Педагогический проект по экологическому воспитанию «Река Иня, в родном селе Буготак»

11
4
Материал опубликован 18 September 2021



                        Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тогучинского района «Буготакская средняя школа»




Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников

«Река Иня в родном селе Буготак».


t1631983129aa.jpg

t1631983129ab.gif

Автор: педагог дополнительного образования

Сульгина Татьяна Николаевна

Т. 89529033678

Директор школы: Ирышкова Юлия Геннадьевна




с. Буготак 2020 г

Описание проекта: предлагаю вашему вниманию экологический проект «Река Иня в родном селе Буготак».

Данный материал будет полезен педагогам, родителям.

Тип проекта: детско – взрослый.

Вид проекта: познавательный, творческий.

По числу детей: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы комбинированной направленности (5-7 лет), педагог дополнительного образования, родители.

Обоснование разработки проекта: весной я ходила к реке Иня с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе. Обратив своё внимание на загрязненные берега реки, возникла идея поговорить с детьми в образовательном учреждении о наличии экологической проблемы на реке. Так зародился проект «Река Иня в родном селе Буготак».

Проблема: к большому сожалению берега Ини сильно загрязнены бытовым мусором: пластиковые бутылки, стекло, целлофановые пакеты. На берегу реки моют машины. Иня протекает недалеко от нашего образовательного учреждения и большинство семей воспитанников каждый день проходят мимо нее, некоторые даже живут возле реки. Что же дети знают о реке Иня? Кроме названия, скорее всего ничего. Дети не знают, какие рыбы в ней обитают, какие растения растут в реке, не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью реки. Грязные берега реки, это большая экологическая проблема.

Цель проекта: повысить экологические знания детей по предотвращению загрязнения берегов реки Ини в родном селе Буготак.

Актуальность: сегодня человечество переживает состояние глубокого экологического кризиса, поэтому экологическое воспитание является актуальным в нашем современном мире. Нужно с малых лет детям прививать любовь к природе, зачем нужно сохранять природу и почему мы несем ответственность за все, что происходит в окружающей среде.


Задачи:

Расширять представления детей об экологических проблемах, связанных с загрязнением берегов рек;

Воспитывать у дошкольников экологическую культуру, учить беречь удивительную красоту родного села;

Формировать представления о роли воды в жизни человека.

Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки умения в рисовании, лепке из соленого теста, пластилина, аппликации; развивать творческие способности;

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

- дети научатся понимать необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу;

- дети научатся соблюдать чистоту на берегах реки;

- получат знания об экологической проблеме загрязнений берегов Ини;

- научатся беречь красоту малой родины, повысится заинтересованность в очистке берегов реки Иня от мусора в своем селе;

- будут развиты творческие способности, воображение, пространственное мышление.

Для педагогов:

- повысится интерес к данной экологической проблеме, будут взаимодействовать с родителями по очистке берегов Ини, будут прививать любовь к своему селу, порядку на берегах реки;

- будет реализован единый подход к экологическому воспитанию в семье и в нашем образовательном учреждении.

Для родителей:

- родители станут активными участниками проекта, оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе.



План реализации проекта:

1 этап

Выявление проблемы.

2 этап

Предварительная работа.

3 этап

Выполнение проекта. (Организация совместной работы детей, родителей, педагогов над проектом)

4 этап

Творческая деятельность детей.

1. Выявление проблемы.

Мы живем в прекрасном месте. Наше село Буготак окружено бескрайними полями, душистыми лугами. На территории нашего села протекает река Иня, она одна из рек, которая впадает в Обь. Иня — это то место, где можно прийти отдохнуть с детьми, половить рыбу, или даже просто подышать свежим воздухом, насладиться красотой реки. Через реку в нашем селе построен прекрасный пешеходный мост. Еще в селе Буготак, на речке Иня есть и водоносная станция, которая поставляет питьевую воду из Ини в п. Горный. Экологическое состояние берегов реки вызывает беспокойство. Не говоря уже о самой Ине. Порядок на берегах реки в значительной степени зависит от нас с вами. Трудно переоценить значение реки в жизни человека. Наше образовательное учреждение, является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Детям необходимо прививать навыки экологически – грамотного отношения к природе, это от части, решит глобальную проблему человечества.

