12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45801
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Педагогические идеи формирования ЕНГ учащихся и способы их реализации на уроке физики в 7 классе.

«Функциональная грамотность – это способность применять

полученные в школе знания для решения повседневных задач»

А.А. Леонтьев, «Педагогика здравого смысла»


Пояснительная записка

t1637570696aa.png

Если исходить из того, что под естественнонаучной грамотностью школьника понимают, как его способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, затрагивающим весь комплекс естественных наук, так и готовность изучать, исследовать, присваивать современные идеи естественных наук, становится понятным, какие компетенции школьника могут быть сформированы в таком образовательно-воспитательном процессе [1]

Естественнонаучная грамотность обеспечивает учащимся такие компетенции, как способность давать научное объяснение процессам и явлениям природы, умение применять научные методы исследования для анализа учебной или реальной ситуации, навыки интерпретации данных, полученных в ходе выполнения лабораторной работы или исследовательского задания, умение формулировать выводы на основе анализа полученных результатов.

Используя в работе на уроках и во внеурочной деятельности задания, направленные на формирование ЕНГ, озвучу некоторые идеи, реализации которых повышает результативность такой деятельности учителя и ученика.

Педагогическая идея № 1 «Задания, формирующие ЕНГ учащихся, должны быть в арсенале учителя системообразующими.»

Подбираю и готовлю такие задания, начиная с первого урока семиклассников. Это текстовые задания, требующие поиска информации в них для ответов на поставленные вопросы, задания «вставь пропущенное слово», калейдоскоп формул с подстановкой в них недостающих символов, «нарисуй задачу» и другие. Особенно ярко реагируют на такие задания учащиеся 6 – 7 классов, что подтверждает необходимость начала этой работы на начальном этапе освоения физики. На фото: выполнение заданий, формирующих ЕНГ, во время лабораторной работы (9 класс) и вне урока (6 класс).

t1637570696ab.gif

Педагогическая идея № 2 «Задания, формирующие ЕНГ, должны быть адаптированы к реальным условиям обучения и жизни школьников»

Так, при изучении темы «Относительность механического движения» учащимся предлагается несколько вариантов текстов, в которых дано описание движения тел. Им предлагается выбрать тот вариант текста, который наиболее понятен, близок ребенку, и выполнить задание. Заметила, что девочки чаще выбирают задачи, в которых движутся спортсмены, животные, мальчики предпочитают работать с заданиями, в которых рассматривается движение автомобилей, самолетов, других транспортных средств.

Сегодня в помощь учителю-естественнику уже разработана серия заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности школьников, размещенная в открытом банке на официальном сайте ФИПИ [2] При этом убеждена, что творческий учитель непременно адаптирует или скорректирует предложенное задание с учетом личностно-социальных особенностей учащихся класса, группы.


В качестве методической разработки урока предлагается урок –

Контрольная работа по теме «Механическое движение».

Обучение первый год ведется по УМК Л.Э. Генденштейна и др. [3]

Представлено два варианта заданий, работа над каждым из которых способствует формированию компетенций ЕНГ учащихся. Метапредметность в заданиях присутствует, обеспечивая комплексное освоение естественных наук, дифференцирование заданий позволяет учитывать различный уровень подготовки школьников.

Задание 1. Проверка компетенции «Научное объяснение явления»

Применяя уже полученные знания об особенностях механического движения, создать свою модель поведения физического тела, для которой обосновать протекание процесса изменения положения с течением времени, дать ответ на вопрос.

Задание 2. Проверка компетенции «Понимание особенностей естественнонаучного исследования»

Учащимся необходимо распознать задание-исследование, сформулировать цель, выбрать способ выполнения задания для представления достоверных результатов.

Задание 3. Проверка компетенции «Интерпретация данных и использование научных доказательств (расчетов) для получения достоверных результатов»

Задание 5* – задание повышенной сложности. При выполнении его проверяются те же компетенции, что и при выполнении задания 3.

