Средняя группа «Ромашка», МБДОУ детский сад компенсирующего вида №49 «Тополёк»
Педагогический проект:
«Волшебный мир театра»
подготовила проект воспитатель
высшей категории:
Нургалиева Ирина Ватымовна
г.Псков, 2019 г.
Педагогический проект:
«Волшебный мир театра»
средняя группа «Ромашка»
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №49 «Тополёк», г.Псков
1.Постановка проблемы.
Внешний интерес детей и привлечение интереса родителей к театру и театрализованной деятельности: формирование у детей и их родителей представлений о театре, его видах, театральных атрибутах, постановках, работниках театра.
Воспитатель группы «Ромашка» Нургалиева И.В. разработала долгосрочный проект «Волшебный мир театра». Проект направлен на развитие у детей среднего возраста творческих способностей, воображения, а также на развитие речи, двигательной активности, мыслительной активности.
Театрализованная деятельность в детском саду важна для общего развития детей. Театрализованные игры, а также подвижные и пальчиковые игры в стихотворной форме, которые предлагаются в проекте, помогают развитию мелкой и общей моторики, способствуют развитию активного и пассивного словаря детей, а также пониманию детьми, что такое хорошо и что такое плохо.
В современном мире, где преимущество имеет Интернет, к сожалению, родители вместе с детьми стали редко посещать театр. Дети и родители имеют мало знаний о творчестве театра, о том, какие виды постановок идут в театрах в их родном городе.
Участие детей и родителей в проекте позволит обогатить знания детей и их родителей о театрализованной деятельности в детском саду, расширить кругозор о видах искусства и творчества, позволит приобщить детей и их родителей к театрализованной деятельности, будет способствовать развитию творческих способностей, позволит сформировать целостную картину о театре.
2.Актуальность.
1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении театральных атрибутов для обыгрывания с детьми.
По этой причине уже с раннего возраста важно заботиться о развитии ребёнка в театрализованной деятельности.
3.Цель проекта:
Формирование у детей и их родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности: воспитатель – дети – родители.
4.Задачи проекта:
1. Создать развивающую среду в группе – условия для развития и поддержания интереса детей к театру и театрализованной деятельности.
2. Формировать представления о театре, его видах, атрибутах (театральных реквизитах), театральных профессиях (кукловоды, актеры, музыканты, дирижер) у детей и их родителей.
3. Формировать положительное отношение к театральному искусству.
4. Приобщать детей к театральному искусству через различные виды детской деятельности: игру, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), чтение русских народных сказок, фольклора.
5.Познакомить детей и родителей с видами театрализованной деятельности в детском саду.
6.Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
7.Развивать творческие и коммуникативные способности, речевую активность и актуализировать словарь детей.
8.Создание предпосылок для творческого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности.
9.Нравственное воспитание детей через театрализованную деятельность.
10.Привитие культурно – эстетических норм детям.
11.Подобрать и систематизировать практический материал по проекту, учитывая возраст детей: разработать картотеку театрализованных игр для среднего возраста и дополнять её по окончанию сроков проведения проекта.
12. Привлечь родителей к изготовлению разных видов театра: изготовить своими руками пособия и игры, костюмы, маски по данному проекту.
13.Повысить свою компетенцию в данной области.
5.Паспорт проекта.
Образовательная область: «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Вид проекта: игровой, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети и их родители, бабушки и дедушки, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель.
Сроки проведения проекта: с 1 октября 2018 года по 31 мая 2019 года.
6.Ожидаемый результат:
1) расширение знаний и кругозора у детей и их родителей о театре, его видах, атрибутах, артистах;
2) развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы детей в процессе совместной театрализованной деятельности;
3) воспитание у детей любви к искусству, театрализованной деятельности;
4) речь детей станет более разборчивой;
5)у детей повысится уровень эмоциональной отзывчивости, организованности, подвижности;
6) дети разовьют в себе артистические навыки, откроются таланты артиста;
7) дети увлечённо используют театральный уголок в группе в ходе самостоятельной игровой деятельности;
8) разработана картотека театрализованных игр по проекту для среднего возраста;
9) повыситься профессиональная компетенция воспитателя и других педагогов ДОУ, Применение продуктов проекта на практике в разных режимных моментах.