2. Предварительная работа.

1. Разработка конспекта занятия о знакомстве с рекой Иня и экологическими проблемами.

2. Разработка, подбор конспекта занятий о речных обитателей, растений реки Иня.

3. Подбор информации про экологии (исчезновение раков в реке Иня).

4. Памятка для родителей об экологической проблеме загрязнения берегов реки Иня.

5. Подбор дидактических игр, художественной литературы, иллюстраций для детей.

6. Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта.

7. Разработка НОД по рисованию « весеннее явление природы - ледоход».

8. Консультация родителей на тему: «Формирование экологической культуры у жителей села, по проблеме загрязнения реки Иня ».

9. Изготовление таблички родителями воспитанников «Берегите природу. Не засоряйте берега реки Иня».

10. Установка таблички на берегу реки «Берегите природу. Не засоряйте берега реки Иня».

3. Реализация проекта.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Беседы: «Сибирская река Иня», «Исчезновение раков в реке Иня», «Экологическая проблема окружающей среды», «Для чего нужны реки», «Какие рыбы живут в реке Иня», «Почему нельзя бросать мусор в воду», «Какие виды змей обитают в реке Иня», «Растения речки Иня».

Просмотр мультфильмов: «Мусор - враг природы», «Земля в опасности»,

Чтение художественной литературы:

Н. Рыжова «Как люди речку обидели», «Жила – была речка».

Э. Успенский «Вниз по волшебной реке».

И.Ревю«Рассказпрореку».
Ю. Раенко «Экологическая сказка».

А. Усачев «Как Вовка учился плавать».

Экологические сказки.

Стихотворения о реке Иня.

Загадки.

Дидактические игры:

Дидактическая игра «Плавает – не плавает», «Растения водоемов», «Рыбы», «Угадай и сравни загадки о воде», «Игра о двух братцах».

Настольно - печатные игры:

«Лото», «Убери лишнюю картинку », «Пазлы».

Словесные игры:

Цель: расширять словарный запас детей.

«Отгадай загадку», «Назови рыбу, которая обитает в Ине», «Назови растения, которые растут в Ине».

Сюжетно – ролевые игры:

«Собери мусор», «Ловись рыбка», «Мы – экологи», «Путешествие на лодке».

Подвижные игры:

«Рыбаки и рыбки», «Щука и караси», «Ручеёк», «Море волнуется».

Динамичные паузы:

Цель: ослабить утомленность, развить речь, работоспособность, мелкую моторику и координацию движения.

Физкультминутка «К речке быстрой».

Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!».

Пальчиковая гимнастика про реку «Побежали вдоль реки».

Дыхательная гимнастика «Водолаз».

Работа с родителями:

Помощь родителей в изготовлении таблички «Не засоряйте берега реки».

Памятка для родителей об экологической проблеме загрязнения берегов реки Иня.

Консультация на тему: «Формирование экологической культуры у жителей села, по проблеме загрязнения реки Иня ».

4. Продукты творческой деятельности детей.

Рисование «Весенне явление в природе - ледоход».

Лепка из соленого теста «Окунь».

Аппликация «Рыбки».

Рисование «Чистый берег реки Иня».

Лепка из пластилина «Змейка по названию уж».

Лепка из соленого теста «Желтые кувшинки».

Заключительный этап.

В результате работы над проектом, направленным на борьбу с экологической проблемой, загрязнения берегов реки Иня, дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле. Они стали отзывчивы к объектам живой и неживой природы, правильно оценивая последствия действий человека, знают о природоохранных мероприятиях по очистке водных ресурсов.

Родители показали важность экологической проблемы по отношению к своему родному краю и с интересом вовлеклись в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и образовательного учреждения, стали активными помощниками в реализации проекта.

Данный проект заинтересовал педагогов образовательного учреждения, педагоги и старшеклассники тоже не остались в стороне, они активно принимали участие в уборке берегов реки.

Работать под девизом «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно» было интересно и детям, и родителям, и педагогам. Смело можно сказать, что мы внесли свой посильный вклад в дело спасения берегов реки Иня. Добрые дела не остаются незамеченными – они являются положительным примером для подрастающего поколения!

