Статья «Современные технологии обучения на уроках изобразительного искусства»
Бычкова Елена Анатольевна
учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ№24», г. Братск, Иркутская область
Аннотация:
В статье представлены методы современных технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Перед многими учителями изобразительного искусства стоит проблема – а как учить детей по-новому? Готовы ли к переходу на новые стандарты ? Получится ли? Разработка новых методов и приёмов обучения – процесс внедрения этих приёмов и методов в школьную практику. На своих уроках на протяжении ряда лет я в вожу некоторые из методов развития креативного мышления, АМО. С первого класса применяю самые разнообразные приемы, активизирующие творческую деятельность. По мере перехода из одного класса в другой ученики все больше знакомятся с понятиями. Мыслительная деятельность младшего школьника имеет наглядный характер и в значительной степени связана с чувственным познанием. Поэтому в начальных классах широко используются наглядные методы и приемы, которые успешно могли бы развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства. В начальных классах на уроках изобразительного искусства главным принципом обучения является наглядность и постепенность; широко используются словесные, наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют развитию творческого воображения. Практические методы играют большое значение на уроках изобразительного искусства. Формы работы представляются ведением уроков (работа с натуры. тематическое рисование, декоративно-прикладное, беседа). В младшем школьном возрасте имеются широкие возможности для развития креативного воображения у детей в связи с формированием таких психологических новообразований, как произвольность, внутренний план действий, по мнению Л.С.Выготского, именно в этот период устанавливаются наиболее тесные связи фантазии с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения. Креативность - это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей.
Уроки ИЗО позволяют развивать такие креативные способности, как:
Беглость
Оригинальность
Гибкость
Открытость
Восприимчивость
Образность
Абстрактность
Детальность
Вербальность
Стрессоустойчивость
Креативные методы обучения:
Метод агглютинации — соединение не соединимых свойств, противоположностей предметов или явлений и их изображение: светлая тьма, маленький гигант, горячий лед, быстрый камень.
Метод «Мозгового штурма» (А. Ф. Осборн) работа в группе, предложение разных вариантов при решении определенной задачи. К примеру, коллективно создать композицию на тему дом, каждый предлагает, что будет в этом доме: круглые окна, вход с правой стороны, построен из камней.
Метод «Если бы…» детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну . Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.
Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию. Например, ребенку говорят : «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить».
Метод придумывания позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги. (Практическая работа).
Метод инверсии предложить заменит краски на известные продукты: чай- коричневый, морковный сок- оранжевый, свекольный сок — красный, написание композиции этими продуктами и будет креативный метод на уроках изо.
Метод «морфологического анализа» или «морфологический ящик».- учит мыслить самостоятельно
Методика исследования особенностей воображения учащихся - тест предназначен для диагностики креативных способностей детей. Учащимся на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, трапеция) или контуры элементов отдельных предметов. И предлагают на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Время работы не ограничивается, данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса.
Существует несколько показателей, определяющих уровень сформированности воображения ребенка.
1. Количественная продуктивность его деятельности. Высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур.
2. Гибкость использования идей. В результате ее детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся:
типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг – колесо машины, самоката, велосипеда и т.д.);
рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы).
К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.
3. Оригинальность воображения. Наличие у ученика большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазий и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.
Использование при создании идей и продуктов воображения действия «включения» обеспечивает многовариативность решения задач, перестраивая и направляя процесс воображения в сторону поиска оптимального решения, что соответствует вероятностному характеру отражения действительности, составляющему специфику процесса воображения.
АМО - активные методы обучения.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств .
Выделяют 3 уровня активности:
Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности. Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения.
1.Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
2.Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
3.Использование игровых форм;
4.Диалогическое взаимодействие;
5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
6.Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
7.Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
8. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
9.Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);
10.Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
11.Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
12.Деятельностный подход в обучении.
К активным методам обучения относятся:
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
Активные методы преподавания | ||||
Индивидуальные | Групповые | Фронтальные | ||
Аудиовизуальные средства | Деловые игры | Тренинг | ||
• Учебник • Тетрадь • Учебные средства • Компьютер | • Работа в группах • Cooperative leaning • Проект • Анализ КС • Мозговой штурм | • Опорные сигналы • Музыка • ТВ • Видеосъемки | • Ролевые • Имитационные • Учебные • Ситуационные • Организационно – деятельностные |
Активные методы обучения помогают активизировать процесс, учебно-информационных и учебно-организационных умений. АМО приобретают ценность еще и потому, что способствуют успешному формированию у обучающихся комплекса положительных деловых качеств.
Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению. Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом. Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения уроков. Он способен делом показать, что искусство - это не скучная повседневность, а глубокая потребность человека в общении с прекрасным.
Литература:
1.Возможности практической психологии в образовании” под редакцией Н.В. Пилипенко Москва УЦ “Перспектива” 2000г
2.“Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками.” Москва, “Просвещение” 1991г
3.“Путешествие в мир искусства” С.К. Кожохина ТЦ “Сфера” Москва 2002г
4.“Психология одарённости” под редакцией Д.В Ушакова, Москва, Институт психологии РАН 2000г
5 .Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
6.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
7. Балаев А.А. Активные методы обучения. Профиздат.- М., 1994 и др.
8. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.