10) фотоотчёт проекта для родителей и педагогов;
11) подготовка и показ для родителей и педагогов ДОУ театрализованного представления «Волк и семеро козлят на новый лад».
7.Гипотеза проекта:
если создать условия для изучения темы проекта, то становится возможным, что у детей и их родителей повысится познавательный интерес к изучению театрализованной деятельности и театру в целом. У родителей воспитанников повысится интерес к воспитательно–образовательному процессу в ДОУ, желание сотрудничества и взаимодействия с педагогами группы и детьми.
8.Формы реализации проекта:
театрализованная деятельность
художественная деятельность
музыкальная деятельность
чтение художественной литературы
совместные игры со взрослым, сверстниками (традиционные народные, подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, дидактические игры)
самостоятельная театрализованная деятельность детей
рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийной презентации о театре
просмотр детьми театрализованных постановок воспитателя
комплексные занятия
прогулки
наблюдения
9.Стратегия осуществления проектной деятельности.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОО, внутри детского сада.
10.Этапы реализации проекта:
Концептуальный:
- обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.
2. Подготовительный:
- изучение методической литературы;
- составление перспективного плана работы;
- подбор игр и упражнений, оборудования;
- изготовление пособий своими руками.
3. Практический:
Работа с детьми:
создание развивающей среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей в детском саду: создание уголка театрализованной деятельности, изготовление различных видов театра;
беседы с детьми: «Что вы знаете о театре?», «О сказочных героях», д/игра «Отгадай, из какой сказки герой?», викторины и загадки по сказкам;
просмотр презентации для детей об истории театра и его видах;
чтение русских народных сказок;
использование волшебных сказочных атрибутов (клубок, сундучок, волшебная палочка и др.) и сказочных персонажей на ООД и в разных режимных моментах;
разучивание и обыгрывание потешек, отрывок из сказок, постановка мини-сценок; разучивание музыкальных номеров в сценках;
репетиции индивидуальные, подгрупповые;
игры-инсценировки с различными видами театра в самостоятельной игровой деятельности;
выбор воспитателем сказки для детской театрализованной постановки с участием музыкального работника: «Волк и семеро козлят на новый лад»: распределение ролей, разучивание роли (индивидуальная работа); работа над выразительностью движений, речи, характерных для данного героя; репетиции индивидуальные, подгрупповые;
использование МНЕМОТАБЛИЦ по русским народным сказкам; индивидуальная работа «Расскажи сказку» с опорой на наглядность и мнемотаблицы;
беседы с детьми о культуре поведения в театре;
знакомство с театральными профессиями;
обсуждение характеров героев/персонажей;
мораль сказки (поучительный смысл);
рисование героев сказки, лепка, аппликация;
сюжетно-ролевая игра «Театр», «Артисты театра», «Забавные клоуны», «Сказочницы»;
раскраски «Мои любимые сказочные герои» каждому ребёнку, обводка по трафаретам,
индивидуальная и групповая работа с детьми на развитие мимики: «Улыбнись!», «Погрусти», «Задумайся»: игра с карточками;
прослушивание детьми музыкальных сказок во второй половине дня.
Работа с родителями:
сообщение на первом организационном родительском собрании родителям о предстоящем проекте. Привлечение родителей к созданию театральной ширмы;
изготовление родителями и оформление воспитателями театральной ширмы;
привлечение родителей к изготовлению декораций, масок и костюмов, атрибутов;
памятки для родителей: «Театр в жизни ребёнка», «Роль сказок в воспитании детей»;
консультация для родителей в уголок для родителей: «Театрализованная деятельность в детском саду»; наглядная информация в родительском уголке «Создаём театр своими руками»;
анкетирование родителей по данной теме;
практическое применение результатов детско-родительского творчества в работе воспитателей по данному проекту.