Литература.

1. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 г

2. Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников.- М.: Мозаика – Синтез, 2004 г

3. Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях. – М.: ТЦ Сфера, 2015 г

4. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 -8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г

Приложение 1

Беседа «Сибирская река Иня »

Река Иня – одна из крупных правых притоков реки Обь. На Ине расположены города: Тогучин, Новосибирск и.т.д. много сельских населённых пунктов, в одном из которых мы с вами живем, в селе Буготак. Правый берег Ини в основном высокий и каменистый, а левый более пологий. Течение реки спокойное за исключением редких перекатов. Иня в переводе – долгая.

t1631983129ac.png

Замерзает Иня чаще всего в ноябре, но при сильных морозах покрыться льдом может и раньше. Ледоход на Ине начинается с середины апреля, льдины подминая тальник на её берегах, могут развернуться поперёк реки, создавая довольно приличного размера заторы.

t1631983129ad.jpg

Берега Ини могут менять свои очертания, в некоторых местах может расшириться и русло реки становиться мельче. Раньше в реке Ине всегда было достаточно рыбы. Пескарь, краснопёрка, ёрш, линь, лещ, сазан, язь, карась, окунь, налим. Судак поднимался весной с Оби, была Обская щука.

t1631983129ae.jpgt1631983129af.jpg

t1631983129ag.pngt1631983129ah.png

С недавних пор, некоторые виды рыбы пропали с водоёма в наших местах. Судака нет уже несколько лет, черный карась и сазан очень редок. Появляются и новые виды рыбы! Рыбаки ловили в Ине пелядь и осетровых. Вероятно поднявшуюся с Оби.

t1631983129ai.jpg

Рак, индикатор чистоты водоёма пять раз на памяти наших сельских жителей раки хорошо разводились в Ине и все пять раз мы наблюдали, как ковром покрывая воду, плавали они дохлые. Отравленные вероятно стоками с предприятий расположенных выше по течению реки.

t1631983129aj.jpg

Облюбовали в наших местах речку бобры, были они лет 7-8 назад в диковинку, теперь же они хозяева, как реки, так и стариц, живут, строят плотины, заваливая в воду деревья. Порядком потеснили ондатр, которых до их появления было в разы больше. Плавают не таясь, порой оплывают лодку, кругом кося глазом на пришельцев.

t1631983129ak.jpg

t1631983129al.png






За последнее время заметно больше стало людей, сплавляющихся вниз по течению реки. На байдарках или резиновых лодках, по двое или большой компанией плывут они, не спеша мимо, приветствуя тебя поднятием весла.

t1631983129am.jpg

Вопросы по итогу

Дети, скажите, где протекает река Иня? В какую реку впадает наша река Иня? Какая рыба водится в Ине? Как называется весеннее явление природы, когда идет лед? Какие виды речных животных исчезли из Ини? Кто поселился на берегах Ини в последнее время?

Спасибо за внимание!









Приложение 2

Конспект НОД по рисованию

«Весеннее явление в природе - ледоход».

Цель: расширять знания детей о природном явлении ледоход.

Задачи:

Учить детей рисовать пейзаж, изображая ледоход.

Развивать творческие способности, создавать композицию.

Вызвать интерес к весеннему явлению неживой природы, ледоходу.

Оборудование: готовый показ рисунка, гуашь, стаканы с водой, кисти большого и среднего размера, салфетки, листы бумаги, иллюстрации ледохода.

Ход образовательной деятельности:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одном явлении природы весной, мы поговорим с вами про ледоход. Знаете ли вы, что такое ледоход?

Дети: да.

Педагог: Когда начинается ледоход?

Дети: весной.

Педагог: Как вы думаете, а почему это явление природы происходит весной?

Дети: потому, что солнце греет теплее.

Послушайте стихотворение.

Холодом зима подула,
Заковал мороз в ледок.
Нашу речку, та уснула,
Мы там сделали каток.
А теперь весна настала,
Небо греет солнца круг,
Речка снизу постучала —
Вся деревня слышит стук.
Разойдитесь, попросила,
Набралась за зиму сил,
Лёд в минуту сокрушила,
И каток от нас уплыл.

