Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей в детском саду»
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей в детском саду»
Проблема психолого-педагогического сопровождения одаренных детей на сегодняшний день в образовательных организациях стала очень значимой и актуальной. Прежде всего это связано с тем, что работа с одаренными и талантливыми детьми, в данное время является частью проблемы развития творческого, культурного и интеллектуального потенциала страны.
Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей ДОУ с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей. Для раскрытия и дальнейшего развития потенциала одаренного дошкольника необходимо приложить немало усилий. И работа эта должна быть коллективной: педагоги – ребенок – родители.
Детский сад – это самое благоприятное место для развития способностей и таланта детей. Ведь, следуя ФГОС в ДОУ идет работа сразу по 5 направлениям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.
Для того чтобы ребенок проявил свои интеллектуальные способности и успешно развивался, ему надо оказывать специальную и длительную психолого-педагогическую, эмоциональную поддержку в сочетании с умеренным контролем результатов.
Необходимо выстраивать работу с одаренными, талантливыми детьми так, чтобы обеспечить им возможность выбора для реализации их права на индивидуальность, создавать возможности свободной и творческой деятельности и общения
Правильно организованное психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей в учебно-образовательных организациях позволяет практическим психологам и педагогам задействовать новые возможности в поддержке детей и их успешной социализации.
Одаренные дошкольники испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала, поэтому для них я разрабатываю и реализую индивидуальные «маршруты» педагогического сопровождения способных воспитанников.
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка в художественном творчестве
Аннотация: Структура индивидуального маршрута на одаренного ребенка. Взаимодействие с семьей и педагогами.
Автор: Шестакова Галина Николаевна
Место работы: МБДОУ детский сад № 3
Должность: Воспитатель высшей квалификационной категорией.
1. Сведения о ребёнке
Ф.И. ребенка Корсакова Варя
Дата рождения: 16.08.2017
Эссе на ребенка (Краткая характеристика ребенка)
Развитие ребенка соответствует норме. Девочка очень активна, любознательна. По наблюдениям, часто ставит перед собой цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата. Нелли уверенна в себе. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки. Любимым занятием девочки является изобразительное искусство. Она с удовольствием создает живописные образы, передает яркие эмоциональные состояния, используя цветовые тона и их свойства в своих рисунках. Очень нравится ей передавать в рисунке события и характер по содержанию литературных произведений и мультфильмов. Сформировались навыки и умения собственной творческой, декоративной и конструктивной деятельности, что помогает Варе сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.
2. Долгосрочная цель сопровождения.
Формирование у ребенка успешности, креативности в разных видах деятельности.
Задачи:
Разработать совместно с семьей план сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки ее сильных сторон личности.
Развивать творческие способности ребенка в художественной деятельности.
3. Группа сопровождения
Родители
Педагоги: воспитатель в группе.
План педагогического сопровождения
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Диагностика художественно - эстетического развития | Наблюдения Тесты | Сентябрь Май | Воспитатель |
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей. | |||
Создание дома индивидуальных условий для творчества | Беседа | По мере необходимости | Воспитатель |
Посещение выставок вгородском музее, художественном музее г. Хабаровска. | Выставка | По мере необходимости | Воспитатель Родители |
Создание творческих проектов: «Зимушка – зима» «Мир из моего окна» | Совместная деятельность | Декабрь Апрель | Воспитатель Родители |
Консультирование на тему «Нетрадиционные техники рисования». «Игры и упражнения для развития творческих способностей». «Создание творческих проектов» | Индивидуальные беседы. Консультации | 1 раз в квартал | Воспитатель |
Художественно – изобразительная деятельность | |||
Изобразительная грамота: «Жанры изобразительного искусства» «Художники Хабаровского края» | Беседы, просмотр презентаций | Октябрь Ноябрь Февраль | Воспитатель |
Творческие задания: «Теплый – холодный» «Воображаемое животное» «Нарисуй свет, музыку» «Ожившие предметы» | Игры, упражнения | 1 раз в месяц | Воспитатель |
Дополнительное образование | |||
ДЮЦ «Изо студия» | 2 раза в месяц | Родители | |
Взаимодействие с социальными партнерами | |||
Посещение выставок, открытых мероприятий, музей. | Экскурсии, беседы | 1 раз в квартал | Воспитатель |
Оценка промежуточных результатов:
Содержание работы | Критерии оценки |
Индивидуальная диагностика | Результаты диагностики |
Работа воспитателя | Создание предметно – пространственной среды для развития творческих способностей ребенка. Пополнение портфолио |
Взаимодействие с семьей. Работа родителей. | Создание портфолио |
Художественно – изобразительная деятельность. | Участие в конкурсах. Победитель конкурса |
Взаимодействие с социальными партнерами | Посещение выставок и открытых мероприятий |
Срок реализации индивидуальной программы: 2020 -2021 уч.г.
Список литературы.
1. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети 1991. М.
4. Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 59-62.