключевые слова и понятия, почувствовать авторский стиль и оценить его.

Если классный руководитель не только сумеет увлечь ребят обсуждением актуальных нравственных проблем, но и мотивирует подростков на чтение современной литературы, это будет его большой удачей!

Педагогическая ситуация № 1

(по рассказу О.Павлова «Вниз по лестнице в небеса»)

Вонюкин с криком и как-то судорожно всегда что-то выхватывал у малышей, особенно если кто-то выходил из буфета после завтрака с пирожным или котлетой, и сразу же отправлял выхваченный кусок себе в рот, будто его и не было. Тех, кто жаловался, он запугивал, пинал. Пожалуй, только я и не уступал сложением Вонюкину, хотя был младше. Однажды, когда он что-то отнял у меня, я навалился на него и опрокинул на пол. И тогда к нему кинулась вся ребятня, кто пиная, кто щипая, кто хватая за волосы и куда-то волоча. Вонюкина с ликованием свергли. Но восстание маленьких рабов было подавлено спустя самое короткое время. Вонюкин вдруг взбежал на этаж с еще одним мальчишкой - и указал ему на меня. Паренек быстро подскочил и ударил меня в живот. Он был куда сильнее, но я в каком-то отчаянном порыве все же стерпел боль и ринулся на него. Мы даже сцепились, но тут подскочил Вонюкин, после чего они в несколько мгновений легко справились со мной и осыпали градом проворных ударов. На помощь никто не пришел: ребята пугливо сбились в кучку и смотрели, как меня бьют. А когда экзекуция закончилась, кто-то с восхищением и страхом шепнул на ухо: «Тебя бил Игорек Митрофанов!»

В моей жизни стало опасностью больше, и я временами ощущал присутствие этих двоих где-то рядом, близко, как будто они были призраками, что могли появиться однажды ночью, придя за мной даже в квартиру, где я жил. Воображение окутывало этих призраков тайной. Мне казалось, что Вонюкин не ложился по ночам спать, а тот, другой, которого все боялись, приходил в школу откуда-то из темного сырого подвала, где ему все было можно.

Вопросы для беседы:

1. Какие проблемы поднимет автор в данном тексте? Являются ли они актуальными? Ответ аргументируйте.

2. Скажите, какие нормы поведения нарушает Вонюкин? Часто ли вы сталкиваетесь с подобными нарушениями в школе? Как реагируете на поведение таких вот вонюкиных?

3. Известный ученый-юрист, криминолог Я.И. Гилинский считает источником подобного поведения в обществе (такое отклонение от социальной нормы называют девиацией, а поведение девиантным) социальное неравенство, а также «различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп». Согласитесь или поспорьте с мнением ученого, приводя примеры из жизненного и читательского опыта.

4. Какую роль, на ваш взгляд, играют СМИ в возникновении девиантного поведения у ваших сверстников? Интернет и социальные сети?

5. Обратите внимание: когда рассказчик дал отпор Вонюкину, все ребята набросились на обидчика и избивали его, как могли. Но когда Вонюкин с дружком избивал рассказчика, никто не заступился. Как вы расцениваете такое поведение подростков? Является ли оно типичным? Поделитесь вашими наблюдениями.

6. Все чаще можно услышать рассказы с жуткими подробностями о драках между мальчишками и девчонками в школах и за ее пределами. А каковы причины для разборок? Попробуйте назвать самые распространенные. Есть ли среди названных те, которые, на ваш взгляд, действительно заслуживают внимания и уважения?

7. Вам знакомо выражение «дедовщина»? А «школьная дедовщина»? «Денежная дедовщина»? Встречались ли вы с таким явлением в вашей школе? Как вы реагируете на проявление этих асоциальных явлений?

8. Анвар Тавобов в статье «Террор несовершеннолетних», опубликованной в газете «Вечерняя Москва», делится своими размышлениями: «Ехать туда опасно. Как утверждают подростки, это город скинхедов. Сейчас они чаще всего ходят вчетвером. Но когда «забивается стрела», то есть начинаются крупные «разборки», то «реально», как выразился Леха, он может собрать и 30 человек. Скины к нам не с Марса спустились, они такие же подростки, как и все остальные. Я спросил Леху, откуда такая вражда и взаимная ненависть». Действительно, откуда? Скинхеды особенно не любят инородцев. Почему? Откуда у обычных школьников такие антигуманные убеждения?

9. В «Комсомольской правде» Е.Рожаева в публикации «Чеченские подростки расстреляли соучеников из пневматического пистолета» рассказала читателям следующее: «Эмиль вместе со своим братом Эльсой поступили в школу № 1232 чуть больше двух лет назад. До этого Залаевы кочевали из одной московской школы в другую… Говорят, учителя не могли скрыть слез радости, когда прощались с ними навсегда.

Первым себя показал 13-летний Эльса. Немного осмотревшись, мальчик решил встряхнуть размеренную жизнь чопорного учебного заведения. Набрав «02», сообщил: «Школа заминирована». «Телефонного террориста» быстро вычислили. Кстати, уголовное дело по этому инциденту до сих пор не закрыто.