Задание 4. Проверка компетенции «Интерпретация данных для получения выводов»

При выполнении задания учащимся необходимо преобразовать одну форму представления данных в другую: текстовую в графическую.

Контрольная работа по теме «Механическое движение» 7 класс

1 вариант

1

Рассматривают движение трех разных тел:

Туриста, который прошел 10 км за время трехчасового похода и сделавший получасовой привал в пути;

Самолета, который после посадки в течение двух минут выруливает к месту стоянки;

Марафонца на дистанции, который за второй час устоявшегося бега преодолевает расстояние в 15 км.

Какое из тел совершает в заданный промежуток времени равномерное движение? Почему?

2

На шахматной доске пешкой были сделаны два хода и два удара по фигурам противника. В результате пешка переместилась на две клетки вправо и на две клетки вперед от исходного положения.

2.1. Самостоятельно выберите масштаб, изобразите графически путь пешки на игровом поле.

* Изобразите на этом же рисунке вектор перемещения фигуры.

2.2.Если размер шахматной клетки 5 см, какой путь прошла пешка?

* Какое перемещение совершила шахматная фигура на доске?

3

Спортсмен, двигаясь по стадиону равномерно, за 1 минуту преодолел 540 м пути. Какое расстояние он пробежит за 300 секунд, двигаясь с той же скоростью?

4

Лодка на прямолинейном участке реки за первую минуту прошла 450 м, за следующие три минуты – 2,4 км. Можно ли такое движение считать равномерным?

*Представьте график движения лодки по реке. Масштаб для графика выберите самостоятельно.

5*

Первую четверть пути автомобиль двигался со скоростью 30 м/с, оставшийся путь он прошел со скоростью 72 км/ч. Какова средняя скорость автомобиля?


2 вариант

1

Рассматривают движение трех разных тел:

Тракториста, обработавшего за время восьмичасового рабочего дня50 км пашни, который сделал получасовой обед и 10-минутную заправку топливом;

Легкоатлетки, выполняющей тройной прыжок в длину;

Улитки, ползущей по дорожке парка, которая за вторую минуту движения преодолела расстояние в 1,5м.

Какое из тел совершает в заданный промежуток времени равномерное движение? Почему?

2

Знакомясь с экспонатами выставки, посетитель прошел пять залов галереи на север и три – на восток от начальной точки маршрута.

2.1. Самостоятельно выберите масштаб, изобразите графически путь посетителя картинной галереи;

* Изобразите на этом же рисунке вектор перемещения фигуры.

2.2. Если длина зала равна 10м, какой путь прошел посетитель выставки?

* Какое перемещение совершил посетитель картинной галереи?

3

Катер, двигаясь равномерно, за 2 часа преодолел 36 км пути. Какое расстояние за 10 минут пролетает птица, двигаясь с той же скоростью?

4

Велосипедист на прямолинейном участке шоссе за первую минуту проехал 900 м, за следующие две минуты – 2,4 км. Можно ли такое движение считать равномерным?

*Представьте график движения велосипедиста. Масштаб выберите самостоятельно.

5

Две трети дистанции спортсмен пробежал со скоростью 9 км/ч, оставшийся участок он преодолел со скоростью 3м/с. Какова средняя скорость бегуна?

Анализ результатов проверки контрольной работы и общение с учениками показали, что задания интересны детям, но их выполнение требует большей сосредоточенности, внимания, так оценивает метапредметные знания, формируя естественнонаучную грамотность школьников.


Источники информации:

1. Юрова С.И. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики: презентация

2. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

3. Генденштейн Л.Э и др. «Физика – 7» Учебник, Бином, Просвещение, 2021.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Трефилова Раиса Поликарповна, 22.11.21 в 12:41 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Любовь Ивановна, за актуальную информацию и примеры практического использования педагогических идей по формированию ЕНГ!
Синяк Татьяна Ивановна, 03.12.21 в 19:24 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный и полезный ресурс! Сейчас эта тема очень актуальна.Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.