Урок по рассказу А.Геласимова «Нежный возраст»
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу А.Геласимова «Нежный возраст»
Тема урока: Кто может нас понять?
Родионова Нина Александровна, учитель
русского языка и литературы,
МОУ Тоншаевская средняя школа,
р.п. Тоншаево, Нижегородская область
Цели:
Познакомить учащихся с рассказом А.Геласимова «Нежный возраст».
Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
Совершенствовать навыки работы в группах.
Воспитание позитивного отношения к жизни.
Ход урока
Сегодняшний наш урок хочу начать стихотворными строчками:
Кто может нас понять?
Кому же интересны мы?
Ведь даже родителям наплевать
О чем наконец наши сны!!!
Мы можем кого-то любить
А еще ненавидеть можем
Мы можем хорошими быть
И можем плохими быть тоже.
Вам всем не судьба нас понять…
Послушать вам нас хоть раз…
Мы можем негодовать…
Разочаруюсь в вас…
Это стихотворение я нашла в Интернете, автора, конечно же, нет. Невозможно пройти мимо, ведь это же крик детской души!!! Знакомо вам такое отчаяние?! Думаю, да!
Так вот и герой произведения, с которым мы будем знакомиться на уроке, также ждет понимания со стороны родителей. Так и определим тему нашего урока: «Кто может нас понять?»
Рассказ Андрея Геласимова называется «Нежный возраст».
Несколько слов о самом авторе.
Краткая справка о писателе (индивидуальное сообщение) + портрет
Андрей Валерьевич Геласимов - автор многих повестей и рассказов, стихотворений в прозе, романов «Год обмана» и «Рахиль».
Родился в 1966 году в городе Иркутске. В 1987 г. окончил факультет
иностранных языков Якутского государственного университета. После этого
учился на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне – РАТИ) в мастерской
Анатолия Васильева. В 1996–1997 гг. А. Геласимов стажировался в
Халльском университете (Великобритания). Защитил кандидатскую
Диссертацию по английской литературе.
Был доцентом кафедры английской филологии Якутского государственного университета, преподавал стилистику английского языка. С 2002 года живет в Москве.
В 2001 г. в журнале «Октябрь» был опубликован первый рассказ А.
Геласимова «Нежный возраст». С тех пор А. Геласимов постоянный автор этого журнала: повесть «Жажда», роман «Рахиль», рассказы. Некоторые из его произведений вышли отдельными изданиями: «Жажда. Фокс Малдер похож на свинью», «Один год», «Рахиль».
Книги А. Геласимова переведены на французский, немецкий,
итальянский, венгерский, эстонский языки. Их проходят на спецкурсах
современной русской литературы в МГУ, Литинституте.
Прозу Андрея Геласимова отличает, в первую очередь, непривычное
для сегодняшней литературы реальное и доброе отношение к
действительности. В ней нет ни осуждения, ни пафоса разоблачения, ни
сетований на превратности судьбы. Жизнь воспринимается такой, какая она
есть. Остроумные сюжеты, свободная и артистичная манера повествования –
вот, пожалуй, основные характеристики творчества А. Геласимова.
Выявление первичного восприятия рассказа.
- Какое ваше первое впечатление от произведения?
(непривычная форма повествования дневниковые записи)
- Для чего люди ведут дневник? Может быть, у кого-то из вас есть опыт ведения дневника?
- Почему рассказ называется «Нежный возраст»? Какой это возраст?
- Подберите синонимы к слову «нежный».
(чувствительный, чуткий, легко ранимый, беззащитный)
- Какой временной промежуток охватывает рассказ? (с 14 марта по 14 мая). Как вы думаете, это конец рассказа? Появятся ли еще записи в дневнике?
- О чем пишет главный герой? Какие проблемы поднимаются в рассказе?
- проблема взаимоотношений родителей и детей;
- проблема одиночества среди людей;
- проблема дружбы, поиска истинных и ложных друзей; завоевания авторитета в компании сверстников;
- проблема поиска себя;
- проблема любви.
Работа в группах. Учащиеся работают с текстом, подбирают характеристики, цитаты: главный герой и те, кто находится рядом с ним.
Выступления учащихся, составление таблицы:
Родители |
«Дома тоже автомат бы не помешал. Опять орали всю ночь». |
|
2 группа |
учителя |
«Учителей надо разгонять палкой» |
3 группа |
одноклассники |
«в школе одни дебилы» |
4 группа |
Семенов |
«как бы не друг» |
5 группа |
Антон Стрельников |
«придурок» |
6 группа |
Андрей (улица). Что важно для героя? (мнение ровесников) |
«Андрей… не хотел бить. Просто все решили…) |
7 группа |
Октябрина Михайловна |
Бывший директор музыкальной школы. Сначала называет «старухой», а затем она становится единственным близким ему человеком. |
Вывод: Почему только Октябрина Михайловна стала для героя близким человеком? Как повлияла она на жизнь героя?
1. Помогает понять родителей, одноклассников, дворовых ребят.
2. Меняется его отношение к окружающему миру, меняется он сам. (Учащиеся доказывают). В начале рассказа агрессивен (« берешь автомат и стреляешь в лоб. Одиночным выстрелом»), его все «достали». Действительно ли он такой жестокий? Может быть, только внешне? Затем мы видим: помогает Октябрине Михайловне, так как «ей трудно, ее жалко»; смотрит фильм, так как не хочет ее обманывать; тонко чувствует родителей; меняет отношение к Семенову.
3. Меняется речь героя. В начале рассказа много жаргонизмов, грубой экспрессивной лексики.
5. Демонстрируется фрагмент из фильма «Римские каникулы.
- Почему фильм «Римские каникулы» с Одри Хепберн и актриса сама производят необъяснимое впечатление на героя? (это что-то светлое, доброе, что спасало его от обыденности жизни).
- Какие слова, сказанные Октябриной Михайловной герою, кажутся вам самыми главными? (дневниковая запись от 24 апреля 1995 гола)
6. Последняя запись в дневнике 14 мая 1995 года.
Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не буду писать.
- Почему герой не хочет больше писать? Почему ни отъезд матери, ни потеря друзей не произвели на него такого сильного впечатления?
7. Домашнее задание.
Автор оставил финал открытым. Обдумайте все, о чем мы сегодня говорили. Буду рада, если кому-то наш разговор, хотя бы немного, помог разобраться в себе, сделать правильные выводы…
Варианты на выбор учащихся:
1. Напишите сочинение – миниатюру «Кто может нас понять?»
2. Напишите продолжение дневника