Вторым номером выступил старший брат. О хамстве и безобразных выходках Эмиля могут рассказать многие педагоги. Но волна родительского гнева начала подниматься после случая с девочкой-старшеклассницей, которую зарвавшийся парень оскорблениями довел до истерики. Затем он сломал нос однокласснику, напав на него в раздевалке. И все это - удивительно! - сходило ему с рук. Совершенно одурев от полной безнаказанности, Залаев обзавелся пневматическим пистолетом. Ребята рассказывали мне, что он частенько являлся в школу с оружием и завоевывал «уважение» сверстников, размахивая пушкой перед их носом». Как вы думаете, кто должен бороться с подобными отклонениями в поведении учащихся в стенах школы? Почему очень часто подобные выходки остаются безнаказанными? В чем вы видите выход?

9. Рассказ Олега Павлова «Вниз по лестнице в небеса» повествует о современных подростках, их отношениях с родителями, учителями, сверстниками. Прочитайте, может быть, многое вы представите в ином свете.

Педагогическая ситуация №2

(по повести С. Лобунец «Любовь в сети и наяву»)

На нем свет клином не сошелся! Будут в твоей жизни молодые люди и получше этого красавчика! Подумаешь, букеты нам принес! Не в букетах счастье!

А в чем? — зачем-то спросила Нина, хотя на самом деле ей вовсе не хотелось продолжать с мамой этот бессмысленный разговор. Вопрос нечаянно вылетел сам собой. Интересно же, в чем мама видит счастье.

В чем, в чем… — в раздумье повторила за дочерью Тамара Львовна. — Во взаимопонимании, что ли… С человеком, с которым ты сделаешься счастливой, вы будете одинаковыми глазами смотреть на мир. Даже если с разных сторон или с разных высот — все равно одинаково.

Это как же — с разных высот? — не поняла Нина.

Ну… например, если человек окажется тебя умнее, больше знает, чем ты, все равно ваши мироощущения должны совпадать. Вы не должны быть антагонистами. Это неправда, что люди, противоположные по взглядам, притягиваются друг к другу, как противоположно заряженные электроны. В человеческом мире не всегда действуют законы, обязательные для элементарных частиц.

Нина после маминых слов надолго задумалась. По всему выходило, что их с Митей мироощущения не совпали. Он хоть и согласился принять условия игры, не принял ее, Нину, в свое сердце. Просто забавлялся до тех пор, пока это не стало противоречить его собственным интересам. И плевать ему на то, в каком идиотском положении оказалась одноклассница. Впрочем, она сама во всем виновата, не надо было затевать эту мистификацию. Но кто ж знал, что придуманный Дмитрий Алексеев вдруг материализуется в действительности! Предусмотреть такое развитие событий было совершенно невозможно.

Сейчас Нина хотела только одного: чтобы мама наконец ушла и оставила ее в покое, наедине с собственными печальными мыслями. Даже самые горькие мысли о Мите были в чем-то неизъяснимо сладкими. Но мама не была бы мамой, если бы не подсела к дочери на постель и не начала утешать ее разными словами, ласково проводя рукой по волосам. В конце концов она все же поняла, что лучше дать дочери прийти в себя, сказала:

Вот увидишь, все еще будет хорошо, — и ушла из комнаты.

Вопросы для беседы:

1. Какие проблемы поднимет автор в данном тексте? Являются ли они актуальными? Ответ аргументируйте.

2. Когда так говорят «свет клином сошелся» (или «не сошелся»)? Являются ли эти слова утешением для того, кто безответно влюблен?

3. И.Гете утверждал: «Знание, что существует человек, с которым ты чувствуешь взаимопонимание, несмотря на различие в выражении мыслей, может превратить землю в цветущий сад». Попробуйте подтвердить правоту писателя, обращаясь к жизненному или читательскому опыту.

4. Многие мыслители, говоря о большой значимости взаимопонимания в жизни людей, подчеркивали, что взаимопонимание вовсе не означает согласие. Так, например, М.Тэтчер считала, что «вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык». А польский политический деятель С.Янковский пошел еще дальше: «Взаимопонимание — это не когда понимают слова, а когда понимают паузы». Можете ли вы привести примеры из художественной литературы, подтверждающие данные мнения?

5. Мама героини считает, что счастье во взаимопонимании. Согласны ли вы с таким утверждением? А в чем свое счастье видите вы? Вспомните, когда вы чувствовали себя по-настоящему счастливым (ой)?

6. Продолжите предложение: «Счастье-это …» Связано ли ваше ощущение счастья со школой? Почему?

7. Что вы можете сказать о взаимоотношениях Нины и ее матери?

8. О том, как героиня придумала себе друга в Интернете и о том, что из этого вышло, вы узнаете, если прочитаете повесть С. Лобунец «Любовь в сети и наяву».

Опубликовано в группе «Классное руководство»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.