Работа с педагогами:
презентация для педагогов ДОУ по теме: «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность» (семинар с использованием презентации);
презентация проекта «Волшебный мир театра»;
демонстрация дидактического материала и пособий воспитателя и детско-родительского творчества на презентации проекта;
приглашение педагогов ДОУ на итоговое театрализованное представление «Волк и семеро козлят на новый лад»;
Фотоотчёты на сайте сада в группе ВКонтакте.
11.Вывод.
Театр как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильного поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Занятия театрализованной деятельностью, посредством спектаклей - сказок, праздников, кукольных представлений или занятий с элементами драматизации позволяют ребятам строить общение друг с другом. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры, поступки, раскрывают значение таких понятий, как дружба, доброта честность, смелость.
Театрализованная деятельность явится мощным стимулом для творческого развития ребенка, она благотворно скажется на формировании навыков коллективного труда, ответственного отношения к своим словам и действиям. Театрализованная деятельность способствует сплочённости детского коллектива, сокращению «дистанции» между взрослыми и детьми, взрослыми и родителями.
Исходя из этого, данный проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности, что способствует освоению человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
План реализации проекта «Волшебный мир театра»
в средней группе «Ромашка»
месяц | Чтение русских народных сказок; театрализованные игры и постановки; подвижные и пальчиковые игры и др. |
октябрь | Концептуальный этап проекта. Знакомство детей с историей театра, его видами. Подготовительный этап проекта. Подготовка презентации. Подбор иллюстраций о театре, фото о детей об истории театра и его видах. Разучивание сценки «Спор зверей»(белка, ёжик, мышка): стихи и песенки, выступление на осеннем развлечении «Снова осень в гости к нам пришла!» |
ноябрь | Подготовительный этап проекта. Изготовление родителями и воспитателями сказочной ширмы |
декабрь | Подготовительный этап проекта. Изготовление (шитьё) персонажей для пальчикового театра по сказке «Репка» из фетра (воспитатель Нургалиева И.В.) при участии родителей. Практическая часть. Показ воспитателем Нургалиевой И.В. пальчикового театра «Репка». Игры детей в настольный театр «Репка» (театр на стаканчиках) и в пальчиковый театр «Репка». Рисование по трафарету «Репка». |
январь | Подготовительный этап проекта. Изготовление (шитьё) персонажей для пальчикового театра по сказке «Теремок» из фетра (воспитатель Нургалиева И.В.). Практическая часть. Игры детей в театральные игры, в настольный, пальчиковый театр «Теремок». Рисование по трафарету «Теремок». |
февраль | Подготовительный этап проекта. Изготовление (шитьё) персонажей для пальчикового театра «Колобок» из фетра (воспитатель Нургалиева И.В.) Практическая часть. Игры детей в настольный, пальчиковый театр «Колобок». Рисование героев сказки по трафаретам, лепка героев сказки из пластилина. Участие детей в сценке по сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» (по плану муз.работника): распределение и разучивание ролей, подготовка атрибутов. |
март | Практическая часть. 7 марта участие детей в утреннике, посвящённому 8 марта и разыгрывание сценки по сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Игры детей в театральные игры, в настольный, пальчиковый театр, изготовление костюмов для сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» вместе с родителями, подбор атрибутов. |
апрель | Практическая часть. Показ сказки ««Волк и семеро козлят на новый лад» для родителей и педагогов ДОУ (отчёт) |
май | Практическая часть. «Идём в гости к малышам»: «Кто, кто в теремочке живёт?» «Идём в гости к будущим первоклашкам»: «Репка» |
итог | Презентация проекта для педагогов ДОУ |