Педагогический проект «Приобщение к прекрасному»
«Приобщение к прекрасному»
Автор проекта: Петров Владимир Игоревич
Тип проекта: образовательный.
По способу выполнения: групповой.
Участники проекта: учащиеся 7-9 классов школ и гимназий города Тюмени.
Сроки реализации проекта: средне-срочный (8 недель).
Организаторы проекта: инициативная группа студентов-старшекурсников из института Социально-Гуманитарных наук, а также творческая группа педагогов средних общеобразовательных организаций города Тюмени.
Состав инициативной и творческой групп утверждается отдельно по согласованию.
В основном состав творческой группы педагогов состоит из педагогов стажерских площадок (те школы и гимназии, в которых происходят педагогические практики у студентов 4 и 5 курсов). В этих школах уже налажен контакт с педагогами, они готовы к соучастию в проектах. Также будут задействованы школы, с которыми университет еще не работал.
Партнеры проекта: студенческий совет Тюменской области, классные руководители ребят-участников, учителя истории, обществознания, информатики.
Постановка проблемы. Не всегда у нас получается здесь и сейчас отправиться в путешествие, осмотреть достопримечательности того или иного города или страны. Но очень хочется. Проект «Приобщение к прекрасному» может помочь увидеть самые известные и яркие памятники мировой архитектуры даже сидя дома или в классе.
Виртуальная экскурсия представляет собой программный продукт, позволяющий просматривать различные удаленные объекты: музеи, учебные заведения, географические достопримечательности.
Актуальность разработки и просмотра виртуальных экскурсий обуславливается интерактивностью и доступностью данных проектов. Виртуальные экскурсии направлены на изучение мест, зачастую недоступных для людей.
Цель проекта: расширить знания учащихся о мировых достояниях архитектуры путем знакомства с известнейшими замками мира
Задачи:
1) развить коммуникативные навыки, умения работать в группе и решать задачи внутри коллектива
2) развить навыки исследовательской работы, систематизации и структурирования информации;
3) совершенствовать информационно-технологические навыки участников проекта;
4) создать коллекции виртуальных экскурсий с целью дальнейшего их использования в образовательном процессе.
5) предоставить возможность визуально познакомиться с историей развития человечества через достижения мировой архитектуры, мотивировать их к изучению вопросов архитектуры;
6) подвести обучающихся к выводу о необходимости бережного отношения к достижениям архитектуры через отработку умения делать выводы и обобщения.
Описание продукта, полученного в результате выполнения проекта:
1) создание банка виртуальных-экскурсий Замки мира;
2) создание банка мини-экскурсий Замки мира (учащихся).
Практическая работа:
- Содействие созданию благоприятных условий для работы учащихся и педагогов по теме проекта; обеспечение атмосферы взаимопомощи.
- Координация действий участников в соответствии с задачами проекта.
- Оказание помощи в проектировании, моделировании и организации виртуальных-экскурсий.
- Передача своего педагогического опыта и профессионального мастерства инициативной и творческой групп.
- Знакомство в процессе общения с информационными технологиями, образовательными площадками.
- Консультирование по подбору и использованию материала для виртуальных экскурсий.
- Оказание помощи в умение решать проблемные задачи и предвидеть результат.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1) Методическая литература, исторические документы;
2) Оборудование для организации встреч;
3) Аудио и компьютерное оборудование.
Реализация проекта.
Этапы, сроки реализации | Содержание деятельности в процессе реализации проекта | Ожидаемые результаты в процессе реализации проекта |
1 этап – подготовительный. Срок – 2 недели. | 1.Обозначение направления и темы проекта. 2.Набор и утверждение состава инициативной и творческой групп, состоящих из студентов и педагогов. 3.Организационные работы: бронирование помещения Студенческого совета Тюменской области для проведения мероприятий. 4.Определение времени, периодичности и сроков проведения мероприятий. 5.Подбор и утверждение замков для проведения виртуальных экскурсий. 6.Создание оргкомитета из числа инициативной группы, определение задач их деятельности. 7.Работа оргкомитета: сбор информации и различных источников для создания банка виртуальных экскурсий в выбранные замки. 8.Определение возрастной категории учащихся (среднее звено учащиеся школ и гимназий города Тюмени). 8.Организация агитационной работы среди учеников для участия в этом проекта: печатная форма – путем развешивания объявлений и листовок и предстоящем мероприятии; интерактивная – создание группы в Контакте и странички мероприятия в Instagram. На печатном объявлении будут указаны ссылки на социальные сети, где можно будет узнать более подробную информацию. В первую очередь объявление будут отправлены факсом в школы и гимназии, с которыми у университета заключен договор. В остальные гимназии отправятся непосредственно участники оргкомитета для одобрения размещения объявления о предстоящем мероприятии. | - создание оргкомитета; - определение времени, периодичности и сроков проведения мероприятий: во время учебного процесса в после урочное время; 1 раз в неделю на протяжении 5 недель; - выбор замков и сбор информации по ним, создание информативного банка; - определение возрастной категории учащихся: среднее звено - учащиеся 7-9 классов школ и гимназий города Тюмени; - набор учеников-участников мероприятия в результате качественно организованной агитационной работы; - создание группы в Контакте и странички мероприятия в Instagram; - контроль работы инициативной и творческой группы. |