Педагог: весной солнышко пригревает сильнее, сугробы оседают, снег становится серым, а лед на реках, делается рыхлым, темнеет и тает. Между льдинами появляются трещины. Обычно это происходит в апреле, в середине весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Не напрасно апрель называют «месяцем живой воды». В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход. Льдины ломаются с треском, грохотом. Они плывут, словно огромные рыбины, иногда наскакивая друг на друга. Между льдинами появляются оконца синей чистой речной воды. Льдины плывут вниз по течению. Под лучами полуденного солнца они быстро тают. Талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье. Ледоход – это весеннее явление неживой природы.

Педагог: дети, давайте мы с вами сегодня попробуем нарисовать ледоход?!

Дети: давайте!

Педагог: хорошо, для этого нам с вами понадобятся гуашевые краски белого, синего, коричневого, зеленого и желтого цвета, кисточки большого и среднего размера, стаканчики с водой, салфетки, чистые листы плотной бумаги.

Педагог: подготовились, теперь давайте с вами встанем в круг и немного поиграем.

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

t1631983129an.png

Педагог: молодцы ребята, проходите за столы. (На мольберте висит готовый показ, начинаю рисовать вместе с детьми) и так, начинаем готовить фон, смачиваем лист бумаги с помощью большой кисти водой, ставим белые точки с помощью гуаши по всему листу, ставим синие точки сверху, снизу немного черных точек. Смачиваем большую кисточку водой и слева направо проводим один раз, так мы должны провести до самого конца. Наш фон готов! Рисуем в середине листа речку голубым цветом, по краям мы будем рисовать березки с помощью кисточки среднего размера, обязательно нарисуем солнышко, добавим немного зеленых елочек, белым цветом рисуем на речке льдины в виде квадратов и треугольников, нарисуем птичек. Наш с вами ледоход готов!

t1631983129ao.jpg

t1631983129ap.jpg

Педагог: дети, скажите, какое явление природы мы с вами сегодня рисовали? Когда происходит ледоход? Почему именно весной? Ледоход – это явление живой или неживой природы? Вам понравилось наше занятие? Вы все большие молодцы, спасибо за внимание!











Приложение 3

Конспект занятия по тестопластике « Желтые кувшинки».

Возрастная категория детей от 5 до 7 лет

Цель: сформировать у детей основы экологической культуры, познакомить с растением желтая кувшинка через НОД тестопластика.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о растениях, занесенных в Красную Книгу Новосибирской области;

- уточнять представления детей о единстве и взаимосвязи человека и природы;

- продолжать знакомить с лекарственными свойствами растений;

дать понятие о строении растения.

Развивающие:

- развивать связную речь, память, наблюдательность, умение обобщать;

расширять кругозор;

- развивать мелкую моторику.

Воспитывающие:

- воспитывать у детей любознательность, интерес к тестопластике, бережное отношение к природе;

- продолжать учить детей лепить из теста объёмные скульптуры;

- воспитывать ответственное отношение ко всему живому, правильное поведение в природной среде.

Педагог: здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с одним замечательным водным растением, которое растет в нашей реке Иня, (показываю изображение желтой кувшинки на мольберте). Знаете ли вы что это за растение?

Дети: нет.

Педагог: это желтая кувшинка, растение невероятной красоты. Она растет в нашей реке Иня, на озерах, этот цветок можно встретить и на болоте, так как он не нуждается в чистой воде. Другое название растения – «кубышка». Это связано с интересной формой пестика кувшинки. Присмотревшись, можно увидеть ее поразительное сходство с маленьким кувшинчиком. В детстве мы делали из черешков кувшинок себе бусы, чем длиннее бусы - тем красивее они смотрелись! Из корней кувшинок изготавливают лекарство.

Красная книга включает ее в список редких растений. Листья у кувшинки крупные, сердцевидно-овальные, длинночерешковые, кожистые. Цветки одиночные, плавают на стрелках, с желтыми лепесточками. Плоды – это коробочки с большим количеством семян. Они созревают в середине лета.

Педагог: сегодня много интересного мы с вами узнали о растении желтая кувшинка! Предлагаю слепить кувшинку из соленого теста. Дети вы согласны!?

Дети: да!

Педагог: хорошо! Для лепки желтой кувшинки нам с вами понадобится цветное соленое тесто, стека, вода, кисточка для склеивания деталей, салфетка, шаблон листика кувшинки. Перед тем как приступить к занятию, давайте сделаем физкультминутку.

Физкультминутка "Как приятно в речке плавать!"

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И на травке отдыхаем.

Педагог: молодцы, хорошо отдохнули! Теперь приступаем к изготовлению нашей с вами желтой кувшинки. Сначала мы сделаем листик с помощью шаблона, он у нас какой формы?

Дети: овальной.

Педагог: потом будем делать лепесточки цветка.

Лепесточки, какой формы?

Дети: овальной.

Педагог: правильно, приступаем. Не забывайте работать за столами аккуратно и склеивать детали между собой при помощи воды.

Педагог: какие красивые кувшинки у вас получились! Дети, скажите, вам понравилось наше занятие? С каким растением мы с вами сегодня познакомились? Где растут кувшинки? Почему растение называется кувшинка? Почему растение желтая кувшинка занесено в Красную книгу? Какой формы кувшинка? Какого цвета кувшинка? Спасибо за внимание!

t1631983129aq.pngt1631983129ar.png


t1631983129as.png














Приложение 4

Беседа на тему «Раки»

Возрастная категория детей от 5 до 7 лет

t1631983129at.jpg

В нашу местность раков завезли рыболовы, которые однажды привезли из Алтая два ведра живых раков и выпустили в воду. Новое место членистоногим приглянулось, и они начали активно «плодиться и размножаться». В скором времени, рака стало так много, что хватало несколько раз завести бредень, и улов в пару мешков раков был обеспечен. Но расплодившиеся раки стали угрожать и рыбным запасам, так как активно поедали икру, которую отметала рыба. Раки живут только в чистой воде. Но однажды, не так давно раки внезапно в течение нескольких дней пропали. Выползли на берег и издохли. По данным специалистов, в тот период рак вымер во всём бассейне рек Иня и других.

Основные причины.

В природной среде обитания осталось очень мало раков. Настолько мало, что ученые уже волнуются не на шутку. «Поймать пару рачков во время прогулки» уже практически невозможно. Основных причин, столь печальных последствий, две – загрязнение природы и массовый вылов. Ракам нужна чистая вода для хорошей жизни, иначе они просто умрут. Но вместо очищения, люди продолжают загрязнять водоемы, делая жизнь обитателей просто невыносимой. Простые люди, которые могут наловить небольшое ведерко за вечер, также сильно ухудшают ситуацию. Может показаться, что от одного ведра ничего не будет, но, сколько таких ведер насобирают все любители раков за неделю?

Болезнь.

В последнее время обостряются и различного рода болезни, которые в условиях плохой экологии способны на ужасные вещи.

Итог: как стало понятно, причин, по которым пропадают раки, очень много. Это и уменьшение пространства природного обитания, и вылов, и болезни, и проблемы с экологией. В общем, врагов у этих животных много, а вот друзей совсем нет.

Люди уже итак зашли слишком далеко, отравляя природу. Такими темпами, в ближайшем будущем следует ожидать массового вымирания многих видов живых существ.

Педагог:

Дети, о каком речном животном мы говорили на нашем занятии? В какой воде живет рак? Почему исчезли раки? Нужно ли нам с вами беречь нашу природу, например нашу речку Иня? Молодцы, спасибо за внимание!










Приложение 5

Рисование на тему «Чистый берег реки Иня»

t1631983129au.jpgt1631983129av.jpg

t1631983129aw.gif





Приложение 6

Изготовление таблички родителями

«Берегите природу. Не засоряйте берега реки Иня»

t1631983129ax.jpg

Теперь на берегу реки Иня есть эта табличка, люди будут обращать на неё внимание и беречь красоту берегов нашей реки.

t1631983129ay.jpgt1631983129az.jpg


Лепка из пластилина «Змейка по названию уж»

Возрастная категория детей от 5 до 7 лет

t1631983129ba.jpg















Приложение 7

Аппликация на тему «Окунь».

t1631983129bb.jpgt1631983129bc.jpgt1631983129bd.jpgt1631983129be.jpg





Приложение 8

Беседа на тему «Экологическая проблема окружающей среды».