2 этап – основной. Срок – 5 недель. | 1.Назначение ответственных за проведение мероприятий (составление Графика встреч). 2.Определение режима (Графика) Личных встреч в течение реализации проекта (1 раз в неделю в удобное для учеников после урочного времени) и проведение виртуальных экскурсий в одни из самых известных замков мира. 3.Разработка механизма проведения мероприятий в рамках Личных встреч. 4.Разработка системы рефлексии Личных встреч. Участники дописывают предложенную каждому фразу и прикрепляют стикер к оформленному стенду (древко, наверху листочек с датой проведения и названия замка; стикеры прикрепляют вдоль древка, получается много знамен на одном древке, некий флаг) У каждого замка – стикеры своего цвета. 5.Механизм проведения мероприятия: - вступительное слово членов Оргкомитета; - далее учащимся предлагается раскрутить Колесо фортуны. На каждом его секторе написаны названия замков (один сектор-одно название). Стрелка Колеса фортуны определяет замок, в который школьники будут отправляться на виртуальную экскурсию; - рефлексия: участникам предлагается дописать и закончить предложение (Для меня стало открытием… Я не знал(а), что группе … После виртуальной экскурсии мне захотелось… Сегодня я расскажу…). 6.По окончанию просмотра всего цикла виртуальных экскурсий объединение учащихся в мини-группы.В каждой по 5-7 человек, количество групп будет варьироваться от общего количества участников проекта. После разделения группам дается задание – в течение недели подготовить мини-версию виртуальной экскурсии в любой замок по их желанию, следуя брошюре, в которой написана информация о составлении и наполнении виртуальной экскурсии. В информационной брошюре будет написано, как создавать виртуальную экскурсию, и что в ней должно быть. Какие материалы составляют экскурсию? Для организации виртуальной экскурсии так же, как и для экскурсии реальной, необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации. Поскольку у пользователя нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть наличие графической информации – прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов (схематический план замка, положение населенного пункта на карте и т.п.). Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Таким образом, текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация. Видеоинформация может также оживить экскурсию, однако работа с ней в высшей степени сложна и требует наличия специальных технических компонентов, отсутствующих в стандартном наборе компьютера. Происходит выбор членов жюри. В состав жюри будут входить студенты, учителя и школьники. | - составлен График встреч; - разработан механизм проведения мероприятий в рамках Личных встреч; - разработана система рефлексии; - проведение всех запланированных встреч; - активная работа учащихся; - объединение учащихся в мини-группы, развитие компетенций учащихся, совершенствование учебной деятельности, обогащение умения работать с интернет-ресурсами; развитие личностных качеств; - создание банка материалов для мини-версий виртуальных экскурсий; - контроль работы инициативной и творческой групп. |
Третий этап – заключительный. Срок – 1 неделя. | 1.Организация и проведение заключительных встреч. 2.Презентация учащимися проектов мини-виртуальных экскурсий. 3.Организация и работа Круглого стола: анализ реализации проекта, выделение сильных и слабых позиций проекта, планирование перспектив его развития, поиск продолжения. 4.Общая рефлексия: работа со стикерами составленными на 2 этапе. 5.Награждение участников Проекта Диплома, Сертификатами, памятными подарками. 6.Распостранение данного опыта работа в профессиональных педагогических сообществах (интернет сообщества, в Контакте и странички мероприятия в Instagram, на сайте образовательной организации, публикации в печатных изданиях). 7.Выдвижение на участие Педагогического проекта «Приобщение к прекрасному» в конкурсах проектов. 8.Составление фото-видео- отчета об этапах реализации Проекта. 9. Жюри оценивает работы по следующим критериям: 1) обоснование темы и ее актуальности; 2) описание целей и задач; 3) описание и обоснование выбора маршрута; 4) визуальный материал (карты, фотографии); 5) логика изложения, содержательность, грамотность; 6) творческий подход; 7) оформление работы Лучшие проекты в качестве поощрения жюри может рекомендовать к размещению на сайтах школ, в которых учатся авторы проектов. | - создание банка проектов мини-виртуальных экскурсий учащихся; - фото-видео- отчета об этапах реализации Проекта; - контроль за деятельностью групп. |
Ожидаемые результаты всего проекта в целом:
1) формирование поликультурной компетентности;
2) расширение интеллектуального кругозора учащихся через знакомство с мировыми шедеврами архитектуры;
3) формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей;
4) формирование информационной компетентности.
Дальнейшее развитие проекта.
По итогу проведения всех запланированных мероприятий, а также по отзывам всех участников и организаторов, будет решаться его дальнейшее развитие.
Если большинство отзывов будут положительны, то я думаю, что этот проект может проводиться систематически, постоянно обновляясь и совершенствуясь. Например, виртуальные экскурсии по другим эпохам и просмотр других объектов.
В дальнейшем, при системном проведении такого мероприятия, виртуальные экскурсии, созданные для учеников и самими учениками непосредственно, могут выступать в качестве базы работа для учебно-методического материала по истории и мировой художественной культуре.
Также можно объяснить ребятам, каким образом они могут использовать свои умения, полученные при подготовке виртуальной экскурсии, в других сферах, как применять это на других уроках, как создавать это не только работая в команде, но и одному.
Мы получили самый главный продукт проектной деятельности – созданные командами виртуальные экскурсии.
Заключение
В ходе реализации Педагогического проекта «Приобщение к прекрасному обучающиеся приобретают знания и умения, опыт поисковой и творческой учебной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому. Данный проект имеет не только познавательную, но и прагматичную ценность: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить». Именно в этом его образовательная ценность, направленная на возможность соединить в себе разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проект способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс открытым для активного участия учащихся, педагогов и других членов общества.
Биткина Татьяна Геннадьевна