Возрастная категория детей от 5 до 7 лет

Цель: - формировать у детей бережное отношение к природе.

Тему сегодняшней беседы можно рассматривать как  «Экологическая катастрофа». Катастрофа - это очень страшное слово. Дети, как вы понимаете это слово? 

( непоправимая беда, крушение, трагедия, трагическое событие).

Действительно, катастрофа-это и непоправимая беда, и трагедия, и авария, и крушение, и катаклизм. А экологическая катастрофа – это крушение жизни на Земле.  И это, конечно же, может привести к трагическим последствиям для всего человечества. Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей, повысить экологическую культуру каждого человека

Если бы наша Земля могла бы говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь люди! Планета в опасности! Наше село и всю Землю настигла «Экологическая катастрофа»». Да, она кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Бросают мусор в лесах, на берегах и реках.

Просмотр видеоролика " Земля в опасности"

Во многих населённых пунктах, больших городах уже сейчас остро стоит проблема очистки мусора. Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор. Радиоактивное загрязнение – это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации. Ученые считают, что к середине следующего века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов. Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека, люди не понимают, какой вред они приносят природе, выбрасывая мусор в реки, на берега рек, в леса.

В чем же выход? Как мы можем помочь нашей планете Земля и нашему с вами селу? Наш ответ -  повышение экологической культуры каждого человека. Учиться беречь окружающую среду нашего села и планеты Земля. Человек, обладающий экологической культурой, осознает себя не отдельной особью, а частичкой природной среды. Он понимает, что помогая природе, он помогает самому себе!

Во всем мире сбор и переработка мусора приносят прибыль. На специальных предприятиях перерабатывают бумагу, стекло, металл, полиэтилен и делают строительные материалы, получают удобрения, сжиженный газ, метан и даже бензин. Из отходов вырабатывают тепло и электроэнергию. Предлагаю начать уже с сегодняшнего дня воспитывать в себе культурного и бережного человека, который заботится об окружающей среде нашей с вами природы, ведь мусор это наше с вами золото, которому можно и нужно давать вторую жизнь!

Вопросы:

1. Можно ли бросать мусор в реки, на берега рек, в леса?

2.Согласны ли вы, что миру угрожает «Экологическая катастрофа»?

3.Как избежать «Экологической катастрофы»?

4. Что можно сделать с пустой пластмассовой бутылкой? Использованной батарейкой?

5. Нужны ли урны в природе?

6. Переработка мусора - это хорошо или плохо?








Приложение 9

Речка Иня

Татьяна Христенко

Трава на полянах здесь – выше меня,
К воде наклоняется ива.
Спокойно течение речки Иня,
Лишь выпрыгнет рыбка, игрива.
Я пью этот воздух, как будто настой,
Дышу – не могу надышаться.
К реке по песку подбегаю босой
И чувствую: «Вот оно – счастье!»
В прохладные воды войду не спеша.
Все глубже, от берега – дальше.
И кажется: жизнь до того хороша!
Не знала такой ее раньше.
Вода серебрится в сплошной тишине,
Да лилий желтеют макушки…
Печали мои утонули в Ине
Остались речные ракушки…
Июльского неба окрас – из синя,

И мальвы пунцовые краски,
И тихая речка с названьем Иня,
Как жаль, что кончаются сказки.


t1631983129bf.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за знакомство, фотоотчет интересный и информативный!

18 September 2021

Интересный материал! Благодарю!

19 September 2021

Приложение 3 -дубль публикации https://урок.рф/library/konspekt_zanyatiya_po_testoplastike_iz_solenogo_test_113711.html

25 September 2021

Приложение 2 -дубль публикации https://урок.рф/library/konspekt_nod_po_risovaniyu_ledohod_125532.html

25 September 2021

Похожие публикации